+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В интервью украинскому порталу Дело председатель правления и генеральный директор компании «Росава» Александр Далиба рассказал о том, сколько и для кого компания производит шин, как предприятие прошло через кризис на авторынке, и что делать с внутренним невосприятием украинского производителя.
Вопрос: Сколько шин вы произвели в 2016 году? Сколько по плану произведете в 2017 году?
Александр Далиба: Мы проводим серьезную модернизацию нашего производства. В 2016 году мы произвели около 3,9 миллиона шин, в 2017 году планируем выйти на цифру 4,4 миллиона шин всего ассортимента - от легковых до сельскохозяйственных.
Вопрос: Мощности компании позволяют увеличить производство до 6 миллионов. Но сейчас предприятие в стадии модернизации.
Александр Далиба: Цифра в 6 миллионов будет достигнута в течение 2-3 лет. Кроме того, наши планы на ближайшее десятилетие предусматривают существенное увеличение ассортимента шин.
У «Росавы» были мощности для производства шин 13 дюймов, популярность которых в мире падает. Последние 3-4 года мы серьезно расширили наш ассортимент за счет шин 16 дюймов. Это уже шины для автомобилей медиум-класса. В конце 2016 года мы выпустили пилотный проект линейки шин 17 дюймов, а в 2017 году уже запустили ее в серийное производство. К декабрю мы планируем «пилот» 18 дюймовых шин. В 2018 году планируем выпуск 19 дюймовых шин.
Вопрос: Сколько в процентах производится легковых, грузовых и для сельского хозяйства?
Александр Далиба: В натуральных показателях, примерно 85 процентов - это шины легкового производства, 7,5 процента - легкогрузовые, 2,5 процента - грузовые, 4 процента - аграрные.
Последние 5 лет мы работаем над расширением ассортиментной линейки сельскохозяйственных шин: освоили основные типоразмеры шин, которыми комплектуется импортная техника. Это фактически вся линейка шин для тракторов и комбайнов, которые импортируются в Украину, и которые изготавливаются в Украине.
Вопрос: Можно ли связать рост производства шин для аграриев с ростом сельскохозяйственного сегмента экономики?
Александр Далиба: Одно следствие другого. Плюс в том, что мы способны производить соизмеримого качества аграрные шины для комбайнов наших агрохолдингов по конкурентоспособным ценам.
Аграрные шины, как и все остальные, мы реализовываем на все рынки, в том числе и рынки Европейского Союза.
Приоритетным рынком был, есть и будет рынок Украины, но наша стратегия стремится к поставкам 50 на 50.
Чтобы дать украинскому потребителю качественный и интересный по цене продукт, мы должны его поставлять во все страны мира и, таким образом, у нас должна сформироваться валютная корзина, которая позволит нам покупать валютное сырье. К сожалению, около 90 процентов сырья покупаем за валюту. Соответственно, необходимость закупки валюты - очень важный момент в нашем бизнесе.
Вопрос: Поставки шин от «Росавы» - это 50 процентов - украинский рынок, и 50 процентов - другие рынки?
Александр Далиба: Это наша стратегия. В 2016 году 41 процент произведенной продукции продано на экспорт, за январь-октябрь 2017 года - около 47 процентов.
Мы ставим перед собой задачу - сохранение доли на стабильных рынках и обеспечение украинского рынка. Да, собственный рынок не всегда экономически выгодный, но здесь мы должны быть №1.
Вопрос: В каких сегментах на украинском рынке вы №1?
Александр Далиба: Легковые, аграрные и легкогрузовые шины для коммерческого транспорта (микроавтобусы, небольшие грузовики). На сегодня мы являемся лидером рынка в группе легковых шин, занимая 40 процентов рынка; в группе легкогрузовых шин с долей рынка 48 процентов; в группе агрошин с долей 25 процентов.
Мы видим перспективу в этих сегментах - развиваем качество, расширяем ассортимент, ищем новые конструкционные материалы.
Но есть направление грузовой шины. Сегодня мы не можем похвастаться тем модельным рядом, который требует рынок. Здесь наша задача - поддержать хорошие объемы и обеспечить достойный уровень качества. Ассортиментную линейку развивать уже некуда, поскольку наш ассортимент ориентирован на сегмент уходящего парка автомобилей.
Вопрос: На Запорожском автомобильном заводе в комплектацию автомобилей входят шины «Росава». Но на предприятии сейчас непростая ситуация с производством украинских автомобилей. Это сказывается на компании?
Александр Далиба: Украинский авторынок переживал кризис в 2014-2016 годах. Это был один из переломных моментов для нашей компании, потому что бизнес-модель развития предприятия тогда была построена с учетом комплектации автомобилестроительных предприятий.
Были месяцы, когда «Росава» поставляла лишь 50-70 тысяч шин на ЗАЗ.
Кризис отечественного авторынка дал нам понять, что нужно срочно перестроить собственную бизнес-модель, что мы и сделали. С 2014 года мы увеличили поставки на вторичный рынок. Мы анализируем емкость рынка автомобилей по каждой стране, на рынок шин которой планируем выйти, анализ тенденций развития автопарка этих стран дает понимание тренда ассортимента и предпочтений автовладельцев на ближайшие годы.
Мы начали выпускать шины для внедорожников и паркетников. В 2018 году планируется серийное производство шин 18 дюймов, а в 2019 году - шин 19 дюймов.
Вопрос: Кто основной заказчик у вас в Украине?
Александр Далиба: Конечный потребитель - автовладельцы. Если говорить о комплектации - в грузовой шине это в первую очередь КрАЗы, в том числе военные. Еще один крупнейший украинский заказчик - это Министерство обороны Украины. Наше предприятие разработало шины для БТР. Мы поставляем шины на Херсонский комбайновый завод, но это - небольшие объемы.
В целом большой комплектации в Украине у нас нет ни по одному направлению. Основной наш потребитель - это водитель, который получает шины через наших дилеров и через нашу розничную сеть в десяти городах Украины.
Вопрос: Какая ситуация на иностранных рынках?
Александр Далиба: Компания реализует свою продукцию примерно в шесть десятков стран мира. Мы не только сохранили свое присутствие на традиционном для нас направлении - рынок СНГ, но и развиваем новые рынки в Северной и Южной Америке, Центральной и Западной Европе, Ближнем Востоке.
В экспортных продажах третью часть занимает европейский рынок. В Европе мы продаем свою продукцию как на вторичный, так и на первичный рынок - в Словакию.
«Росава» представлена во многих странах Европы. При этом работаем по схеме представительств - либо с партнерами на рынке каждой страны, либо с крупными дилерами, которые имеют свою дистрибьюторскую сеть в нескольких странах.
Сейчас мы прорабатываем рынок Мексики и США, делая акцент на США. Это рынок, на который тяжело не просто попасть, а закрепиться и остаться. Какой бы кризис не был в мире, этот рынок поможет продолжать тот рост, который мы запланировали.
Вопрос: С какими рынками возникли сложности?
Александр Далиба: Есть много моментов, связанных с пошлиной. К примеру, в 2013-2014 годах наши поставки в Бразилию достигали 1 миллиона шин в год при производстве более 3 миллионов. Но правительство Бразилии приняло решение защитить местных производителей шин и ввело на украинские шины пошлину в размере примерно 40 процентов стоимости шины. Аналогичная ситуация в Турции, тренд развития продаж в этой стране у нас был фантастический. Мы за несколько месяцев 2016 года реализовали в Турцию около 100 тысяч шин, а с июля 2016 года была введена пошлина.
Если говорить о стратегии захода на такие рынки, можно, конечно, работать в ноль - лишь бы присутствовать на рынке. Но зачем? Сегодня того количества шин, которые делает производство, недостаточно для такой агрессии.
Вопрос: Вы говорите об агрессивном заходе на рынок?
Александр Далиба: На многих рынках мы ведем себя достаточно агрессивно, если того требуют обстоятельства. Например, в Украине в 2013 году доля «Росавы» из 15 процентов превратилась в 40 процентов в 2017 году не из-за того, что все стали большими патриотами. Мы агрессивны на нашем рынке, мы знаем цены конкурентов, знаем, что мы лучше по качеству, но мы не поднимаем цены и не пытаемся сиюминутно заработать. У нас другие цели здесь, и в 2018 году 40 процентов на украинском рынке превратятся в 50 процентов.
Вопрос: С какими самыми большими странами вы работаете? И на рынок каких хотите зайти?
Александр Далиба: Самые большие страны - это Германия, Франция, Великобритания, Чехия, Польша, Балканский регион, США и Канада. Сегодня нет страны, куда мы бы хотели зайти, но не зашли.
Есть страны, где у нас есть доля, которая не соответствует нашим амбициям.
Есть несколько больших стран, где нас нет - это Австралия, Китай, Индия, Япония. Но логистическое плечо и то, что сегодня у нас нет больших объемов производства, не дает нам зайти в эти страны. Когда мы выйдем на производство в 10 миллионов шин, мы посмотрим на этот регион.
Вопрос: А что с заходом в США? В 2011 году «Росава» планировала нарастить поставки продукции на этот рынок до 1 миллиона шин в год.
Александр Далиба: На рынок США компания зашла. Но те объемы, которые есть сегодня, недостаточны, и мы планируем их увеличить.
Не хотел бы пока говорить о цифрах. США - это 2,5 процента от экспортных поставок. США - один из наших стратегических рынков сбыта - номер №3 после Украины и Европы, и мы планируем наращивать объем продаж на этот рынок.
Вопрос: По вашим словам, вы нарастили долю на украинском рынке с 15 процентов до 40 процентов. Тем не менее возникают ли у вас проблемы на уровне менталитета, что «наше» хуже «зарубежного»?
Александр Далиба: Когда мы начинали в 2013 году разрабатывать линейки шин для импортных автомобилей, была стена непонимания, зачем мы это делаем. Никто не верил, что водители, которые ездят на Toyota Camry, будут покупать шины «Росава». Такой стереотип остается и сегодня, но он весьма невелик. Я думаю, что мы в медиум-сегменте авторынка стереотип этот разбили на 75 процентов - марки автомобилей Honda, Toyota, Hyundai ездят на шинах компании «Росава». Сегодня уже даже часть «паркетников» обувается у нас.
Самая большая проблема - это внутреннее невосприятие.
Это нужно пережить. У нас нет ни желания, ни времени кого-то ломать. Мы эволюционным путем на рынке заставим людей поверить в нас.
Я не исключаю, что из всего объема производства 18- и 19-дюймовых шин украинский рынок займет всего 20 процентов, а все остальное мы будем поставлять на экспорт. Но водители соответствующего сегмента должны нас захотеть.
Вопрос: При планируемом выходе в 6 миллионов шин в год сколько из них будет на старом оборудовании?
Александр Далиба: 5 миллионов будет производиться на новом оборудовании, 1-1,5 миллиона - на хорошо модернизированном оборудовании компании Pirelli. Шины 13 и 14 дюймов высокого качества можно произвести на том оборудовании, которое у нас есть. Шины 15 дюймов и выше - невозможно.
Мы всегда опасаемся ошибок. Если водитель на шинах Michelin попадет в аварию, то он сначала обвинит дорогу, того, кто его подрезал, свои навыки вождения, и только потом шину. Если авария произойдет с участием автомобиля, обутого в шину «Росава», водитель сразу обвинит украинского производителя, даже если он въехал в яму, разговаривая по телефону. У нас нет права на ошибку.
Вопрос: Кто на украинском рынке ваш конкурент, если брать шины 15, 16 дюймов и выше?
Александр Далиба: Наш конкурент - любая шина, которая импортируется в Украину. Это российские, белорусские, европейские производители. Есть конкурентная среда, она и есть наш конкурент. Все они заслуживают, чтобы на них ровнялись, но не на одного производителя.
В 2013 году на украинском рынке шин доля российских шин была около 40 процентов, а у «Росавы» 15 процентов. За четыре года мы снизили долю производителей РФ с 40 процентов до 9 процентов, но они остались нашими конкурентами. Michelin, который по цене-качеству проигрывает нам - тоже конкуренты.
Вопрос: Какие инвестиции идут в обновление всей линейки производства?
Александр Далиба: «Росава» инвестирует в модернизацию из собственных средств. За 5 лет в обновление производства компании «Росава» инвестировано около 200 миллионов гривен.
Вопрос: Откуда вы поставляете сырье?
Александр Далиба: Сырье мы поставляем со всего мира. Если раньше 90-95 процентов - это было сырье российского производства, то сегодня оно составляет 65 процентов, остальное - мировое производство. Мы работаем с ExxonMobil и LANXESS по каучукам и химии, с Bekaert (Бельгия) по металлокорду. Мы закупаем текстиль в Корее и Беларуси, каучук - в США, РФ и Чехии, работаем с Турцией, также закупаем натуральный каучук во Вьетнаме и Малайзии.
Вопрос: Похоже, что доля украинских поставок мала?
Александр Далиба: В Украине очень небольшая доля поставок, потому что сырье для изготовления шин просто не производится в Украине, кроме технического углерода из Кременчуга. Недавно мы также начали закупать цинковые белила с нового завода, построенного в Белой Церкви. Однако украинские производители суммарно занимают не более 10 процентов.
Вопрос: Вы ведете переговоры с украинскими поставщиками?
Александр Далиба: Мы готовы к диалогу со всеми. Нам «на руку», когда в Украине появляется компания-поставщик качественного сырья. Потому что одно дело покупать за гривну, совсем другое - выходить на биржу для покупки за валюту. Ну и поставки, границы, пробки на границах, растаможка. Это огромный труд. Мы очень заинтересованы в качественном украинском сырье.