+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В интервью популярному в Беларуси автомобильному сайту av.by начальник управления маркетинга ОАО «Белшина» Андрей Каноник рассказал, ощутили ли на предприятии волну повышенного спроса на зимние шины и ждать ли автовладельцам новинок от белорусского производителя?
Андрей Каноник:В марте я обещал, что мы не будем корректировать ценовую политику. Так и произошло: «Белшина» её практически не меняла. С марта за весь период мы один раз подняли цены на 5 процентов, после чего всё лето и осень прошли стабильно - без повышений. Более того, на отдельные позиции проводились акции. Соответственно, стоимость даже снижалась (в июле и сентябре).
Логистические цепочки по поставкам сырья за это время не пострадали. Да, весной были точечные проблемы с европейскими компонентами, но сейчас всё выровнялось. Мы отладили новые каналы, так что производство ни разу не остановилось за весь период.
Вопрос:А откуда сейчас поставляется сырьё?
Андрей Каноник:В основном из России (техуглерод и синтетические каучуки) и Юго-Восточной Азии (натуральный каучук). Порядка 30 процентов компонентов у нас белорусские, поэтому с данными позициями проще: с БМЗ идёт металлокорд, а с «Гродно Азота» - волокна. Закупочные цены на сырьё сейчас тоже стабилизировались: местами на стоимость влиял сам бренд, а кое-где она формировалась по формуле и зависела от котировок, к примеру, мазута. Таких скачков, как в конце февраля и начале марта, больше не было. У нас имелся запас прочности, поэтому мы смогли выровняться. Сейчас всё контролируем.
Неопределённость с поставками иностранного сырья была связана с подорожавшей и усложнившейся логистикой. Доставка из Китая стала дольше на 20-30 дней, а это существенный срок. Тем не менее оттуда к нам поступает небольшая доля компонентов - только химия. Мы предполагали, что перебои могут случиться, поэтому запаслись заранее. Логистическое плечо то уменьшается, то увеличивается с начала пандемии: в прошлом году стало чуть лучше, а в начале этого снова возникли сложности.
Вопрос:Стоит ждать от «Белшины» новых позиций и больших типоразмеров?
Андрей Каноник:Мы сейчас на заводе освоили покрышки радиуса R19 - в данный момент они проходят тестовые испытания. Наше оборудование позволяет производить шины вплоть до 20-дюймового размера. Посмотрим на рынок: если действительно будет такой запрос, то почему бы не выпускать их? Сами понимаете, теперь этот параметр - лишь 5 процентов от всего сегмента.
Исходя из запросов поставщиков последних лет, могу сказать, что белорусский рынок весьма консервативный - как по типоразмерам, так и по модельному ряду. 2022 год нисколько не выбивается из череды предыдущих. Наша доля по всем шинам (не только легковым) в Беларуси сейчас составляет 32 процента.
За январь - август мы увеличили поставки на внутренний рынок более чем на 15 процентов по сравнению с прошлым годом. Здесь стоит учитывать, как комплектующие предприятия, так и сферу замены автошин. На российском рынке тоже наблюдается рост. Традиционно доля «Белшины» там составляла 3,5-4 процента, а согласно последним данным мы приближаемся к 5 процентам. Один процент - серьёзный рост для масштабов российского рынка, в то время как общая его ёмкость - порядка 50 миллионов шин.
Вопрос:Какие позиции и типоразмеры пользуются наибольшим спросом в Беларуси?
Андрей Каноник:На вершине списка, конечно же, шины 195/65R15, а также R16. Они составляют 50 процентов спроса относительно общей массы. Следом по порядку идут R14, R17 и R18.
Вопрос:По традиции последний вопрос - о будущем шинного рынка. Какой прогноз можете сделать?
Андрей Каноник:Конечно, мы планируем и дальше расти. Как минимум рассчитываем в данной ситуации сохранить реализацию, а за 2023 год увеличить, в том числе ещё на 3-4 процента на внутреннем рынке. Всё-таки мы не зря сейчас активно развиваем новые каналы движения товара - к примеру, сотрудничая с АЗС сети «Белоруснефть». В прошлый раз я обещал, что цены на шины для внутреннего рынка меняться не будут. И сейчас повторю то же самое. Никакие прайсовые шоки потребителя не ждут. Если полгода назад их не случилось, то сегодня точно нет к этому предпосылок.