+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Российская компания «Нижнекамскнефтехим» является одним из крупнейших мировых производителей синтетических каучуков для шинной промышленности. Свою продукцию НКНХ реализует таким шинным компаниям, как Pirelli, Continental, Bridgestone, Pirelli, Michelin и Goodyear. В 2017 году предприятие отгрузило 704 тысячи тонн синтетических каучуков, при этом 83 процента произведенной продукции было реализовано крупным зарубежным потребителям по долгосрочным соглашениям. В интервью «Интерфаксу» глава компании Азат Бикмурзин рассказал об итогах 2018 года, планах развития и о сложностях конкуренции на мировом рынке синтетических каучуков.
Вопрос: С какими результатами «Нижнекамскнефтехим» завершил 2018 год?
Азат Бикмурзин: Несмотря на определенные трудности в сегменте синтетических каучуков, минувший год для «Нижнекамскнефтехима» был в целом успешным. Выросли объемы выпуска товарной продукции, выручка от реализации, по предварительным данным, составила порядка 189 миллиардов рублей, что на 27 миллиардов рублей больше, чем в 2017 году. Но окончательные цифры будут утверждены в марте. Производство товарной продукции в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 3,2 процента. Всего мы реализовали 716 тысяч тонн синтетических каучуков, что на 2 процента больше, чем в 2017 году.
Мы увеличили не только объемы выпуска продукции, но и расширили ее марочный ассортимент. Например, успешно идет работа над освоением новых марок функционализированного бутадиен-стирольного каучука и неодимового бутадиенового - для производства шин премиального сегмента.
Результаты могли быть и лучше, если бы не сложившиеся трудности в сегменте синтетических каучуков. В 2018 году по синтетическому каучуку изопреновому (СКИ) наше предприятие, к сожалению, понесло значительные убытки. Это произошло вследствие безудержного роста стоимости углеводородного сырья при одновременном снижении цен натурального каучука, который движет ценами СКИ. За первые 10 месяцев минувшего года стоимость углеводородного сырья со стороны поставщиков увеличилась для нас по одной из позиций на 49 процентов, по другой - в два раза. При этом цена натурального каучука на мировых биржах в 2018 году упала на 17 процентов. Наша экономика производства изопренового каучука сильно ухудшилась в 2018 году, но, несмотря на это, мы исполнили все обязательства по заключенным контрактам и договорам.
Вопрос: «Нижнекамскнефтехим» планирует построить производство метанола мощностью 500 тысяч тонн в год. Говорилось, что это необходимо для создания полной цепочки производства синтетического изопренового каучука. Таким образом, просто планируется заместить стороннее сырье или, в том числе, предполагается дальнейшее расширение производства СКИ?
Азат Бикмурзин: Для нас проект по производству метанола очень важен. Он позволит нам повысить сырьевую автономность и снизить затраты на выпуск синтетического каучука. Вынужден признать, что нам очень сложно конкурировать на рынке с натуральным каучуком, цена которого снижается в мире уже 8 лет подряд, в то время как стоимость сырья для производства синтетического каучука только растет. Выпуская метанол сами, мы заместим покупное сырье и, таким образом, закроем весь цикл по производству синтетического изопренового каучука. Новое производство позволит нам сохранить конкурентоспособность на этом рынке.
Вопрос: По какой технологии будет производиться метанол? Когда планируется ввести производство? Во сколько оцениваются инвестиции в проект?
Азат Бикмурзин: Метанол будет производиться по технологии компании Haldor Topsoe, сырьем для него послужат природный газ и диоксид углерода. Природный газ будет поставляться со стороны, диоксид углерода - с действующего производства «Нижнекамскнефтехима». Так как проект стратегически важный для компании, реализовать его планируется в кратчайшие сроки. Инвестиционные затраты будут определены на более позднем этапе после заключения всех необходимых контрактов.
Вопрос: В прошлом году компания довела мощности по выпуску изопренового каучука до 330 тысяч тонн в год, в планах компании увеличить эти мощности до 420 тысяч тонн в 2020 году, и в целом производство каучуков до 1 миллиона тонн в 2020 году. Какие еще проекты предстоит реализовать для этого? На этом развитие каучукового направления можно будет считать выполненным или и далее планируется наращивать производство?
Азат Бикмурзин: Я бы хотел ответить на этот вопрос так. Наращивание производства синтетических каучуков для нас не самоцель. Наша цель - стать наиболее клиентоориентированной компанией, способной предлагать покупателям максимально широкий ассортимент товара и объем по конкурентоспособным ценам. Вопрос конкурентоспособности сегодня стоит перед производителями синтетического каучука наиболее остро. На рынке идет конкуренция «на издержках». Сегодня мало выпускать просто качественный каучук, нужно еще и предлагать его по конкурентоспособной цене. Как можно конкурировать, скажем, с натуральным каучуком, у которого, по сути, отсутствует такое понятие как себестоимость? Да, затраты у него, несомненно, есть, но они значительно ниже затрат производителей синтетического каучука, особенно, при растущей нефти. При этом, несопоставимы и объемы этих каучуков. К примеру, спрос на каучук СКИ-3 в мире составляет 580-600 тысяч тонн в год всего. А спрос на натуральный каучук оценивается в 14 миллионов тонн. Мы - лишь небольшая часть на этом рынке. К тому же мы видим, что наши конкуренты в мире наращивают свои мощности, поэтому и мы должны принимать соответствующие меры для того, чтобы сохранить свои продажи на рынке. Таким образом, наращивание производства решает две задачи: помогает снизить удельные издержки выпуска каучука и позволяет в будущем сохранить свою долю на рынке.
Вопрос: По вашему мнению, как будет развиваться мировой рынок синтетического каучука в среднесрочной перспективе и каким будет положение «Нижнекамскнефтехима»? В то же время, что будет происходить с ценами на каучуки?
Азат Бикмурзин: Мы считаем, что мировой рынок синтетического каучука будет устойчиво развиваться и в будущем. Несомненно, время от времени будут возникать замедления, но, в целом, тренд будет на рост. Автомобильный парк в России и в мире будет увеличиваться, с ним будет расти и производство шин, а значит и использование каучуков. С планомерно проводимой разработкой новых марок синтетического каучука и увеличением объемов его предложения наше положение на рынке должно, как минимум, сохраниться. Цены на каучуки спрогнозировать достаточно сложно. На них будут оказывать влияние цены нефти и углеводородных фракций, выступающих сырьем для синтетических каучуков, цены натурального каучука, общий экономический фон в мире, состояние автомобильной и шинной отрасли, новые стандарты. Будут оказывать влияние политические и геополитические события. К примеру, сейчас мы являемся свидетелями происходящей в мире торговой войны между США и Китаем. Она уже привела к тому, что основные мировые экономики начали замедляться, а вместе с этим стал снижаться спрос и цены на каучуки. И неизвестно, как долго продлится это противостояние. Но оно оказывает серьезнейшее влияние на нашу отрасль. Эти события невозможно спрогнозировать и к ним невозможно подготовиться заранее. Единственное, что может и должно делать каждое предприятие - это стремиться к снижению своих издержек. Повышение конкурентоспособности - это ключ к выживанию в сегодняшнем рынке.
Вопрос: Компания сообщала, что спрос на каучуковую продукцию НКНХ полностью покрыт заключенными контрактами. Однако, как вы отмечали, цены на синтетический каучук снижаются, в то время как в России стоимость сырья растет. Компания планировала поставить вопрос об увеличении цен со своими потребителями. Проведена ли эта работа? На что «Нижнекамскнефтехим» хочет ориентироваться при установлении цен на продукцию?
Азат Бикмурзин: К сожалению, образно говоря, в прошедшем году мы оказались словно между молотом и наковальней: с одной стороны, стремительный рост стоимости сырья на рынке, с другой - падение цен на натуральный каучук, определяющий цену синтетического каучука. В этой ситуации мы были вынуждены проводить долгую и кропотливую работу с потребителями наших каучуков. Где-то нам это удалось, а где-то нет. И последнее - это не наша неудача. У нашей компании есть разные договоры на поставку синтетических каучуков. Там, где договоры носят многолетний характер и еще не истекли по срокам, изменять условия мы не в силе. Договор мы обязаны исполнять. Там, где договоры истекали в 2018 году, мы добились некоторых изменений условий.
Я бы хотел обратить внимание на то, что формулировка вашего вопроса не совсем корректна. «Нижнекамскнефтехим» не занимается установлением цен на свою продукцию. Мы - компания международного уровня с большим опытом работы на рынке, и мы придерживаемся общепринятых на рынке принципов ценообразования. Другими словами, мы работаем по ценовым формулам. Это очень эффективно, особенно, с клиентами, которым требуется регулярная поставка каучуков в течение года или более длительного периода. Не приходится тратить их и свое время на регулярные переговоры и обсуждения. Цена формируется по прозрачному и понятному для обеих сторон механизму на основании рыночных индикаторов. Все справедливо. Конечно, экономически это бывает не всегда выгодно. Пример по каучуку СКИ я уже привел. В этом случае, нам было бы выгодно предложить формулу, основывающуюся на углеводородном сырье. Но, к сожалению, рынок так не работает. Да и такая формула привела бы к резкому росту цены на СКИ, что «выбило бы» нас из рынка.
Вопрос: «Нижнекамскнефтехим» планировал начать выпуск нового продукта - дивинил-стирольного каучука (ДССК). Как реализуется проект?
Азат Бикмурзин: В 2018 году мы заключили договор с лицензиаром на базовое проектирование и технологию на пилотной установке каучука ДССК. Была определена площадка для строительства нового производства. В прошлом году проведены общественные слушания и получено положительное заключение. Согласно базовому проекту лицензиара выполнено детальное проектирование генпроектировщиком ПИ «СХПП» и проектная документация направлена в Главгосэкспертизу. Уже определен генподрядчик, выполнены работы по обустройству строительного городка. В текущем году планируется разработка рабочей документации, закупка оборудования и материалов и выполнение основной части строительно-монтажных работ. Завершить реализацию проекта планируется в 2020 году.