+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В последнее время заседания научно-технического совета концерна «Белнефтехим» по развитию шинной промышленности в Республике Беларусь проходят регулярно. В этом году состоялись уже три заседания НТС. О том, что удалось сделать, на страницах белорусского отраслевого журнала о нефти и химии «Вестник Белнефтехима» поведал председатель Научно-технического совета, заместитель генерального директора по качеству ОАО «Белшина» Дмитрий Савончик.
Д. Савончик: На мой взгляд, удалось сделать то, ради чего создавался совет, - приблизить науку к реальному производству. В заседаниях НТС вместе с нами, работниками ОАО «Белшина», участвуют представители Национальной академии наук Беларуси, в частности: Объединенного института проблем информатики; Института тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова; Института механики металлополимерных систем имени В.А. Белого; Объединенного института машиностроения; специалисты лаборатории неразрушающих методов контроля Института прикладной физики; специалисты Государственного учреждения «Белорусская машиноиспытательная станция»; специалисты Белорусского технологического университета и другие. Представители концерна «Белнефтехим» - наши постоянные участники.
Вопрос: Назовите, пожалуйста, наиболее актуальные темы, над которыми работают ученые в рамках НТС.
Д. Савончик: Темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специфические. Направлены они на то, чтобы повысить работоспособность цельнометаллокордных сверхкрупногабаритных шин в различных температурных регионах; увеличить износостойкость и порезоустойчивость протектора карьерных шин без снижения других эксплуатационных характеристик; и разработать рецептуры резин протектора грузовых комбинированных и цельнометаллокордных шин различного назначения с улучшенными износными и сцепными характеристиками с уровнем ходимости до 300 тысяч километров и более.
Например, Институт механики металлополимерных систем имени В. А. Белого НАН Беларуси в 2017 году для ОАО «Белшина» занимался вопросами армирования дезориентированными короткими волокнами рабочего слоя протектора, анализом температурных зависимостей воздухопроницаемости для серийных гермослоев разных толщины и составов, а также резин гермослоев, модифицированных добавками органоглин.
В частности, использование углеводородных наполнителей позволит увеличить ходимость шин, повысить износостойкость в процессе эксплуатации. Эти работы сегодня важны. Мы продолжаем изготавливать сверхкрупногабаритные шины диагональной конструкции. Учитывая, что весь конструктивный, рецептурный потенциал уже максимально используется, мы рассчитываем на эффект от применения нанотехнологий для увеличения ходимости шин.
Много вопросов, актуальных для «Белшины», решаются совместно с Белорусским государственным технологическим университетом. Сотрудничество направлено не только на подготовку специалистов, но и создание производственной отраслевой лаборатории на базе лаборатории БГТУ. Необходимо дооснастить ее недостающим оборудованием. Мы рассчитываем, что это позволит сделать шаг вперед и в рецептурах, и в проведении лабораторных исследований.
Еще один пример работы в рамках НТС - Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси создает для нас программу, предусматривающую все риски на стадии разработки шин. Она необходима для того, чтобы при производстве опытного образца вероятность заложенных требований приближалась как можно ближе к 100 процентам.
В 2017 году мы привлекли к участию в заседаниях не только ученых нашей страны, но и специалистов из России - Казанского национального исследовательского технологического университета, который готовит специалистов в том числе и для шинной промышленности. Мы посещали этот университет с ректором БГТУ Игорем Войтовым. Между учебными заведениями заключено соглашение о взаимном сотрудничестве. Надеюсь, после участия представителей Казанского университета в заседании нашего НТС оно будет еще более тесным. На приглашение к участию в заседании НТС откликнулись и ученые Юго-Западного государственного университета из Курска. С ними достигнута предварительная договоренность об исследовании на молекулярном уровне резин шин.
Вопрос: В 2018 году НТС продолжит свою работу?
Д. Савончик: Обязательно продолжит. И если в этом году мы собирались для обсуждения насущных вопросов раз в квартал, то в 2018-м, возможно, будем встречаться чаще. Мы постараемся привлечь как можно больше специалистов научной сферы. Важно, чтобы наука и производство шли вместе, а не каждый своим путем. Разрыв мешает взаимодействию.
Мне хотелось бы поблагодарить специалистов концерна «Белнефтехим» за должное внимание к вопросам, обсуждаемым на заседаниях НТС. Концерн - это наша головная управляющая компания, которая оказывает финансовую, интеллектуальную и административную помощь.
Вопрос: Сегодня популярна тема производства электромобилей. ОАО «Белшина» могло бы выпускать для них свою продукцию?
Д. Савончик: Мы можем разработать шину для легкового или грузового автомобиля под любой размер и технические характеристики. Но для этого необходимо знать, какая функциональность у автомобиля, в каких условиях он будет работать, при каких режимах. Разработка и постановка шины - трудоемкий и сложный процесс, потому что связан с физико-химическими процессами, которые происходят одновременно. Пока мы имеем только информацию, что электромобиль проходил испытание на нашем полигоне. Мы, в свою очередь, постараемся выйти с инициативой о разработке шины, но все будет зависеть от того, какие технические характеристики необходимы.
Вопрос: Как вы считаете, хороший был год для ОАО «Белшина»?
Д. Савончик: Он был сложный, но позитивный. Отзывы предприятий, в том числе ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «КАМАЗ», о продукции «Белшины» положительные. Они признают, что наше качество - на уровне прежних поставщиков. Сейчас ОАО «Белшина» постепенно занимает ведущие позиции при поставках своей продукции на эти предприятия.
Вопрос: Шина года, наверное, СКГШ?
Д. Савончик: Действительно, специалистами ОАО «Белшина» проведена большая и сложная работа по изготовлению СКГШ с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма. Если производителей легковых шин много и конкуренция среди них жесткая, то сложнейший процесс выпуска СКГШ, освоенный нами, - единственный на постсоветском пространстве. То, что специалистами нашего предприятия все-таки произведены образцы СКГШ 57 и 63 дюйма и они находятся в эксплуатации, - большой шаг вперед. На мой взгляд, за этими шинами будущее.