+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В период ажиотажного спроса цены на белорусском рынке шин прыгали вслед за курсом валют то вверх, то вниз, а новые поставки оказывались под вопросом из-за сбоев в логистике и ухода именитых брендов с российского и белорусского рынков. Популярный в Беларуси сайт по покупке и продаже автомобилей и запчастей av.by решил подвести промежуточные итоги года и понять, что будет дальше и как изменился сегмент за последние восемь месяцев. Ответить на вопросы av.by согласился коммерческий директор компании «Колесоплюс», которая является одним из ведущих белорусских поставщиков шин Дмитрий Циуля.
Дмитрий Циуля:Турбулентность никуда не ушла. Соответственно, на рынке по-прежнему напряжённость. Понятно, что через серый импорт в Беларусь что-то попадает, но это, естественно, сказывается на стоимости доставки. Ни для кого не секрет, что шину можно купить на европейском или турецком рынке, но не у производителя, а в оптовом канале, то есть на ней уже априори кто-то нажился. Второй вариант, который мало у кого сработал, - такой, где поставки перенеслись из штаб-квартир в СНГ на территорию ЕС, в ОАЭ и любую другую страну. В 90 процентах подобных случаев сильно вырастают затраты на доставку. Плюс ко всему фрахты сейчас не самые приятные, что тоже существенно влияет на стоимость.
Чехарда из-за военных действий повлияла на весь мир - цены выросли везде. Всё-таки большое количество сырья ехало из России и Европы во многие страны, к нам в том числе. Некоторые производители ушли из РФ или позакрывали заводы, поэтому мы имеем вымывание готовых изделий с других рынков, из-за чего в грузовом сегменте не доезжает внушительное количество шин, которое ещё в прошлом году поступало с нормальной периодичностью.
Вопрос:Вы имеете в виду спецтехнику, грузовые авто и карьерные самосвалы?
Дмитрий Циуля:В сегменте шин для карьерных самосвалов всё особенно весело, однако, на удивление, они пострадали меньше. Пока. Там преимущественно прямые и долгосрочные контракты, потому многие производители по-прежнему выполняют свои обязательства, даже если глобально покинули рынок. Другой вопрос, что новые договоры никто не подписывает, поэтому предположу: через полгода-год в сфере будет достаточно жёстко. Для Беларуси это не так актуально, поскольку у нас самих карьеров немного.
Это больше скажется на дорожно-строительной технике: грейдерах, фронтальных погрузчиках, грузовиках. Сейчас там идёт серьёзное замещение на азиатские шины - из Китая, с Тайваня, из Камбоджи и Вьетнама. Европейские покрышки для техники или заезжают кривым способом (соответственно, более дорогим), или не прибывают вообще.
Вопрос:Уйдём от спецтехники в массовый сегмент легковых авто. Какие позиции и размеры наиболее дефицитны?
Дмитрий Циуля:Можно пожалеть владельцев последних моделей кроссоверов с колёсами диаметром более 21 дюйма. Даже в лучшие времена для таких машин покрышки R22 и R23 находились с большим трудом, а сейчас - ещё сложнее. Так как мы много работали с Европой, шины всё равно заходили с новой техникой или благополучно доезжали, но сейчас найти эксклюзивные либо низкопрофильные размеры практически невозможно. Если до этого реально было заказывать напрямую у производителя, то теперь - только перекупать в ЕС, когда самого размера в принципе не хватает. Оттого выходит безумно дорого либо вообще никак.
В спецтехнике также много образцов, которые не производят ни в Беларуси, ни в России. Думаю, скоро ситуацию прочувствует и сельскохозяйственная техника: практически все энергонасыщенные агрегаты вроде John Deere и Claas предполагают специфические размеры, выпускавшиеся отнюдь не везде. Вероятно, добыть их будет достаточно сложно.
Вопрос:Какой из ценовых сегментов легковых шин пострадал сильнее всего?
Дмитрий Циуля:Наверное, эконом. По той простой причине, что логистика сделала его дороже, стоимость приближается к премиуму. В частности, речь о корейских шинах и «вторых» линейках дорогих брендов: Sava и Fulda (Goodyear), BFGoodrich (Michelin), Firestone (Bridgestone). Когда разница между вчерашним экономом и премиумом составляет порядка 5 процентов, покупатель, конечно, выберет более престижный вариант. В бюджетном сегменте остались китайские производители, «Белшина» и «Кама», а разрыв в цене между ними и нынешним премиумом существенный. На второй план вышли некоторые турецкие изготовители, ранее слабо представленные. Имеются в виду Lassa и Petlas - они достаточно адекватны по качеству и цене.
Проще говоря, из-за удорожания сырья и логистики компаниям легче продать премиум, чем вкладываться в сегмент эконом.
Вопрос:А что стало с премиумом? Получается, на него цена вообще стремится в космос…
Дмитрий Циуля:По сравнению с прошлым годом подорожало всё. Если подсчитывать пропорционально, то этот класс не настолько вырос относительно прочих брендов. Всё равно осталось определённое количество людей, готовых заплатить больше и ездить на знакомых шинах. Те, кто в прошлом году находился в серединке, уходят в сегмент повыше или, наоборот, в бюджетный.
Вопрос:Китайские производители оказались неспособны заместить выпавшие бренды?
Дмитрий Циуля:Есть более чем качественные шины (тот же Michelin выпускают в Китае), но сегодня в сегменте оптимум слабый выбор, из-за чего премиальные покрышки из КНР, благодаря своей цене, попадают в эконом.
Вопрос:Какие бренды и типоразмеры популярны у белорусских автовладельцев?
Дмитрий Циуля:В премиальном сегменте остались Bridgestone и немного Continental. Michelin и Goodyear практически отсутствуют на рынке. В эконом вернулся Matador, а также в небольших объёмах Sava и Dunlop. Костяк «бюджетников» составляют «Белшина» (пускай со слабым разнообразием типоразмеров), «Кама», китайские производители. Спрос на типоразмеры не изменился - он ровный относительно прочих лет.
Вопрос:С конца февраля упали объёмы продаж?
Дмитрий Циуля:Да, определённо. Многие покупатели убежали в «бюджет», а кто-то даже пересел в диаметры пониже. В период экономических пертурбаций потребитель экономит на всём, откладывая покупку шин на самый последний момент. Бывает, что белорусы приезжают на совсем заезженных «сликах» - изнашивают резину по максимуму.
Шинный рынок ждёт непростое будущее. Лучше подумать о приобретении заранее, пока есть предложение и выбор. Всё-таки очереди после первого гололёда никто не отменял. Учитывая достаточно скудное пополнение запасов и неопределённость с пересечением границ в дальнейшем, лучше взять сейчас - только белорусскими и российскими производителями потребности рынка не закроешь. Легче озаботиться покупкой уже сегодня, а потом спокойно ждать первых снежинок.