+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Десять лет назад международная компания с бельгийским капиталом Bekaert, являющаяся одним из крупнейших в мире производителей металлокорда для шинной промышленности, стала одним из первых иностранных резидентов особой экономической зоны «Липецк». На липецком заводе компания запустила производство металлоизделий, используемых для армирования шин, а также в различных видах строительства. Об особенностях ведения бизнеса «по-русски», необходимости производить стальную проволоку втрое тоньше человеческого волоса, сырьевом дефиците и о завтраках с главой компании на лужайке, как форме самого эффективного общения, корреспонденту «Абирега» рассказал генеральный директор ООО «Бекарт Липецк» Эрвин Локере.
Вопрос: Господин Локере, вы гораздо проще и охотнее согласились на интервью, чем некоторые главы российских предприятий экономической зоны. Это открытость, свойственная европейскому менталитету, или ваша индивидуальная особенность?
Эрвин Локере: Думаю, что открытость - это то, что присуще в целом всей нашей компании, отражает ее культуру. Мы являемся резидентами экономической зоны и очень довольны тем, что находимся здесь и работаем в полном объеме. Мы вкладываем в экономику региона, поэтому готовы к общению, можем с удовольствием поделиться информацией о нас, если она, конечно, не является конфиденциальной.
Вопрос: Сколько производственных линий уже загружено?
Эрвин Локере: В этом году мы отметили десятилетие завода. Третья очередь производственных линий уже запущена, сейчас готовится к запуску четвертая. Всё это время мы растем вслед за рынком, за нашими клиентами и их потребностями. За эти 10 лет мы уже научились прочно стоять на ногах. Предприятие активно развивается, начались экспортные поставки.
Вопрос: Вы производите металлический корд. И автомобильный, и строительный рынки испытывают стагнацию. Сильно ли ощутил «Бекарт» на себе последствия этого снижения?
Эрвин Локере: В целом коронавирус очень сильно повлиял на мировую экономику, и мы не исключение. Но в данный момент мы наблюдаем следующую ситуацию на рынке: у нас действительно было падение продаж в апреле-мае, но сейчас рынок восстанавливается, и мы возвращаемся к нашим запланированным объемам производства и продаж. Вы правильно отметили, что сейчас существенно проседает автомобильный рынок, автоконцерны рассматривают перспективу снижения темпов производства автомобилей. Но для нас большее значение имеет факт не производства новых машин, а километраж, который проходит шина. Когда весной был локдаун, все были вынуждены находиться дома, соответственно, меньше использовался личный транспорт, грузовые машины. Сейчас ситуация абсолютно иная: статистика показывает, что километраж пробега автошин вернулся к прежним показателям.
Вопрос: С какими объемами продаж рассчитываете завершить 2020 год относительно предыдущего?
Эрвин Локере: Конечно, мы ожидали, что 2020 год будет лучше, чем 2019-й по объему производства, продажам, но в наши планы вмешался коронавирус. Однако могу сказать, что объем производства в 2020-м будет примерно равен показателю 2019 года. Если сравнивать эти два года, то месяц после локдауна, начиная с августа, мы очень хорошо росли в плане производства. И если бы не апрель и май, где мы очень сильно просели, то в целом по году мы бы показали очень хороший рост. Таким образом, объем продаж будет идентичен результату прошлого года. В денежном эквиваленте - это около 4 миллиардов рублей, возможен прирост на 1-2 процента. И мы считаем это безусловным успехом, поскольку есть ряд компаний, которые испытывают падение в 10 процентов.
Вопрос: Предприятие уже окупило себя?
Эрвин Локере: Наша компания постоянно инвестирует в свои предприятия, мы растем в течение 10 лет. Конечно же, последние инвестиции пока не окупились, в отличие от средств, вложенных в производство в самом начале. В начале этого года головная компания вложила в закупку нового оборудования несколько миллионов долларов. Потом наступило затишье, а с октября инвестиции в модернизацию производства возобновились.
Вопрос: Признайтесь, не пожалели, что пришли на российский рынок? Смогли приспособиться к его условиям?
Эрвин Локере: Если коротко отвечать на вопрос, то да. Мы довольны тем, что компания пришла в Липецк, в Россию. Если бы нас что-то не устроило, естественно, головная компания не продолжала бы инвестировать в нас. Мы удовлетворены тем, как нам помогает администрация особой экономической зоны и как в целом власти региона к нам относятся. Ощущаем полноценную поддержку и уже чувствуем себя местными жителями Липецкой области. Мы плотно сотрудничаем с международными производителями шин, имеющими свои заводы в России. Также мы очень активно взаимодействуем с российскими производителями шин. Единственный момент, который вызывает у нас небольшое опасение: как ни странно, в России мы испытываем нехватку катанки. Катанка - это стальной прут, который используется в производстве сложных металлоупорных конструкций, и она для нас является сырьем. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы поставки катанки проходили по конкурентной цене.
Вопрос: Кто является поставщиками сырья?
Эрвин Локере: В целом мы используем сырье и местных, и зарубежных поставщиков. Если в процентном соотношении, то 80-90 процентов - это местные поставщики. Почему не 100 процентов? Потому что, к сожалению, мы не всегда удовлетворены качеством сырья. Вот поэтому и привозим пока катанку из-за рубежа, но будем стремиться, чтобы 100 процентов поставщиков были российскими. В настоящий момент нашими поставщиками являются Новолипецкий металлургический комбинат, часть поставок идет из Молдовы. Недавно начали сотрудничать с новым производством катанки в Туле.
Вопрос: Изучали ситуацию - почему некачественная продукция?
Эрвин Локере: Хороший вопрос. Если бы мы реально знали, в чем причина, естественно, мы с удовольствием сказали бы об этом нашим поставщикам, поскольку мы в этом заинтересованы. Ну, если предположить, то, возможно, причины таковы: не развит рынок, отвечающий за производство таких высококачественных продуктов, как катанка. И второй момент, который касается производственной эффективности наших поставщиков. Необходимо выбрать между теми, кто производит продукт среднего качества, и теми, кто выпускает более высококачественный продукт. При этом нужно учитывать, последнего требуется меньше, но заплатить за него придется больше.
Сейчас тренд последних лет в шинной индустрии такой: шины становятся тоньше, шире, легче, и это способствует улучшению экологической ситуации. Ведь когда шина отвечает современным стандартам качества, она позволяет автомобилю расходовать меньше топлива. Если шина легче, то мы должны обеспечить ей более прочный металлокорд, он должен быть прочнее и тоньше. Это тоже такой тренд последнего времени. И чтобы производить этот тонкий и прочный металлокорд, нам нужно более высококачественное сырье. К слову, металлокорд - это сплетение нескольких тонких проволок. Мы можем на своем заводе производить специализированную стальную проволоку, которая примерно в три раза тоньше, чем волос. Но чтобы она была высококачественной, прочной, нам нужно сырье соответствующего качества. Если сравнить качество сырья, которое мы получали в самом начале становления завода, и нынешнее, то за эти годы качество сырья значительно улучшилось.
Вопрос: Правильно я понимаю, что из-за того, что ваши поставщики недостаточно клиентоориентированы и не готовы производить высококачественное сырье, они вас тянут вниз?
Эрвин Локере: Я бы не стал использовать слово «неклиентоориентированные», на самом деле они очень активно с нами сотрудничают. Здесь, скорее, идет речь о бизнес-модели, которую они используют. Мы видим, что наши поставщики стараются, но для них объем, который мы покупаем, не суперкрупный. И если в дальнейшем наши поставщики не захотят развиваться в ногу с нашим бизнесом, очень скоро на шинном рынке возникнут проблемы с поиском высококачественной катанки местного производства.
Вопрос: А у вас много конкурентов, претендентов на это сырье?
Эрвин Локере: Каждая третья покрышка в мире армирована металлокордом производства компании «Бекарт». Мы лидеры рынка, но, естественно, у нас есть конкуренты, и на российском рынке, и на рынке СНГ. К примеру, на Урале и в Белоруссии есть производства металлокорда.
Вопрос: Вы конкурируете в плане поставок сырья: кому больше, кому меньше?
Эрвин Локере: У нашего белорусского конкурента собственное производство катанки. У уральского завода собственного производства нет, он так же, как и мы, ищет поставщиков сырья, возможно, частично закупает за рубежом.
Вопрос: То, что ваш сосед - Новолипецкий металлургический комбинат, это, наверно, и было решающим фактором при выборе площадки, где локализовать производство?
Эрвин Локере: Близость к Новолипецкому заводу была одним из факторов, которые способствовали принятию решения о строительстве завода в Липецкой области. Самым главным фактором было удобное расположение к нашим основным клиентам, а также хорошо развитая инфраструктура, высокопрофессиональные кадры. В Липецке есть технический университет и колледжи, которые готовят для нашего производства очень хороших специалистов.
Вопрос: Помимо шинной промышленности где используется ваша продукция?
Эрвин Локере: Наш Dramix используется для армирования полов различного назначения. Например, его использовали при строительстве стадиона «Самара-арена», на котором проходили матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Вопрос: Кто ваши основные клиенты?
Эрвин Локере: Все бренды шин, которые вы знаете, это наши клиенты: Cordiant, Pirelli, Yokohama, Nokian, «Нижнекамскшина», «Росава», Continental, Nortec, Cooper, Bridgestone.
Вопрос: Каковая доля производства стальной фибры и металлического корда?
Эрвин Локере: В производственном отношении металлокорда 80-85 процентов. Соответственно, Dramix 15-20 процентов.
Вопрос: Один из тезисов вашего позиционирования звучит так: «Строим команду мечты». Какую, можете пояснить?
Эрвин Локере: Для нас важным моментом в развитии компании являются люди, наши сотрудники. Я придерживаюсь слогана, по-русски он звучит так: «Ты не создаешь бизнес, ты создаешь людей, которые потом создают бизнес». Наши сотрудники - это самая главная ценность. Можно купить оборудование, привезти расходные материалы, построить здание, но без хорошей команды это всё будет работать не так, как нужно.
Вопрос: Три ваших основных принципа менеджмента.
Эрвин Локере: У нас в компании есть три ценности, которые мы постоянно транслируем в общении с людьми, в построении команды и в построении бизнеса в целом. Первая - доверие. Мы доверяем людям, как бы это странно ни звучало. Вторая - честность. Третья - мы не сдаемся, как бы ни было трудно.
Вопрос: Люди оправдывают это доверие?
Эрвин Локере: Мы постоянно проводим опрос мнения своих сотрудников на анонимной основе. В опросе целый ряд вопросов, на которые можно ответить честно, потому что всё анонимно. И по результатам мониторинга видим, что честность и доверие очень ценятся сотрудниками. Они постоянно отмечают то, как с ними обращается руководство компании.
Вопрос: У вас проходили завтраки с директором. Что это за формат общения и для чего нужен?
Эрвин Локере: Это очень хорошая практика. Завтрак - отличное начало дня, мы проводили их достаточно часто, пока не осложнилась эпидемиологическая ситуация. Как правило, завтрак организовывался здесь, в кабинете директора, или мы выходили на улицу, на лужайку, общались, завтракали. Мы стремимся к созданию культуры открытого общения, доверия, когда сотрудники могут прийти, пообщаться с директором, задать любые вопросы по поводу развития завода, обсудить планы на будущее. Сотрудник может поделиться своими идеями, внести рациональное предложение, рассказать о том, что можно было бы улучшить в производстве.
Вопрос: Работает эта модель общения?
Эрвин Локере: Конечно! Люди с удовольствием приходят. И общаются не только на производственные темы, могут задать мне и личные вопросы. Думаю, это очень важно - понимать и чувствовать настроение своих сотрудников.
Вопрос: Вы иностранный директор. Как думаете, стали «своим» для сотрудников?
Эрвин Локере: Я чувствую себя частью команды, и, надеюсь, мои сотрудники уже воспринимают меня как своего. Во время наших праздничных или командообразующих мероприятий я такой же участник команды, как любой из моих сотрудников.