+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
«Главное, чтобы не изобрели автомобиль без колес» Кризис продолжается: на чем приходится экономить производителю автомобильных шин, как не снижать объемы выпуска при сокращающемся рынке, и какое будущее ждет индустрию — об этом рассказал генеральный директор Pirelli Tyre Russia Аймоне ди Савойя Аоста.
- Отечественный рынок автомобилей снижается четвертый год. Как это сказывается на продажах шин? - Действительно, авторынок падает, и конца этому не видно. В начале года аналитики полагали, что спад будет в районе пяти процентов, а сейчас прогнозируют минимум десять процентов. Более пессимистичный сценарий — минус 17-18 процентов. Кризис продолжается и, конечно, отражается на продаже шин: премиальный сегмент автопокрышек с начала кризиса упал на 30 процентов.
-С какими странами Россия сегодня соседствует по объему сбыта? -Печальная статистика: если в 2008 году ваш рынок был больше, чем в Германии, то сейчас он примерно соответствует французскому. Мы продаем около 40 миллионов покрышек в год. С другой стороны, это не так плохо: Россия до сих пор находится в числе самых автомобилизированных стран Европы по объему продаж.
-Что происходит на российских заводах Pirelli в условиях сокращения рынка? -Мы держим заводы полностью загруженными. Для этого пришлось перепрофилироваться, переключившись на экспорт. Для сравнения: в 2014 году мы экспортировали из России 400 тысяч шин, сегодня — три с половиной миллиона. Не подумайте, что это целиком вынужденная мера: перепрофилирование было в планах. Может быть, не в таких объемах, но было.
-На чем компании приходится экономить в кризис? -Мы не сокращаем персонал и объемы производства, однако нам приходится искать, что урезать. Например, маркетинг — говоря откровенно, с российскими объемами продаж его должно быть больше. Но сегодня мы предпочитаем инвестировать в технологическое развитие российских заводов.
-В чем заключается развитие? -У нас два предприятия — в Кирове и Воронеже. Первое выпускает шесть миллионов покрышек ежегодно, второе — два миллиона. Это откровенно мало для такого большого завода. Поэтому у нас в планах расширение производства в Воронеже. Но это не планы на следующий год, поэтому назвать точный объем инвестиций я не могу.
-Вы планируете увеличивать локализацию шин? -Доля импортных компонентов не так уж высока, менее 30 процентов. Сажа, синтетический каучук — местные, а это основные ингредиенты. Когда завод в Воронеже посещал Дмитрий Медведев, он спросил, почему мы не производим все компоненты сами. С радостью бы, но в России есть проблемы с выпуском некоторых спецификаций каучука и химических присадок. В этом отношении отрасль еще недостаточно развита.
-Но какие-то подвижки в этом направлении есть? -Безусловно. Имеется договоренность с «Роснефтью» о производстве нужных нам компонентов на заводе в Находке. Это будет совместное предприятие с фирмой «Синтез», специализирующейся на выпуске продвинутых синтетических материалов.
-Как скажется на российских заводах продажа «Роснефтью» доли Pirelli китайской корпорации China National Chemical? -Для России это на самом деле малозначимый фактор. Во-первых, Китай сейчас теряет ниши на российском рынке: из-за девальвации рубля импортировать невыгодно. Во-вторых, зачем они вообще пришли к Pirelli? Китайцы заинтересованы в том, чтобы получить наши технологии и воспользоваться нашими коммерческими структурами. Поэтому я исключаю, что в России на наших заводах будут производиться китайские шины. Скорее в Китае через какое-то время откроется производство покрышек Pirelli.
-Что насчет вторичного рынка? Каким образом вы делаете бренд привлекательным для покупателей машин с пробегом? -Существует правило, общее для всех рынков: «первичка» тянет за собой «вторичку». Если вы купили подержанный автомобиль, «обутый» в покрышки Pirelli, скорее всего, новые шины тоже приобретете у нас.
-Если говорить глобально: какие нововведения нас ждут в обозримом будущем? Что станет трендом — специальные шины для беспилотных автомобилей? -Главное, чтобы не изобрели автомобиль без колес — с остальным мы справимся. Если серьезно, то Pirelli сотрудничает со многими производителями, разрабатывая перспективные модели. Это, например, технология Runflat, востребованная сегодня Mercedes-Benz и BMW. Наше видение будущего — перспективная покрышка Cyber Fleet, умная шина, оборудованная датчиками, информирующими водителя о степени износа, о нагреве, давлении, критических ситуациях. Основные тренды сегодня: снижение уровня шума покрышки, уменьшение расхода топлива за счет уменьшения сопротивления качению.
Источник: «Лента.Ру». Алексей Сивашенков