+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Руководитель Pirelli Motorsport — о том, какими будут шины в Formula 1 в 2017 году, и том, что помешало выбрать для Сочи самую мягкую резину
Шинники из Pirelli продолжают играть важную роль в Formula 1. Предоставление командам права самим выбирать комплекты шин на гоночный уикенд разнообразило гонки, а впереди — изменение технического регламента F1, включающего в себя увеличение размера покрышек. В общем, в беседе с российскими журналистами Полу Хембери (Paul Hembery) было о чем рассказать.
- Пол, насколько свежими с точки зрения даты производства должны быть шины перед гонкой?
- Три месяца. Предельный срок – шесть месяцев.
- Не было трудностей с тем, чтобы ввезти шины из Турции в Сочи?
- Не думаю, что Владимир Путин был бы рад, если бы гонка не состоялась из-за отсутствия шин! Шучу. У нас не было никаких проблем. У Pirelli сильная связь с Россией, у нас тут отличное сотрудничество.
- Шины производятся по одинаковой технологии весь сезон или могут вноситься изменения по ходу года в зависимости от собранной информации?
- Шины сами по себе остаются одними и теми же на весь сезон, но на каждой трассе они работают по-разному. К примеру, можно представить, что на таких экстремальных трассах, как «Спа» и «Судзука», они работают иначе, чем в Сочи, Монте-Карло или Сингапуре.
- Значит, Сочи и Монте-Карло похожи?
- Ну, мы возле моря, и в обоих местах много миллионеров!
- Почему вы решили не использовать шины «ультрасофт» на Гран-при России?
- Хороший вопрос! Мы принимали решение о том, какие шины будут использоваться здесь, три месяца назад. Оглядываясь назад, конечно, лучше было бы выбрать «ультрасофт».
- Шины Pirelli содержат много высокоуровневых технологий. Очень жалко их уничтожать. Что происходит с шинами после гонки, если их не использовали?
- Каждая шина после каждой гонки перерабатывается. Только дождевые шины могут быть перевезены на другой этап. Шины перерабатывают и используют для создания цемента. Тепло, которое выделяется, используется на производство энергии.
- Какие будут изменения в составах резины на 2017-й? Будут ли покрышки выдерживать большую дистанцию, или они будут разрушаться раньше?
- В 2017-м мы перейдем к гораздо более широким передним и задним шинам. Передние будут 305 миллиметров в ширину, задние – 405. Мы также меняем философию конструкции шин. Мы сделаем их менее чувствительными к температурам, поэтому будет меньше деградация и меньшее падение характеристик. Гонщики смогут атаковать сильнее. Им уже не придётся так выстраивать стратегию работы с покрышками, как сейчас. И болиды станут быстрее. Ориентировочно по сравнению с 2015 годом они прибавят 4-5 секунд, из них полторы секунды будут отыграны благодаря резине.
- Нас попросили произвести для F1 шины, которые надо менять по два-три раза за гонку. Если честно, нам было бы проще сделать шины, которые выдерживали бы всю дистанцию. Куда сложнее сделать шины, которые должны выдерживать лишь примерно 100 километров. Думаю, в 2017-м вы увидите другой продукт от Pirelli. Лишь вам решать, станут гонки лучше или хуже. С тех пор, как мы пришли в F1, обгонов стало больше, чем когда-либо в истории. Со следующего года все будет зависеть от пилотов и машин. Не вините нас, если гонки будут скучными!
- Учитывая, что машин 2017 года пока нет, они только в проекте, как эту проблему Pirelli собирается решать, создает ли это дополнительные трудности?
- С августа 2016-го у нас будет машина 2015 года, модифицированная под аэродинамические правила 2017-го. Она будет довольна близка к машине 2017-го.
- Когда планируете начать тесты?
- Уже! [После Гран-при Сочи Жан-Эрик Вернь (Jean-Eric Vergne) протестировал на Ferrari 2014 года прототипы шин на сезон-2017, но пока с размерами образца 2016-го]. Даже с этими размерами мы можем тестировать новую философию, материалы и технологии. Но кроме этого мы проводим много виртуального тестирования. Мы создали модель шины и тестируем ее на симуляторе, без необходимости ехать на автодром. Этот симулятор – как улучшенный PlayStation, потрясающая игрушка!
- В свое время имелась довольно серьёзная проблема с «оквадрачиванием» шин. Как удалось с ней справиться?
- Нам пришлось менять формулу используемых составов. Мы убрали несколько компонентов, которые шли на пользу уровню сцепления, но влияли на оквадрачивание.
- Разница между дождевой и промежуточной резинами минимальна. Обычно в сильный дождь пилоты стараются не выезжать, а ждут, пока подсохнет асфальт, и ставят сразу промежуточные…
- Это правда, что при сильном дожде пилоты не особо хотят ехать на трассу. Главная причина – от этого мало пользы. Когда дождь сильный, видимость очень низкая. В воздух поднимается так много воды, что пилоты не видят, что происходит перед ними. Наши шины «прогоняют» по 200 литров воды в секунду. Представьте, что весь этот объем летит вам в лицо – попробуйте пилотировать в таких условиях! Когда вы смотрите кадры с бортовой камеры во время дождя, то понимаете, что пилот практически ничего перед собой не видит. Поэтому гонщикам приходится смотреть по сторонам, чтобы увидеть ориентиры, где они находятся.
- Промежуточные шины используются широко. Они, как понятно из имени, ставятся или во время подсыхания трассы, или когда дождь только начинается. Создавать такой продукт очень сложно. Временами часть трассы сухая, а часть — мокрая. Особенно если брать Спа или Сильверстоун. Это очень длинные открытые трассы. Разрабатывать шины, способные работать и посуху, и в дождь, крайне сложно.
- Хотите ли вы видеть в F1 шинного конкурента?
- Каждый год меня спрашивают, хотим ли мы видеть конкурента. Но есть целый набор причин, по которым его нет. Во-первых, команды не хотят, чтобы было несколько поставщиков. Что случалось в прошлом? Каждый производитель работал, по сути, лишь на одну команду. Если ты не был той особенной командой, тебя обслуживали хуже. Сегодня двигатели сильно влияют на уровень команд, и люди не хотят, чтобы сюда вмешивался еще и фактор шин. Еще одна причина: по своему опыту могу сказать, что как только кто-то проигрывает, сразу винят шины. Когда кто-то побеждает – никто не упоминает шины.
- Когда Michelin участвовала в тендере на поставку новых шин, они поставили условие, что придут только на низкопрофильные покрышки...
- Когда объявили тендер, было понятно, что Formula 1 хочет 13-дюймовые шины. Выглядит странно, когда поставщик заявляет, что хочет шины, которые не хотят сами участники. Это как если придёт автопроизводитель и скажет, что войдет в чемпионат только с двигателем V8, хотя сейчас используются турбодвигатели объемом 1.6.
- А вы сами все-таки планируете использовать в F1 низкопрофильные шины?
- Мы не используем низкопрофильные шины в гонках с открытыми кокпитами. В то же время, мы с большим отрывом — крупнейший в мире поставщик шин в гонках GT. Там у нас как раз 18-дюймовые низкопрофильные шины.
- Но почему не используете их в F1? Из-за безопасности? Ведь в Formula E используются низкопрофильные шины, хотя это гонки с открытыми кокпитами.
- Да, но… (показывает жестом, что засыпает). При всем уважении к Formula E, эти машины очень медленные. К тому же они меняют болиды по ходу гонки. А еще я видел мотогонки, где прямо по ходу гонки меняют мотоциклы. Может, мы здесь что-то упускаем?
- Вы допускаете, что F1 в один прекрасный момент умрет, и на ее место придет что-то другое?
- Кто знает? Formula 1 – с большим отрывом крупнейшее автоспортивное событие в мире. В то же время, у людей разные взгляды на машины. Есть автономные машины, гибридные, электрокары. Мир меняется. Но в целом людям все равно нравятся приключения и сражения.
Источник: «Чемпионат».