+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
По итогам 2019 года производство каучука в России снизилось на 2 процента до 1,624 миллиона тонн, а потребление - на 6 процентов до 808 тысяч тонн, что является отражением мировой тенденции снижения спроса на каучуки, а соответственно, и цены на них. Так рынок реагирует на торговую войну между США и Китаем. Один из крупнейших экспортеров Воронежской области АО «Воронежсинтезкаучук», 100 процентов акций которого контролируются ПАО «Сибур холдинг», тоже ощущает на себе последствия макроэкономических факторов. В интервью «Ъ-Черноземье» генеральный директор предприятия Илья Корженовский рассказал, почему не считает рыночную ситуацию критичной для предприятия, сколько оно вкладывает в экологичность и в какой стадии находится реализация текущих проектов.
Вопрос: «Воронежсинтезкаучук» реализует два дорогостоящих инвестпроекта - модернизация производства бутадиеновых каучуков СК-ДНД с увеличением выпуска продукции на 37 процентов до 48 тысяч тонн в год и возведение второй линии ТЭП-100 по выпуску 50 тысяч тонн бутадиен-стирольных термоэластопластов в год за 5,1 миллиарда рублей в дополнение к такой же уже существующей. В какой стадии сейчас находятся работы по этим проектам?
Илья Корженовский: Давайте начнем с ТЭП-100 - все-таки это более масштабный проект. Движемся согласно намеченному плану, что-то сделали даже с опережением - в частности, очистку воздуха запустили раньше. После новогодних праздников приступили к пусконаладочным работам. Ожидаем, что закончим их к концу января и начнем производство нового марочного ряда. Есть ряд новых марок, которые мы купили вместе с лицензией. Начнем их выпускать партиями для дальнейшей омологации у наших клиентов. В это же время будем выпускать и проверенные, знакомые нам марки. Планируем, что в первой половине 2020 года будет официальное открытие производства ТЭП-100.
Если говорить про наращение мощности по СКД-НД, то сейчас проходит первый этап, в рамках которого разрабатывают и утверждают проектно-сметную документацию. К модернизации планируем приступить в марте 2020 года. К середине 2021-го рассчитываем завершить проект.
Вопрос: Предприятия «Сибура» активно работают на экспорт. На мировом и российском рынках сейчас предложение синтетических каучуков опережает замедлившийся в последние годы спрос из-за торговой войны между США и Китаем, в результате которой упали продажи и цена каучуков. Ощущаете ли вы на себе эту тенденцию? Какова динамика показателей экспорта «Воронежсинтезкаучука» за последние годы?
Илья Корженовский: Макропредпосылки, к сожалению, играют в этом году против рынка. Если говорить про наши каучуки, основной их потребитель - автопром. Мы видим снижение спроса на автомобили в целом по миру за последние два года. В связи с этим испытывает сложности следующий передел - это автошины. На первичный рынок новых автомобилей идет порядка 20 процентов производства автошин. И этот тренд влияет на потребление каучуков. Да, мы чувствуем на себе это, но не драматично: бизнес-план на 2019 год был достаточно амбициозным, и мы его выполнили в полном объеме. Наша продукция продается. Другой вопрос, что, наверное, не с той маржой, на которую могли бы рассчитывать в более позитивной рыночной конъюнктуре.
Порядка 60 процентов всей продукции «Воронежсинтезкаучука» экспортируется. В 2017 году объем экспорта воронежских каучуков составил 58 процентов, в 2018-м - 57 процентов, в 2019-м - 61 процент от общего объема выпуска. Наши потребители - это пятерка крупнейших мировых шинных холдингов.
Вопрос: Получается, вы наращиваете мощности, а рынок стагнирует.
Илья Корженовский: Есть понятие «кривая затрат». И за счет оптимизационных действий, о которых мы говорили выше - ухода от непрофильного функционала, решений менеджмента, инвестиционных проектов, - нам удается быть одними из лучших среди каучуковых предприятий с точки зрения кривой затрат. Погибает или останавливается первым тот, у кого слишком высокие затраты. А те, кто имеет хороший запас, конечно, тоже чувствуют влияние рынка, но не настолько, чтобы значительно снижать объемы производства.
Вопрос: В перспективе вы прогнозируете, что рынок оживет?
Илья Корженовский: Каучуковый бизнес имеет цикличность. Циклы - от четырех до семи лет, подъем-спад. Сейчас цикл немного нарушился, и одна из причин тому, как вы уже говорили, торговая война между США и Китаем. Не секрет, что китайский авторынок - большой и активно развивающийся, и в целом потребление каучуков и ТЭПов в Китае было и остается очень значительным. С учетом торговой войны, к сожалению, оно проседает, и это сказывается на объемах потребления. Но в целом, еще раз повторюсь, показатели и 2019 года, и прогнозные данные на 2020-й достаточно хороши. Устойчивость и прочность у нас достаточно большие. Объем производства за 2019 год составил 275 тысяч тонн, в 2018-м было 267 тысяч тонн продукции. В 2020 году прогнозируем дальнейшее увеличение объемов производства, в том числе после пуска ТЭП-100.
Вопрос: Мы видим, что чистая прибыль «Воронежсинтезкаучука» уменьшилась с 2017 по 2018 год довольно существенно - с 1,79 миллиарда до 329,59 миллиона рублей, и, согласно финпоказателям, во многом это обусловлено снижением прибыли от продаж и увеличением их себестоимости. Насколько сильно финансовый результат по итогам 2018 года зависел от изменения рыночных условий?
Илья Корженовский: На самом деле рыночные условия в 2018 году были благоприятными для каучуковой отрасли, и выручка от продаж соответствовала уровню 2017 года. Не совсем правильно сравнивать чистую прибыль по периодам, так как на данный показатель влияет множество факторов не только производственного, но и финансового характера. Так, например, в 2017 году мы получили доход от финансовых вложений в виде дивидендов. А в 2018 году, напротив, понесли больше затрат в сравнении с 2017-м, в том числе за счет увеличения расходов на персонал, в частности за счет индексации зарплат, так как одним из важных направлений развития для себя считаем укрепление и развитие команды.
Вопрос: Сегодня все чаще крупные производители шин, являющиеся одними из основных потребителей продукции «Воронежсинтезкаучука», переходят с синтетического сырья на натуральное. У ВСК есть центр «Эластомеры», в котором разрабатываются каучуки, не уступающие по свойствам натуральным, в частности дивинил(бутадиен)-стирольный синтетический растворный каучук (ДССК). Как удается конкурировать с натуральным каучуком?
Илья Корженовский: Это вообще миф, что натуральный каучук по свойствам опережает синтетический. Качество сопоставимо, а в чем-то у синтетического каучука есть уникальные преимущества. Самый близкий по своим свойствам к натуральному изопреновый каучук. Но в нашем портфеле его нет. Примерно сопоставим наш базовый каучук СКД. А если говорить про такие марки, как СКД-НД, ДССК, то тех свойств, которые дают эти каучуки, в частности в шине, невозможно добиться натуральными каучуками.
Вопрос: Это износостойкость прежде всего?
Илья Корженовский: Износостойкость. «Зеленая» шина - не потому что хорошо перерабатывается вторично, а потому что потребление топлива на ней значительно ниже. Коэффициент трения-качения значительно ниже. И сейчас Европа очень сильно закручивает гайки с точки зрения законодательных требований к шине, натуральными каучуками уже лет 15-20 невозможно их закрыть. Он дешев, понятен, поэтому его берут как базовый, опорный каучук. А если нужны специальные свойства протектора или боковин, то этого на натуральном каучуке сделать невозможно.
Вопрос: Насколько готовы ваши клиенты садиться вместе и дорабатывать рецептуры?
Илья Корженовский: «Готовы» - не то слово. Они, скорее, выдвигают требования, а мы разрабатываем новые марки. Как раз развитием новых марок и занимается центр «Эластомеры». Разрабатываем рецептуры сначала лабораторно. Когда свойства подтверждаются анализами, выходим на опытно-промышленное испытание, выпускаем пробные партии.
Сначала лабораторные образцы для лабораторной омологации отсылаем основным потребителям. Они посредством долгих анализов - от трех месяцев до года - проверяют, соответствуют образцы их требованиям или нет. Если соответствуют - окей, нарабатываем партию побольше для апробирования у них в производстве. И это еще плюс год. Если не соответствуют, то мы возвращаемся и смотрим, почему не получилось и что надо сделать, чтобы выйти на тот уровень требований, который был задан изначально. Вот такая итерационная многошаговая задача.
Вопрос: Это только с ключевыми клиентами такой маршрут?
Илья Корженовский: Топовые потребители, как и в других отраслях, определяют и задают высокий уровень, диктуют требования, которые потом ложатся на других наших потребителей. Если у топовых потребителей получилось, то остальные к ним просто подтягиваются.
Вопрос: С какими местными компаниями сегодня сотрудничает «Воронежсинтезкаучук»?
Илья Корженовский: Есть несколько некрупных потребителей термоэластопластов и каучуков, но там небольшие отгрузки. Основное наше направление - все же экспорт. Это частично ближнее зарубежье - Белоруссия, Украина и много - Европа, Америка, Китай, Индия. Если бы были потребители в Черноземье, мы бы были рады. Но на данный момент крупных потребителей в Черноземье нет.
Вопрос: А с воронежским заводом Pirelli сотрудничаете?
Илья Корженовский: Да, им тоже продаем каучук, но именно их воронежской площадке поступают небольшие объемы.
По собственным данным, АО «Воронежсинтезкаучук» является одним из крупнейших производителей каучуков и термоэластопластов в России. В корпоративной структуре «Сибура» «Воронежсинтезкаучук» входит в состав дирекции пластиков, эластомеров и органического синтеза. Основная продукция предприятия - синтетические каучуки, полученные разными способами полимеризации (растворной и эмульсионной), и термоэластопласты. Крупнейшими потребителями продукции завода являются производители шин - Continental, Bridgestone, Pirelli, Michelin, Nokian. В Черноземье крупных потребителей у ВСК нет, небольшие объемы поставляются липецкому заводу Yokohama, ОАО «Курскрезинотехника», воронежской площадке Pirelli.