+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В 2020 году из-за пандемии производителям синтетического каучука для шинной промышленности пришлось экстренно корректировать планы. Как поддержать и не остановить в экстремальных условиях работу непрерывного производства, обеспечить защиту сотрудников от коронавируса, сориентироваться на экспортном рынке при одновременном закрытии границ и введении локдауна в Европе и США - далеко неполный список того, с чем пришлось столкнуться в 2020 году компании «Воронежсинтезкаучук», которая является одним из крупнейших производителей высококачественных каучуков в России и чья продукция широко применяется в производстве резин для автомобильных, авиационных и велосипедных шин. Благодаря чему предприятие выдержало внешний удар, и какие меры поддержки позволят ему и всей отрасли без потерь пережить кризисные явления, в интервью «КоммерсантЪ-Черноземье» поведал генеральный директор воронежского предприятия СИБУРа Илья Корженовский.
Вопрос: Как вы оцениваете результаты работы предприятия в 2020 году?
Илья Корженовский: Несмотря на непредсказуемый и сложный год, предприятие отработало достойно: выполнило все свои стратегические цели, смогло проработать весь год без травматизма, продолжило реализовывать проекты развития. Год был непростой, но наша команда справилась.
Вопрос: Какие именно проекты продолжили реализовывать?
Илья Корженовский: В 2020 году мы расширили производство бутадиен-стирольного блок-сополимера (СБС), увеличив мощность с 85 до 135 тыс. т., что составляет примерно 5 процентов от мировых мощностей по данному продукту. Первые тонны продукции с новой мощности вышли в январе прошлого года.
В середине 2020 года мы получили одобрение Главгосэкспертизы по проекту наращения мощности производства полибутадиенового каучука (СКД-НД) на 30 процентов и, несмотря на пандемию, в сентябре вошли в активную фазу строительства, движемся согласно графику. К третьему кварталу 2021 года планируем приступить к освоению этой добавленной мощности. СКД-НД один из самых востребованных в мире типов каучука, он относится к «зеленым» каучукам. Отмечается его позитивное влияние на коэффициент сопротивления качению при применении в изготовлении шин, что позволяет снижать потребление топлива, а значит, благотворно влияет на экологию.
Вопрос: На рынке синтетических каучуков наблюдается снижение спроса. Минпромторг РФ прогнозирует, что снижение внутреннего производства автомобилей в 2020 году на 30 процентов отразится на смежных отраслях, а значит, и на рынке автомобильных шин. По мнению экспертов, это может привести к сокращению глобального спроса на синтетический каучук как минимум на 2 процента. Свои коррективы внесла и пандемия с закрытыми границами. Насколько «Воронежсинтезкаучук» ощутил на себе падение спроса?
Илья Корженовский: Мы не без тревоги наблюдали за изменением рыночных тенденций. Основные потребители каучуков - это шинные компании, наши клиенты зависят от производства новых автомобилей, но в большей степени (около 60 процентов) от активности на вторичном рынке шин, а это простой потребительский спрос, мы с вами. В некоторые месяцы 2020 года можно отметить падение спроса в Европе и США до нулевого уровня, тотальный локдаун городов, заболевания сотрудников на предприятиях автопрома и шинных производств приводили к полной остановке ряда заводов
Здесь стоит отметить четкую и быструю работу команды СИБУРа. Продажи, маркетинг, технический сервис, логистика и другие подразделения настолько четко отработали, что предприятие даже не ощутило изменений рынка. Было принято решение изменить географию поставок, что стало возможно за счет использования наработок прошлого периода. Знание клиентов, их потребностей и умение доставить точно и в срок, точно помогли сделать выбор потребителей в сторону СИБУРа. Из-за европейского локдауна и остановов заводов мы продавали наши продукты не в самые привычные географии, открыли для себя больше клиентов в Китае, в Индии и в Турции. Да, наверное, мы заплатили за новый опыт дороже, чем это стоило бы в стабильный год, но весь этот период завод работал на высоком уровне загрузки.
Вопрос: В 2017 году объем экспорта предприятия составил 58 процентов, в 2018 - 57 процентов, в 2019 - 61 процент. Какой процент в 2020 году?
Илья Корженовский: Экспорт снизился, но остался на достаточно высоком уровне в 45 процентов. Развитие внутреннего потребления и поддержка локальных игроков - приоритетные направления развития для нас. Возможность реализовывать продукцию на экспорт, несмотря на мировую ситуацию, на значительном уровне обеспечивается за счет постоянного мониторинга Мирового рынка.
Еще одно, безусловно, правильное наше решение - развитие мощности СБС. Единая с каучуками корзина сырья, но разные отрасли потребления помогают поддерживать производство на высоком уровне. Каучуки - это, в основном, шины и резинотехнические изделия, т.е. автомобильная промышленность, а СБС - это дорожный сегмент, кровельные материалы (строительство), обувная промышленность (товары народного потребления). Диверсификации портфеля дополнительно показала свою значимость в период пандемии. Строительство в 2020 году почти не остановилась - ни в России, ни в Европе и потребление в строительном сегменте оставалось на высоком уровне. Бутадиен-стирольные блок-сополимеры хорошо востребованы в мире - этот полимер позволяет существенно улучшать качество дорог, кровли, обуви, делая их прочными и износостойкими.
Вопрос: Пришлось ли снижать общий объем производства в минувшем году? В 2018 году он был 267 тысяч тонн, в 2019 году - 275 тысяч тонн. Какой объем выпущен в 2020 году, какие прогнозы на 2021-й?
Илья Корженовский: Предприятие выпустило 297 тысяч тонн, что превысило объемы 2019 года, но стало немного ниже наших плановых ожиданий. Прогнозировать что-либо с учетом опыта прошлого года сложно. Но если говорить в целом о трендах, незначительная, но положительная динамика в европейском автопроме начинает просматриваться. Шинники, начиная со второй половины 2020 года, начали наращивать объемы производства. Рынок автопрома в Китае показывает значительный рост, который может стать тем самым драйвером, тянущим за собой потребление каучуков. Надеюсь, что и по объемным, и по финансовым факторам мы будем лучше, чем в 2020-м, если не случится какого-нибудь форс-мажора.
Вопрос: В декабре на совещании на тобольском предприятии СИБУРа президент Владимир Путин поручил разработать налоговые и неналоговые меры по стимулированию производства синтетических каучуков. Есть ли какие-то движения в этом направлении? Поддерживают ли вас региональные и федеральные власти?
Илья Корженовский: Владимир Путин поручил правительству к 30 июня 2021 года разработать предложения по изменениям в налоговом законодательстве в отношении каучуковой отрасли. Почему это необходимо? Рынок каучуков цикличен. Каждые 2-3 года производство меняет вектор с роста доходности на спад - даже без пандемии. И в моменты спада все работают на грани рентабельности. Это происходит в силу разных макропредпосылок, основной из который является объем производства натурального каучука. Объемы производства натурального каучука (а это 50 процентов от рынка каучука в целом с огромным влиянием на мировой баланс) зависят от ряда факторов: погода, возраст плантации, болезни деревьев, наличие трудовой силы и экономической привлекательности других сельскохозяйственных культур (масленичная пальма, кофе и т.п.). Каким будет итоговое решение пока не ясно - идут обсуждения. Надеемся, что инициатива президента России станет хорошим подспорьем для всех каучуковых предприятий России.