+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
По подсчетам специалистов на территории Российской Федерации скопилось около 11 миллионов тонн отработанных автомобильных шин. О системе сбора старых покрышек и о том, что делать с этим «богатством», в интервью корреспонденту радиостанции «Комсомольская правда» на XIII Международном форуме «Экология» рассказал исполнительный директор Ассоциации «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников.
Вопрос:Сергей Александрович, давайте для начала кратко расскажем, когда был создан Союз и для чего? Кто его участники?
Сергей Подойников:«ЭкоШинСоюз» - некоммерческая организация, ассоциация экологически ответственных производителей и импортеров, которые первыми в России объединились, чтобы реализовать свои обязательства перед государством и обществом по переработке части выпущенной ими и использованной продукции. Так называемую расширенную ответственность производителей. Это было в 2017 году, то есть, нам 5 лет - юбилей. Наши члены - Michelin, Bridgestone, Continental, Nokian Tyres, Yokohama, Goodyear - у многих из них в России заводы и семьи, и экология страны, в которой они живут и работают, для них не пустой звук. Все это время мы не просто добросовестно выполняем установленные законом нормативы утилизации, но и методично развиваем систему сбора и переработки отживших покрышек, фактически с нуля. В развитии этой системы на благо экологии России в сотрудничестве со всеми заинтересованными лицами мы и видим свою миссию.
Вопрос:Шины - опасный вид отходов. Но далеко не все это осознают.
Сергей Подойников:Законодательно шинам, как отходам, присвоен IV класс опасности. Однако этот класс относительно невысокий, отработанные покрышки выделяют не больше токсичных веществ, чем действующие. Главная опасность в ином. В природе шины разлагаются более сотни лет, а будучи выброшенными на помойку или несанкционированную свалку часто становятся причинами токсичных пожаров. Большая проблема в том, что за много лет таких исторических завалов накопилось очень много - в России по нашим оценкам это более 11 миллионов тонн, и ежегодно в России образуется еще около 800 тысяч тонн. Разобрать это все можно только общими усилиями - во взаимодействии граждан, бизнеса и власти, которое мы и стараемся развивать и поддерживать. Покрышкам требуется не раздельный, а специальный сбор - термины в данном случае важны. Согласно КоАП существуют даже штрафы для физлиц за выброшенные в неположенное место покрышки - до 5000 рублей. На практике штрафы пока применяются редко, в том числе из-за того, что система сбора в стране развивается всего несколько лет и часто даже экологически сознательным гражданам, тем, кто не выбрасывает шины на помойку и в лес, просто некуда их деть.
Вопрос:Как происходит сбор шин? И платите ли вы людям за то, что они сдают шины? Если нет, какой тогда интерес?
Сергей Подойников:Вариантов организации сбора несколько - это могут быть большие отдельно стоящие контейнеры-сетки, а также выделенные площадки в шиномонтажах, дилерских центрах или на автозаправочных станциях. Мы комбинируем все эти варианты для наилучшего результата. «Почему вы нам не платите за сдаваемые покрышки? Для вас же это сырье» - один из самых часто задаваемых нам вопросов. Спешу заверить, что переработка легковых шин нерентабельна для наших партнеров-утилизаторов по двум причинам: первая - сложность сбора у граждан, в отличие сбора грузовых шин от юрлиц. Во-вторых, в продуктах переработки грузовых шин больше резины и металла. Именно поэтому для сохранения экологии нужна кооперация усилий властей, бизнеса и граждан; распространение знаний о специальном сборе покрышек, которым мы сейчас с вами и занимаемся. То есть, проект по сбору легковых шин по сути своей социальный. А они между тем составляют примерно половину всех отходов покрышек. Таким образом, выходит, что интерес у нас общий - в чистоте своего дома, города, поселка. Хочу отметить, что наилучшие результаты достигаются в тех регионах, где местные власти это хорошо понимают и работают вместе с волонтерами, бизнесом и всеми заинтересованными лицами. Выделяют места под контейнеры, поддерживают экоакции, оказывают информационную поддержку. Среди таких передовиков по нашему опыту Ленинградская, Свердловская, Белгородская области, Владивосток и многие другие. Всего мы работаем в 56 регионах.
Вопрос:Куда дальше уходят шины? Каким переработчикам?
Сергей Подойников:Только лицензированным переработчикам. Тем, кто прошел строжайшую проверку Росприроднадзора, а также наш конкурсный отбор и выдерживает постоянный строгий контроль за соблюдением экологических норм и выполнением реальной переработки. Мы стараемся сотрудничать с утилизаторами по всей стране, поддерживая и развивая инфраструктуру - это малый бизнес, мягко говоря, не самый рентабельный, поэтому поддержка большого бизнеса (членов ЭкоШинСоюза) им очень важна. Государство также планирует такую поддержку утилизаторов - надеемся, что она осуществится в обозримом будущем во всей полноте. Но в нашей отрасли, это пока что только планы.
Вопрос:Есть ли список пунктов сбора, куда можно сдать шины? Все ли виды шин принимаете?
Сергей Подойников:Да, мы создали и регулярно обновляем всероссийскую карту пунктов сбора изношенных покрышек. Найти ее можно на сайте etu-rf.ru. Правила приема использованных шин от физических лиц очень простые: подходят все автомобильные шины без дисков и даже велосипедные. Принять не сможем только шины для спецтехники, сельхозтехники, погрузчиков и детских колясок. Шины должны быть относительно чистыми - не содержать земли и мусора внутри. Они могут иметь проколы и порезы, но должны быть более-менее целыми. Один человек может сдать в контейнер или на площадку один комплект из четырех шин. Это делается для того, чтобы юрлица не переполняли контейнеры, образуя свалки, с которыми мы, в том числе, боремся.
Вопрос:Что делает переработчик с шинами и как потом можно использовать переработанный материал?
Сергей Подойников:В мире есть несколько наиболее распространенных вариантов использования старых покрышек. Можно восстанавливать изношенный протектор и использовать их повторно, сжигать шины для выработки энергии (чаще всего в цементных печах), измельчать различными способами, а также методом пиролиза (нагревания без доступа кислорода) получать ценные фракции (технический углерод, пиролизный газ и аналоги печного топлива, мазута). В России самая распространенная технология утилизации шин - механическое дробление. Шины - это высокотехнологичное изделие, которое помимо резины содержит металл и синтетический текстильный корд. Все шины, поступающие на завод, проходят несколько стадий измельчения и очистки. Сначала шины целиком попадают в огромный шредер, в котором превращаются в куски размером до 15 см - так называемые чипсы. Внутри таких кусков много стальной проволоки, поэтому следующим этапом металл отделяется от резины мощным магнитом. Далее идет еще несколько стадий измельчения с очисткой, и на выходе получается чистая резиновая крошка - ценное вторсырье, которое может использоваться в разных отраслях. Например, в составе покрытий для детских площадок, стадионов и при строительстве дорог. Таким образом покрышки вовлекаются в циклическую экономику, построение которой в России, как мы знаем - одна из приоритетных задач. Пока что у шин есть существенное отличие от многих других товаров - из продуктов их утилизации новые шины сделать нельзя. Но производители работают над шиной из полностью восстанавливаемых материалов - в том числе, природных. Насколько я знаю, в ход идут даже одуванчики. Один из членов ЭкоШинСоюза планирует выпустить полностью перерабатываемую шину к 2050 году, другой - к 2030. А пока вполне реально использовать покрышки для строительства социально значимых объектов и в качестве топлива, вовлекая их в циклическую экономику по максимуму.