+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Компания «Теком», являющаяся единственным в России производителем шипов противоскольжения, не просто присутствует на российском рынке уже несколько десятков лет, но и все эти годы практикует настоящий научный подход. В основу производства шипов ложатся результаты серьёзных теоретических изысканий и не менее серьёзных практических опытов. Сейчас, когда экономические и геополитические условия требуют от страны встать на автономные рельсы во всех отраслях промышленности и во всех направлениях деятельности, собственные разработки становятся как никогда актуальны. Об этих разработках, а также о преимуществах ошиповки от «Теком» и самых интересных кейсах в работе компании, в интервью сетевому изданию igrader.ru рассказал заместитель коммерческого директора и ведущим специалистом направления ошиповки шин в ООО «Теком» Владимир Бородин.
Вопрос:Вопрос, без которого сегодня нельзя обойтись: зависят ли шипы «Теком» от ситуации в мире, и если да, то насколько?
Владимир Бородин:Ситуация, в которой сейчас находится наша страна, без сомнения, коснётся практически всех и всего, в том числе - себестоимости нашей продукции. Здесь важно одно: сбавлять темпы мы не собираемся, причём ни в плане производства, ни в плане дальнейшего развития. Собственных наработок и накопленного опыта с 1995 года у нас накопилось достаточно для того, чтобы твёрдо стоять на ногах, рассчитывать на себя и в меньшей степени зависеть от внешних обстоятельств.
Вопрос:Получается, компания «Теком» занимается ошиповкой шин уже больше 30 лет…
Владимир Бородин:Именно так. Осваивать эту сферу мы начали ещё в 90-х, тогда же и зарегистрировали первые патенты. Разрабатывались способы подготовки отверстий под шипы и методы установки шипов - так зарождались шипованные шины в России. Правда, старт самому производству дали чуть позже и нашей первой ласточкой стали шипы вовсе не для грузовиков или спецтехники, а для рыбацкой обуви! Шипы, не испытывающие значительных нагрузок, мы производили практически без какой-либо значимой автоматизации.
«Проба пера» оказалась успешной, развитие оборудования и накопление опыта серийного производства дало свои плоды. И уже в 2005 году «Теком» начал поставлять шипы на российские шинные заводы.
Вопрос:Почему решили отойти от привычной практики перепродажи импорта и сосредоточиться на собственном производстве?
Владимир Бородин:Всё просто. Даже если оставить за кадром глобальные вещи вроде потребности страны в собственном производстве, рабочих местах и так далее, остаётся один простой, но принципиально важный момент. Абсолютно все клиенты, и настоящие, и потенциальные, хотят знать, что им предлагают качественную продукцию, то есть в нашем случае - шипы, на каждом этапе выпуска которых соблюдались все требования контроля. При работе с заграничными поставками фактическое качество можно проверить только по получении. Даже реализуя европейскую продукцию, мы самостоятельно отвечали за качество поставки перед шинными заводами и проверяли всё здесь, в Санкт-Петербурге. И пока ты проверяешь первую фуру шипов - несколько партий уже в пути. Всё же принцип «хочешь сделать хорошо - сделай сам» в нашем случае работает. И не только потому, что так у тебя будет больше контроля, но и потому, что условия на территории России во всей их сложности и во всём их многообразии знаем только мы сами. В том числе за счёт того, что регулярно проводим многочисленные эксплуатационные испытания.
И вот в 2020 году мы получили статус стратегического поставщика, чья непрерывная производственная деятельность важна для системообразующих предприятий.
Вопрос:Ого! Поздравляем! Кстати, о сложности и многообразии условий. Какие сложности по силам продукции от «Теком»?
Владимир Бородин:Хочется ответить: «Любые», - но лучше привести конкретный пример. И мы возьмём тематику вашего журнала, про обслуживание дорог и трасс - но с изюминкой. У нас в работе был интересный опыт - ошиповка шин трактора МТЗ «Беларус», работавшего на очистке крайне непростой дороги: это была раллийная трасса, предназначенная для проведения зимних соревнований, изобилующая как поворотами, так и перепадами высоты. Другими словами, кроме сложного рельефа, который трактор должен преодолевать без проблем, важным фактором в этом проекте стала и необходимость готовить трассу для будущего использования: мощная техника, высокие скорости, «боевые» шипы. Это поэтапный процесс: сначала трактору нужно было пройти участок лопатой, затем - везя за собой в качестве волокуши несколько покрышек от экскаватора, которые формируют дорожное полотно шириной 4,5 метра (подобным способом укатываются и дороги зимников). Потом ещё раз пройтись по участку отвалом, потом - пройти его снова, но уже везя за собой 10-тонную бочку с водой, которая заливает трассу. А после - повторить ещё несколько раз, но уже по льду. И, разумеется, ни на одном из этапов не потерять ни сцепления с дорогой, ни устойчивости, ни возможности маневрировать. Напомню - трактор с прицепом на льду, а трасса с горками и виражами!
Владелец трассы остался очень доволен, так как к решению его непростой задачи мы подошли индивидуально: рассчитали отдельную схему ошиповки и установили более крупные шипы, чем обычно…
Вопрос:А какими они обычно бывают?
Владимир Бородин:Мы выпускаем разные шипы противоскольжения: и для легковых автомобилей, и для грузовых, и для спецтехники, а также спортивные, велосипедные и - не забываем про рыбаков - обувные. Есть даже статистика: в легковом сегменте автошин России примерно каждая пятая зимняя шипованная шина укомплектована нашими шипами. Если говорить в целом, большинство шипов от «Теком» имеет общие конструктивные элементы: это корпус с одним или несколькими фланцами и вставка из износостойкого твердосплавного материала, закреплённая в осевом отверстии корпуса. Корпус отвечает за то, чтобы удерживать шип от выпадения и предохранять вставку от излома, а сама вставка берёт на себя основную нагрузку, взаимодействуя с обледенелым покрытием. Сам сердечник традиционно изготавливается из твёрдого сплава типа ВК-8 по собственной технологии.
Вопрос:Но скорость ведь не главная цель?
Владимир Бородин:Разумеется. Главное предназначение шипов всё же не скорость, а защита машин от скольжения. И здесь надо отметить: ошипованная техника способна проходить те же самые участки маршрута на 20-30% быстрее, при том что максимальная скорость не увеличивается. А вот тормозной путь на льду сокращается на 30-40%.
Об этом говорят исследования, которые мы проводили вместе с НИИ шинной промышленности и кафедрой средств противоскольжения Вологодского института. Это же было подтверждено тестами автожурналов. Дело в том, что техника на шипованных шинах движется и работает намного стабильнее. Она не зарывается в снег, не буксует, не останавливается, а водителю или оператору не нужно прерываться, чтобы выйти на мороз и установить цепи, подсыпать под колёса песок или проложить решётку.
Вопрос:Получается, к работе над шипами «Теком» привлекает среди прочего и учёных?
Владимир Бородин:Конечно. За время работы компании наши руководители подготовили и выпустили масштабное научное исследование, посвящённое всем тонкостям шиповки и движения ошипованных транспортных средств. Объём проведённых нами полевых испытаний крайне широк, причём на всех видах транспорта, да и опыт за почти 30 лет работы накопился серьёзный. Чтобы продолжить традицию научного подхода, мы создали собственный исследовательский центр. Здесь регулярно тестируем свою продукцию и под заказ проводим испытания для производителей шин. А наши специалисты, кстати, участвовали в организации шиповальных производств на ряде ведущих шинных заводов России: помогали монтировать оборудование, консультировать и обучать персонал, составлять регламенты и разрабатывать системы качества.
Вопрос:А с какими компаниями вы работали над нестандартной ошиповкой спецтехники или грузовых автомобилей?
Владимир Бородин:По части грузовиков можно упомянуть, например, «КАМАЗ-мастер»: с 2013 года мы разрабатываем шипы для спортивных грузовиков Команды и выполняем саму ошиповку. Как уже говорил - спортивная команда Минского автомобильного завода тоже встала на наши шипы буквально в этом году! Что до спецтехники, то уже почти 10 лет на наших шипах ездят все 22-тонные вилочные погрузчики Kalmar у компании «Майер Мелнхоф Хольц Ефимовский», а в прошлом году мы поставили ошипованные шины для аэродромных буксировщиков в Шереметьево - они тоже отозвались крайне положительно. Про крановую технику уже тоже говорил: контейнерные перегружатели на шипах приятно удивят любого - и специалиста, и наблюдателя.
Вопрос:И правда внушительный список!
Владимир Бородин:Но это ещё не всё. Мы шиповали даже мини-спецтехнику, которой чистят тротуары в крупных городах или на территории частных предприятий. Здесь есть свои сложности: это лёгкая техника, почти невесомая по сравнению со своими более крупными «коллегами», однако ковши у неё большие, вместительные. Владельцам и операторам хочется использовать машины на полную, но сдвинуться с места с заполненным ковшом такая спецтехника часто не может, особенно на сложной зимней поверхности. Ошиповка решает эту проблему. Интересный опыт был у нас и с одним из горнолыжных курортов Ленобласти: несколько лет назад мы оснастили шипами «Теком» комбайн для заливки льда. С помощью этой машины в лесу создавали ледовые дорожки, по которым могли кататься отдыхающие. Для таких комбайнов у нас даже отдельная модель шипов производится.
Чуть позже компания обратилась к нам снова, теперь уже для ошиповки КДМ на базе КАМАЗа. Этот случай мы отработали «под ключ». Сами выбирали шины, специально для них подбирали шипы. Нужно было учесть непростой рельеф горнолыжного курорта, здесь всё-таки есть и перепады рельефа, и лесные участки… Но наши шипы служат курорту уже третий год, и это хороший показатель долговечности.
Вопрос:Значит, с КДМ и в целом дорожным строительством вы тоже работаете? Насколько востребованы шипы в этой в сфере?
Владимир Бородин:С ДРСУ мы работаем много лет и достаточно активно. Одной только ИД-304 сколько зашиповано! У государственных предприятий своя специфика работы: не такие большие парки, постепенная их ошиповка в рамках бюджетов (сначала одну машину, потом другую, не всё сразу), и шины они закупают по своим каналам, причём у каждого предприятия шины предсказуемо разные, в зависимости от автопарка. Но всё же те, кто однажды с нами сотрудничали, всегда возвращаются снова.
Вопрос:Где производятся шипы «Теком»?
Владимир Бородин:Все наши производственные мощности расположены на одной площадке в Ленинградской области: больше гектара земли, 6 корпусов и сотни сотрудников, многие из которых трудятся здесь с момента основания компании и создают целые трудовые династии.
Наше производство - полного цикла. Мы самостоятельно перерабатываем даже твёрдый сплав по собственной технологии.
Вопрос:В каких количествах на сегодняшний день производятся шипы «Теком»?
Владимир Бородин:Сегодняшние объёмы производства составляют более 500 миллионов шипов в год, и мы прогнозируем активный рост этого показателя в ближайшие годы - активно инвестируем в развитие компании. Можно сказать, что мы занимались импортозамещением задолго до того, как это стало популярной и острой задачей для всей страны. Уже более 20 лет, считайте. Производим мы и шиповальное оборудование.
Вопрос:Если объёмы производства постоянно растут, означает ли это, что растёт и спрос на производимую компанией шиповальную продукцию и шипы?
Владимир Бородин:Спрос на шипы «Теком» действительно растёт в последние годы - мы активно работаем по всем направлениям, тонко чувствуя по отзывам необходимость нашей продукции - особенно для шин грузовиков и спецтехники. Сейчас мы тоже смотрим в будущее с оптимизмом. Большое количество станков, используемых нашей компанией, являются собственной разработкой, а значит, закрытые границы меньше влияют на производственный процесс. А кроме того, у нас есть собственное конструкторское бюро, то есть любое оборудование мы можем оснастить или даже модернизировать самостоятельно. Соответственно, можем и шипы противоскольжения разработать под заказчика.
Вопрос:Каковы, на ваш взгляд, перспективы «Теком» и отрасли ошиповки шин в целом?
Владимир Бородин:Конечно, пока ещё многое непонятно, но, если возникнет необходимость, «Теком» может увеличить объём выпуска продукции или разнообразить линейку типоразмеров шипов. В 2020-2021 годах такая необходимость уже была: например, в Петропавловске-Камчатском, где зима 9-10 месяцев в году, активно оснащались шипами внедорожники и снегоходы, грузовики и тягачи, многочисленные фронтальные погрузчики и грейдеры.
Но и для более коротких зим ошиповка шин будет всегда актуальна. В суровых погодных условиях нашей необъятной страны это по большому счёту вопрос, как и безопасности, так и эффективности техники. Мы всегда открыты к сотрудничеству и совместным разработкам шипов противоскольжения для заданных условий эксплуатации, для конкретной техники - это всегда обоюдно полезные и интересные проекты!