+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Весной 2017 года Группа Мишлен объявила о реорганизации, в ходе которой будут созданы 10 региональных подразделений, руководители которых получат больше свободы в продажах и маркетинге, 14 бизнес-юнитов, каждый из которых будет отвечать за определенную продуктовую категорию, и восемь операционных дирекций, сформированных по функционалу: «Производство», «Закупки», «Управление цепочками поставок» и так далее. В интервью российской газете «Ведомости» президент Michelin Group Жан-Доминик Сенар рассказал, какие цели преследует реорганизация и почему в результате шинный и издательский бизнес компании обретут большую синергию.
Вопрос: Глобальные продажи Michelin стабильно растут, рентабельность - выше 10 процентов. Почему вы затеяли реорганизацию группы?
Жан-Доминик Сенар: Нам необходимо эволюционировать, чтобы быть более гибкими, более реактивными, способными быстрее откликаться на перемены. А наши клиенты ожидают от нас, что мы будем оказывать им все более персонализированные услуги, связанные с мобильностью. Это банальность, которая не перестает от этого быть истиной: клиент должен оставаться в центре нашего внимания, ведь это клиент дает нам заказы. Нам потребовалась новая организация, чтобы быть настолько эффективными, насколько это возможно.
В результате должны быть довольны как клиенты, так и сотрудники. Поскольку сотрудники - это второй наш столп, на котором держится компания. Сотрудники должны иметь достаточно полномочий и ответственности, чтобы действовать гибко, но в рамках общей и четко прописанной стратегии.
Мы последовательно реализуем стратегию, которая обеспечивает нам как географическую диверсификацию, так и продуктовую: компания присутствует во всех сегментах шин. Географическая диверсификация очень важна, поскольку экономические циклы в разных регионах не совпадают. Продуктовая диверсификация - тоже, поскольку только 40 процентов нашего производства приходится на сегмент в2с, а остальное - в2в: шины для грузового транспорта, сельхозтехники, самолетов и прочее. То есть, мы покрываем все сегменты, связанные с мобильностью.
О реорганизации и новой организационной структуре группы я объявил в марте этого года. Очень большая работа уже проделана, некоторые регионы - и Россия в том числе - продвинулись вперед очень значительно.
Вопрос: В новой структуре группы Michelin выделено 10 регионов. В какой вошла Россия?
Жан-Доминик Сенар: В Восточную Европу, столица этого региона - Москва. Я провел два дня с командой Michelin в Москве и вижу, что здесь идеи нашей реорганизации прочувствовали и движутся в правильном направлении.
Но важно понимать, что реорганизация не затрагивает базовые ценности Michelin, смысл нашего существования остается прежним: предоставлять людям услуги долгосрочной мобильности. Предоставляя это, группа должна демонстрировать экономическое, технологическое, социальное развитие.
Вопрос: Про технологическое развитие. В новой структуре Michelin выделены восемь операционных дирекций, в том числе «Исследования и разработки» и «Разработки технологий сервиса».
Жан-Доминик Сенар: Логика нашей новой организации в том, чтобы предоставить большую свободу и ответственность директорам региональных подразделений в продажах. Здесь большая перестройка - если раньше мы говорили про «продукты», то теперь говорим про «клиентов». Директора теперь ответственны в том числе и за маркетинг продуктов для различных категорий клиентов.
Хотя понятно, что у нас существует глобальный производственный план. Наш индустриальный полюс включает в себя производство и R&D.
Вопрос: Сколько у Michelin сейчас исследовательских центров в мире?
Жан-Доминик Сенар: Их несколько. Крупнейший и самый известный находится во Франции. Есть в Северной Америке, поскольку мы очень хорошо представлены в регионе: Северная Америка дает Michelin 35 процентов бизнеса, и мы ведем там серьезные разработки. У нас есть исследовательские центры в Японии, Таиланде, Китае, Индии. Есть у нас и лаборатория в России. Локальный аспект исследований очень важен при наличии местного производства. Поскольку позволяет понять, что именно требуется в данных условиях эксплуатации. А из этих локальных узлов формируется единая глобальная сеть, которая и функционирует как единая и глобальная.
Вопрос: Michelin выпускает шины для всех видов транспорта - от велосипедов и мотоциклов до сельхозтехники и самолетов. Но какой сегмент кажется вам самым перспективным?
Жан-Доминик Сенар: Не знаю, удивит вас это или нет, но сегодня я не знаю ни одного сегмента нашего бизнеса, про который я могу сказать, что он «самый перспективный» для Michelin. Возьмем, например, Россию. Почему я так уверен в перспективах этого региона? Потому что мы успешны здесь практически во всех сегментах.
Естественно, это сегмент коммерческих автомобилей, тяжелых грузовиков. Владельцы автопарков становятся все более разборчивыми, более требовательными, они задумываются над тем, как снижать издержки на обслуживание парка своих машин, как его модернизировать; задумываются над тем, как уменьшить нагрузку на окружающую среду. Мы растем в сегменте шин для горной индустрии - здесь мы большие специалисты.
А какие у нас прекрасные перспективы в сегменте сельскохозяйственных шин в России! Население планеты постоянно растет, людей необходимо кормить, а у России 17 миллионов квадратных километров территории, из которой большая часть может быть использована под сельхозпроизводство. В этом сегменте у нас тоже есть отличные наработки. Например, технология низкого давления сельскохозяйственных шин Michelin позволяет существенно снизить воздействие на почву и тем самым поднять урожайность.
Когда-то мы начинали в России с шин для легкового и коммерческого транспорта, сегодня наш бизнес значительно шире и больше, чем только эти два сегмента.
Вопрос: Michelin была первой зарубежной компанией, создавшей шинное производство в России. Ваш завод в Московской области работает с 2004 года и способен выпускать в год до 2 миллионов летних и зимних легковых шин под брендами Michelin и BFGoodrich. Какая сейчас загрузка у предприятия?
Жан-Доминик Сенар: Завод Michelin в Давыдове загружен полностью - на 100 процентов.
Вопрос: То есть кризис для вас в России закончился?
Жан-Доминик Сенар: Конечно, падение продаж и загрузки было. Но это был хороший момент для модернизации производства, реформирования команды. Вчера я посетил наш завод и был очень рад почувствовать бодрый дух команды, увидеть, что они устремлены в будущее.
Вопрос: Все произведенное в Давыдове продается в России или что-то вы экспортируете? Continental, например, в прошлом году отправила на экспорт более 30 процентов шин, выпущенных на своем заводе в Калуге, в этом году доля экспорта опустится до 13 процентов.
Жан-Доминик Сенар: Мы экспортируем порядка 20-30 процентов произведенного в России - эта доля плавающая и зависит от рыночной ситуации.
Вопрос: Две трети шин, выпускаемых Michelin в мире, продается в розницу и лишь треть поставляется на заводы для первичной комплектации автомобилей. Какая пропорция в России?
Жан-Доминик Сенар: В России доля розницы еще выше - этот рынок для нас основной.
Вопрос: И нет желания заработать на восстанавливающемся автомобильном рынке России, увеличить поставки на автозаводы?
Жан-Доминик Сенар: Есть. И мы сопровождаем рост российской промышленности в этом сегменте. Но надо принимать во внимание текущую загрузку нашего завода в Давыдове и то, что он является частью нашей цепочки заводов в Европе, которые совместно формируют продуктовую линейку. Сейчас мы не можем увеличить поставки шин для первичной комплектации, и решения по этому вопросу пока нет.
Вопрос: На смену машинам с двигателями внутреннего сгорания идут электрокары, подключаемые и самоуправляющиеся автомобили. Это что-то меняет для Michelin?
Жан-Доминик Сенар: Это открывает для нас новые горизонты, позволяет нам продемонстрировать наш технологический потенциал. Ведь мы компания, которая разрабатывает высокотехнологичные материалы и предоставляет услуги долгосрочной мобильности. Чем более сложными становятся автомобили - электрическими, автономными, - тем сильнее возрастает значение шин.
Например, электромобилям шины Michelin позволяют очень серьезно увеличить пробег на одной подзарядке - по сравнению с шинами других производителей. Еще более важным элементом станут шины для самоуправляющихся автомобилей, именно поэтому в концепте колеса будущего Michelin Vision заложена способность быть на связи с машиной.
Вопрос: За последние пару лет Michelin купила бразильского производителя шин для двухколесного транспорта Levorin, технологические компании Nextraq и Sascar. Можете объяснить логику поглощений, которые осуществляет ваша компания?
Жан-Доминик Сенар: Рост за счет покупки других предприятий - вполне естественный для Michelin, компания делала так всегда. При том, что мы предпочитаем органический рост - за счет развития наших собственных производств.
Поглощения мы осуществляем, если видим, что приобретаемая компания может что-то принести Michelin. Я очень доволен нашей инвестицией в Бразилии - покупкой Levorin.
Другие наши поглощения относятся к сфере оказания услуг, в первую очередь цифровых. Что должно позволить нашей группе резко ускориться в создании цифровых сервисов для наших клиентов, в первую очередь обладающих парком автомобилей. Но и для частных покупателей тоже, поскольку цифровые сервисы позволяют оказывать быстрые и персонализированные услуги как корпоративным клиентам, так и частным. Для этого мы приобрели Nextraq в Северной Америке, Sascar в Бразилии и еще две компании меньшего размера. И я очень доволен, как развивает цифровые сервисы наша российская команда - с умом, с большой креативностью.
Вопрос: Исторически Michelin покупала натуральный каучук у сторонних производителей, но недавно объявила о создании собственных плантаций гевеи в Африке и Индонезии. Почему?
Жан-Доминик Сенар: Доступ к сырью - вопрос стратегический, у нас существует долгосрочная программа по обеспечению группы сырьем. Из Африки и Индонезии мы получаем натуральный каучук - сырье, необходимое нам в производстве. Но, вообще, в производстве шин используется 200 различных материалов.
Африка - наш исторический регион, мы экспортируем натуральный каучук из Кот-д'Ивуара и Ганы, а теперь будем его там производить. В Индонезии мы реализовали много замечательных проектов со Всемирным фондом дикой природы, а теперь высадили гевеи на 50 000 га на Суматре. То есть для нас этот проект преследует две цели: с одной стороны, мы получаем источник натурального сырья, с другой - выполняем социальную миссию - увеличиваем площадь лесов, создаем 16 000 рабочих мест.
Вопрос: У Michelin был успешный фестиваль Challenge Bibendum, который проводился в разных мегаполисах планеты. В этом году его сменило новое мероприятие – Movin’ On. Почему?
Жан-Доминик Сенар: Challenge Bibendum - это было очень успешное мероприятие, но оно проводилось раз в три года в разных городах мира и было слишком завязано на Michelin. Мы захотели создать ежегодный ивент, посвященный новой мобильности. В котором бы участвовали не только автопроизводители, но и мэры больших городов, исследователи и ученые, банки, страховые компании - все, кто принимает участие в формировании новой долгосрочной мобильности. Так родился Movin’ On, первое «издание» которого очень успешно прошло в июне этого года в Монреале, и на следующий год мы запланировали Movin’ On там же - в еще более крупном формате.
Вопрос: Конкурирующий с Красным гидом Michelin гид Gault & Millau представил свое первое издание по московским ресторанам и гостиницам в ноябре. Michelin когда-нибудь начнет оценивать российские рестораны и отели?
Жан-Доминик Сенар: Красный гид заслужил всемирную славу своей объективностью, а звезда Michelin стала синонимом исключительности. Все регионы планеты заслуживают того, чтобы быть описанными гидом, и Россия в том числе. Но это, во-первых, вопрос распределения наших усилий и тайминга, а во-вторых, мы приходим в регион или в город, когда чувствуем, что нам есть кого поддерживать, а наши усилия будут оценены. Нет никаких причин, чтобы Красный гид Michelin не пришел в Москву.
Вопрос: Но, насколько я понимаю, бизнес-модель гида Michelin такова, что вы создаете местное издание, только если понимаете, что можете заработать на его продаже. Что в случае с Москвой проблематично, особенно учитывая, что справочники и путеводители мигрируют из бумаги в цифру.
Жан-Доминик Сенар: Да, мы зарабатываем на продаже гидов, но я не сомневаюсь, что у нас есть читатели в Москве. И гастрономия в стране развивается очень хорошо.
Вопрос: Даты прихода Красного гида Michelin в Россию пока нет?
Жан-Доминик Сенар: Пока нет. Мы объявим, когда будем готовы.
Вопрос: Как президент компании Michelin вы отвечаете и за гиды Michelin тоже?
Жан-Доминик Сенар: Гиды Michelin являются частью группы Michelin. Я являюсь гарантом абсолютной независимости гидов и их выбора, но сам в выборе не участвую.
Вопрос: По мере того как растет шинный бизнес Michelin, доля от продаж гидов в общем обороте компании становится все меньше и меньше...
Жан-Доминик Сенар: Да, это маленькая доля в обороте, но огромный имиджевый вклад! Особенно теперь, когда мы говорим о новой мобильности: гастрономия, путешествия - все это отлично работает на имидж группы Michelin.
Вопрос: То есть, несмотря на то что вклад издательского бизнеса в общий оборот группы все меньше и меньше, вы не собираетесь прекращать издание гидов Michelin?
Жан-Доминик Сенар: Могу вас заверить, что это ключевой бизнес для нас и мы ни в коем случае не собираемся его прекращать!
Вопрос: Но сайт viamichelin.com очевидно устарел, ему требуются инвестиции и новые технологии.
Жан-Доминик Сенар: Цифровые технологии, в которые мы сейчас инвестируем, будут использованы в том числе и для гидов. Эти процессы идут очень быстро, и цифровые сервисы, которые мы предложим в ближайшие годы, вас очень приятно удивят.
Вопрос: Michelin - глобальная компания, работающая по всему миру. Сложно ли управлять ею из Клермон-Феррана - города с населением в 150 000 человек?
Жан-Доминик Сенар: Я счастлив, что мы не в Париже, а в Клермон-Ферране, откуда наша группа успешно управляется на протяжении уже 128 лет. Во-первых, я горд руководить компанией из города, в котором она родилась: наследие - это очень важная материя. Во-вторых, у нас в штаб-квартире особая атмосфера - динамичная и интернациональная, ведь многие менеджеры приехали в Клермон-Ферран из других стран и большинство из них много путешествуют.
Вопрос: И нет никаких проблем с привлечением молодых талантов в провинцию?
Жан-Доминик Сенар: Такая проблема существовала еще несколько лет назад, но теперь исчезает. Дело в том, что качество жизни в красивом провинциальном городе начинает привлекать все больше людей. Я вижу это по своим управляющим: для них жизнь в Париже уже не цель жизни, и они понимают, чем они могут наслаждаться в провинции.
И я сам распробовал прелесть жизни в небольшом городе: нет ничего приятнее возвращаться из мегаполиса в Клермон-Ферран, где все рядом, нет пробок, где ты близок природе... Уверяю вас, все это очень стимулирует мозговую активность руководителя (смеется).