В своем интервью журналу «Государственный контроль: анализ, практика, комментарии» - официальному ежеквартальному изданию Комитета государственного контроля Республики Беларусь генеральный директор ОАО «Белшина» Алексей Яковлев рассказал о том, ка живет его компания в условиях кризиса, о конкуренции на рынке шин, процессе диверсификации производства и новых моделях покрышек.
Вопрос: Алексей Владимирович, когда переступали порог кабинета, наверняка, составляли планы и что-то намечали для первых шагов. Что изменилось за это время?
Алексей Яковлев: Я, конечно, делал для себя записи. Но что интересно: мало что изменил в своих заметках. Мои внутренние ожидания предприятие оправдало. А чем занялся в первую очередь? Экономией. Предприятию следовало максимально сжаться в кулак, оставить в стороне все лишнее. Не назову это кризисным периодом. Я вообще не люблю это слово, оно притягивает к себе негатив. Нам надо учиться жить на позитиве. Негатива и так достаточно.
Вопрос: Но если не кризисный период, то что это, по-вашему, за время? Как справиться сегодня, куда идти и что делать?
Алексей Яковлев: Все, кто работает над своей экономикой, сохранением персонала, концентрируется для того, чтобы выжить, по завершении этого непростого периода окажется впереди. Не только выживет, но и получит импульс для развития. Все это свойственно «Белшине». Мы смогли начать процессы модернизации до времени падения экономического роста. Сегодня спад наблюдается везде, по всему миру. Мы все живем в одинаковых условиях, но кому-то сложнее с точки зрения выживания, кто-то работает ближе к нулю, к отрицательному результату, а у кого-то есть запас прочности. «Белшиной» такой запас накоплен, поэтому развитие продолжается. Мы выходим на рынок с новыми продуктами. И благодаря этим новинкам имеем существенный прирост.
То, что мы сегодня имеем - не кризис в чистом виде, а последствия длительного роста и многолетнего перепроизводства. На рынке много продуктов, их цена сегодня не может быть высокой, поэтому и затраты на производство не окупаются.
Вопрос: Насколько сегодня высока конкуренция на рынке производителей шин?
Алексей Яковлев: В сложившихся условиях конкуренция на рынке шин только обостряется. Каждый производитель еще более тщательно разрабатывает ценовую стратегию и концентрируется на производстве тех марок шин, которые будут востребованы рынком.
«Белшина» на сегодняшний день конкурирует в среднем ценовом сегменте. В августе этого года на серийное производство поставлена легковая шина типоразмера 225/45R17 с дорожным ассиметричным рисунком протектора из новой брендовой линейки Artmotion НР. Аббревиатура «НР» говорит о принадлежности шин к классу High Perfomance. Это шины с высокой надежностью, минимальным уровнем шума, они превосходно ведут себя как на сухом, так и на мокром дорожном покрытии. Пониженное сопротивление качению существенно снижает расход топлива. Хочу отдельно отметить, что высокий класс этой линейки шин подтвердили лабораторно-дорожные испытания, проведенные на специализированном полигоне Idiada в Испании.
Вопрос: К слову, о новинках. В последнее время много говорится о линейке зимних легковых шин «ArtmotionSnow». Сообщалось, что эта продукция также тестировалась за рубежом и не уступает по своим характеристикам известным производителям. Расскажите более подробно об этих шинах. Какие новые технологии применяются при их изготовлении?
Алексей Яковлев: Для повышения уровня конкурентоспособности, обновления и расширения товарного портфеля «Белшина» увеличила ассортимент легковых шин, создав линейку шин с зимним и летним рисунком протектора. В этой линейке присутствуют шины размером от 13 до 16 дюймов.
Сегодня вместо привычных моделей «Бел» с цифровым индексом выпускаются шины под торговой маркой Artmotion: зимние - ArtmotionSnow и шипованный вариант - c приставкой spike. Наши специалисты разработали оригинальный рисунок протектора на линейку шин ArtmotionSnow, который обеспечивает высокие тягово-сцепные свойства, надежную скоростную выносливость, хорошую курсовую устойчивость и управляемость, качественный отвод снега и грязи из пятна контакта. Выпуск шин производится на современном высокотехнологичном оборудовании, применяемом всеми ведущими мировыми производителями. Благодаря этому человеческий фактор в производственном процессе минимизирован.
Не так давно мы проводили сравнительные испытания шин из линеек Artmotion и ArtmotionSnow с ведущими мировыми брендами Dunlop и Michelin. Как показали испытания, по многим показателям шины белорусского производства, как минимум, не уступают известным мировым брендам.
Вопрос:Вопрос: Если одним словом охарактеризовать сегодня работу предприятия, то…
Алексей Яковлев: «Белшина» сегодня работает стабильно, и это главное, что я хочу подчеркнуть. Мы выплачиваем зарплату без задержек и платим по всем обязательствам. Ежемесячно снижаем складские запасы, причем на существенные суммы. Нам удалось сбалансировать производство и продажи. «Белшина» не гонится за объемами просто для того, чтобы выдать показатели. Мы понимаем, что необходимо вести сдержанную политику производства, прежде всего для того, чтобы высвободить те деньги, которые находятся на складе.
Вопрос: Давайте подробнее остановимся на географии экспортных поставок.
Алексей Яковлев: Сегодня «Белшина» поддерживает деловые отношения с более, чем 70 странами мира и открыта для взаимовыгодного сотрудничества.
Поскольку мы являемся экспортоориентированным предприятием, то эффективность продаж предприятия на конкретном рынке напрямую зависит от финансовой ситуации в стране, куда мы реализуем продукцию. Крайне негативное влияние на уровень рентабельности продаж и объем выручки в национальной валюте от реализации шин на рынке Российской Федерации и Украины оказывает девальвация. И все же российский рынок останется для нашего предприятия приоритетным.
Да, мы стремимся расширить географию своих поставок, диверсифицировать экспорт, но не за счет сокращения поставок в соседние страны, а за счет наращивания экспорта в другие страны. «Белшина» возвращается на рынок Бразилии, Австралии, существенно увеличены объемы поставок в Пакистан, Сербию, Македонию, Болгарию. На экспортной карте предприятия появились новые страны: Германия, Австрия, Испания.
Вопрос: Как проходит диверсификация? В чем сложности в освоении новых рынков?
Алексей Яковлев: Сложно выйти на внешний рынок и предложить наш продукт, потому что типоразмеры шин разработаны для стран постсоветского пространства. А на то, чтобы ввести новый типоразмер шин или разработать новую конструкцию, уходят годы. Но благодаря последним разработкам, тонкостям рецептуры, новому оборудованию удалось сделать новую шину, и мы увеличили объем поставок в Европу. Сегодня у нас заказывают шины европейские производители. К примеру, Trelleborg изготавливает свою шину у нас. Свой заказ у нас разместила британская компания Achillestyres, для которой мы изготавливаем под их брендом зимнюю легковую шину.
Наша задача – стать мобильными и быть в разных точках мира. Раньше этим похвастаться не могли. Еще пару лет назад объем экспорта в страны дальнего зарубежья занимал около 15-16 процентов. Но сегодня поставки в Россию по отдельным позициям снизились на 20, 30, 40 процентов: упала покупательская способность, обострилась конкуренция, сыграла на руку российским производителям и девальвация российского рубля. Поэтому мы стараемся компенсировать некоторые потери на этом рынке поставками наших шин в страны Азии и Европы.
Вопрос: Многие руководители предприятий приоритетным направлением называют именно продажи. Причем не вывоз со склада, а конкретный момент возврата денег.
Алексей Яковлев: Более того, сейчас важно не только продать, но и обеспечить дальнейшее сопровождение своего товара какими-то льготами, преференциями. Интересоваться мнением потребителя. То есть обеспечить послепродажное сопровождение. Нужно походить следом за покупателем, чтобы он захотел вернуться к тебе снова.
Вопрос: Насколько вы довольны работой своих дилерских центров?
Алексей Яковлев: У предприятия достаточно большая дилерская сеть. Больше всего наших партнеров в Российской Федерации. Но эта сеть нуждается в оптимизации. Рассматриваем идею объединения части торговых домов в более крупные структуры. Шины - это потребительский товар, который должен быть представлен в каждом регионе, и здесь нужна розничная сеть реализации. Вообще, если бы мы создали свою большую розничную сеть, то это было бы идеально. Но, во-первых, это большие затраты, во-вторых - отсутствие опять-таки определенной управляемости. Поэтому своей главной задачей на данном этапе мы видим производство качественной конкурентоспособной продукции. И постараемся через свои торговые дома максимально близко подойти к конечному потребителю.
Вопрос: Молодых специалистов не обижаете?
Алексей Яковлев: У нас заключен договор с технологическим университетом. В прошлом году на его базе открыта кафедра, которая готовит для нас именно конструкторов. Создана межведомственная лаборатория, филиал кафедры на заводе. Каждую субботу преподаватели проводят здесь занятия со студентами-заочниками технологического вуза.
А к молодым специалистам у нас особое внимание. Нуждающимся предоставляем жилье. Распределяем всех и, порой, нам даже не хватает специалистов. Бывает и такое, что целые семьи у нас работают. Всех своих работников мы ценим и поддерживаем. Что ни говори, а это наш главный потенциал.