За 11 месяцев 2016 года крупнейший в Восточной Европе производитель и поставщик специальных шин - компания STARCO Eastern Group (SEG) реализовала 105 659 шин для спецтехники. По сравнению с прошлым годом продажи восточного подразделения Bohnenkamp Group, в состав которого входит SEG, выросли более чем на 20 процентов, причем самое большое увеличение (27 процентов) было отмечено в сегменте шин для крупногабаритных машин. Особой популярностью в этом году пользовались шины в размерах 6.50-10 для вилочных погрузчиков (продано 20 814 штук) и 10-16.5 для мини-погрузчиков (4 769 штук).
«Импорт шин для спецтехники незначительно вырос, но ввезти - еще не значит продать. Явно растет доля шин российского производства и уменьшается количество импортной продукции, - рассказал в интервью Экскаватор Ру глава российского отделения компании «СТАРКО» Алексей Дремач. - Несмотря на то, что продажи спецтехники продолжают сокращаться, рынок шин оживился, потому что его состояние зависит, в том числе, и от цикличности замены шин. В 2015 году многие отложили замену резины «до лучших времен», которые так и не наступили. Шины сильно износились, их отремонтировать уже невозможно - стали менять сейчас».
Напомним, что восточное подразделение компании Bohnenkamp осуществляет свою деятельность в России, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Казахстане и Беларуси, при этом на 6 российских филиалов приходится около 40 процентов от общего оборота восточной группы.
По словам Алексея Дремача, российские покупатели стали более профессионально подходить к выбору шин. Пришло понимание, что единственно верная оценка этого продукта - стоимость километра пробега или моточаса. «Многие предприятия стали хотя бы в минимальной степени внедрять контроль за «ходимостью» шин и следить за их правильной эксплуатацией, - говорит генеральный директор ООО «СТАРКО». - Таких грамотных клиентов - процентов 40 из общего числа пользователей, и только 15 процентов - среди дилеров, которые еще слишком часто действуют по принципу «продал и забыл». К сожалению, некоторые покупатели возвращаются к запросу «дайте самое дешевое», объясняя это тем, что их ситуация не дает шанса думать «на завтра», ведь надо хоть на чем-то выехать сегодня».
Для удовлетворения запросов покупателей в этом году компания «СТАРКО» существенно расширила свой ассортимент. Например, в мае возобновилась работа с индустриальным сегментом шин производства индийской компании BKT Tires - Balkrishna Industries Ltd. В основном благодаря этому, предложение увеличилось со 186 до 482 типоразмеров. При этом, компания BKT представила более 20 новых моделей с посадочным диаметром 18, 20 и 24 дюйма. Пополнили ассортимент «СТАРКО» своими новинками и заводы других поставщиков. Появились 5-7 новых моделей от Kenda и Deestone (для мини-погрузчиков и экскаваторов), зимняя шина для вилочных погрузчиков STARCO Gecko (новинка в своем классе, которая предназначена для работы в снежной «каше»). Как пояснил Алексей Дремач, его компания «открыла охоту на размер». «Если рынку нужно, это обязательно будет в нашем ассортименте и, что важно, у нас на складе», - заверяет глава «СТАРКО».
Из основных направлений, по которым сегодня развивается рынок шин, руководитель российского отделения SEG выделяет следующие:
- Эволюционный переход на радиальные шины, который происходит во всех сегментах. Прогрессу «мешает» только себестоимость шины. Преимущества «радиалки» уже ни у кого не вызывают сомнений, клиенты все чаще приобретают такую продукцию;
- Совершенствование рисунка протектора;
- Появление узкопрофессиональных моделей под специфичные условия эксплуатации. Например, шина Brawler от Trelleborg, предназначенная для эксплуатации в очень тяжелых условиях. Это «неубиваемая» цельнолитая шина без отверстий или с эллиптическими отверстиями Solidflex, при изготовлении которой используется специальная технология для обеспечения определенной упругости. Еще один пример - шина LSW от Titan с меньшим размером боковой стенки и большим диаметром обода в сравнении со стандартными шинами. Такая конструкция обеспечивает ощутимо большую устойчивость для спецтехники;
- Поиск возможностей улучшения или замены компонентов, используемых для производства шин. Например, специалисты из Санкт-Петербурга разработали новую технологию производства синтетического каучука, благодаря которой улучшается качество готового продукта и снижается его стоимость на треть. Вместо 50 этапов производства осталось только 10. Общая масса была распределена по небольшим ячейкам, под меньшие объемы созданы рецептурные соотношения компонентов. Благодаря этому удалось исключить стадии по отмывке и использование растворителей;
Из по-настоящему инновационных и уже существующих не только в теории технологий Алексей Дремач отметил технологию Pneu Trac компании Mitas. Ее суть заключается в совмещении преимуществ пневматических шин и резиновых гусеничных звеньев. Еще одно новшество - конструкция шины X-Tweel от Michelin, состоящая из жесткой ступицы, которая соединена с протектором при помощи гибких полиуретановых спиц.
Однако гендиректор STARCO Eastern Group убежден, что в ближайшие 5-10 лет все вышеперечисленные новинки широкого применения получить не смогут. «Глобальные революционные изменения, которые происходят, к примеру, в IТ-индустрии, в шинном бизнесе просто невозможны, так что я еще раз рекомендую - манометр! - говорит Дремач. - Инструмент ценой в 7 000 рублей обеспечивает постоянный контроль давления в шине, тем самым удваивает срок жизни и Michelin, и LingLong. Он одинаково эффективен как для диагональных, так и для радиальных шин. Манометр - самая проверенная и эффективная технология, которая улучшает показатели пробега и снижает стоимость километра или моточаса».