По состоянию на 2017 год торговая марка «Днепрошина» и соответствующее оборудование для производства шинной продукции этого бренда принадлежат киевской компании «Интершина». Грузовые шины с регулируемым давлением, в том числе для военной техники, и часть сельскохозяйственных шин на отечественную технику «Интершина» производит на «Росаве», а крупногабаритные шины сельскохозяйственного назначения для импортной техники - на «Белшине». О непростой судьбе знаменитой шинной марки с генеральным директором компании «Интершина» Русланом Горбенко побеседовал корреспондент украинского журнала autoExpert.
Производство шин всегда являлось стратегически важным сегментом национальной промышленности, в т.ч. и ВПК. В Украине в этой сфере, в общем, все было в порядке - два шинных гиганта, белоцерковская «Росава» и днепропетровская «Днепрошина», обеспечивали очень приличную линейку такой продукции. В ассортименте «Росавы» доминировали шины для легковых и грузовых автомобилей, «Днепрошина» же специализировалась в основном на массивных, крупногабаритных и сельскохозяйственных.
Однако, в то время как «Росава» и ныне здравствует, от былого могущества «Днепрошины» осталось одно название. Но как ни странно, оно продолжает жить своей жизнью, воплощаясь в материальные формы на других предприятиях, в иных городах и даже странах. От полного забвения «Днепрошину» спасли не правительственные постановления и законодательные акты, что было бы весьма логично на фоне банкротства такого стратегически важного для страны предприятия, а третья сторона - бизнес, точнее, торговая компания «Интершина», которая выкупила оборудование, оснастку и пресс-формы банкрота вместе с его торговой маркой. К тому времени «Днепрошина» больше года находилась в полном ступоре, сохраняя лишь материально-техническую базу.
Естественно, «Интершина» совершила такой поступок не из милосердия и не ради сохранения производственных линий «Днепрошины» в качестве музейных экспонатов. За довольно рискованными действиями стоял очень трезвый расчет, а главное - достигнутые договоренности между «Интершиной» и «Росавой», твердо обещавшей продолжить славные традиции «Днепрошины» на своих производственных площадях.
Увы, риски этого мероприятия оказались слишком высокими, а его успех - лишь частичным. Дело в том, что технологические процессы и производственные возможности разных предприятий такого профиля, несмотря на то, что все они строились во времена СССР по схожим шаблонам, имеют множество отличий, в т.ч. и совершенно секретных. «Росава», поначалу подтвердившая свою готовность к производству всех 44 типоразмеров днепропетровских шин, к моменту появления на своей территории первых грузовиков с оборудованием «Днепрошины» «обнаружила», что для освоения такого спектра новой продукции ей придется не просто установить и запустить его в работу, а еще и модернизировать и переоснастить минимум половину своего завода. «Беспроблемными» оказались всего лишь полдесятка типоразмеров грузовых и сельскохозяйственных шин. А вот перед возможностью выпуска остальных, постфактум, вырос очень большой знак вопроса.
Объективные предпосылки для его появления, конечно, были, и скрывались они в коммерческих тайнах обоих предприятий. Например, на «Днепрошине» практиковалась брекерно-шаблонная сборка шин, а на «Росаве» - полуавтоматическая, и для бывших конкурентов их неполная совместимость оказалась неожиданной. Это вовсе не означает, что на «Росаве» над подобными перспективами никто не должен был поразмыслить еще до того, как грузовики с оборудованием из Днепропетровска двинулись на Белую Церковь. Тем более, что специалисты «Росавы», прежде чем что-то обещать, осмотрели оборудование «Днепрошины» очень внимательно - и станки, и крепления, и схемы подачи пара, и многое другое, что следовало бы знать заранее в плане адаптации оборудования одного завода под возможности другого.
В результате инвестор проекта, «Интершина», оказался в очень сложной ситуации, в которой рассчитывать на чью-то помощь, например, государства, не приходилось. В поисках выхода из создавшегося положения «Интершина» немедленно начала переговоры с «Белшиной» - главным конкурентом «Днепрошины» на протяжении не менее двух десятков лет.
Переговоры с «Белшиной» длились около года, а оборудование из Днепропетровска тем временем переехало на склады «Интершины» в Борисполе, где и хранилось довольно долго, вместо того, чтобы работать. Но надо понимать, что «Белшина» - это большое государственное предприятие, и вопросы задействования своих мощностей еще на один завод там без тщательного анализа и взвешивания всех за и против никто решать не будет. Поэтому переговоры длились больше года. За это время часть оборудования «Днепрошины» все же переместилась в Республику Беларусь. В конце января 2017 года в производство были запущены первые четыре типоразмера шин на дорогую импортную сельскохозяйственную технику. Первой стала пара крупногабаритных шин для тракторов John Deere и Case - передняя 600/70 R30 и задняя 710/70 R42, которые даже успели представить на сельскохозяйственной выставке в Киеве в минувшем феврале. Выставил их днепровский завод колесных систем «Консима», с которым у «Днепрошины» были давние партнерские связи.
Пока что на «Белшине» производятся только крупногабаритные шины сельскохозяйственного назначения, но линейка постоянно расширяется, и новые размеры запускаются каждые 3-4 месяца. На данный момент на «Белшину» вывезено около трети от запланированного оборудования «Днепрошины», которое «Интершина» хочет поставить в Беларусь. Причины задержек - отличия технологий на «Белшине», прежде всего в части сборки и вулканизации. Белорусам приходится адаптировать украинское оборудование, однако они это делают.
Проблемы слияния производств одними технологическими несоответствиями не ограничиваются. Серьезные вопросы возникают и в сфере ассортимента. Ситуация складывается таким образом, что белорусам невыгодно производить изделия под украинским брендом, который будет напрямую конкурировать с их собственным. Но важные компромиссы были найдены.
Для того чтобы понять, в чем их суть, надо вспомнить о таких понятиях, как индекс скорости и индекс нагрузки шины. Для легковых машин важен, по сути, лишь индекс скорости, а вот для сельскохозяйственных шин оба понятия связаны напрямую, и в зависимости от этих характеристик одно и то же колесо устанавливается на разные виды техники. Поэтому для «Интершины» производят шины с индексами либо намного ниже, либо намного выше, чем у покрышек «Белшины», и таким образом белорусский шинопроизводитель уходит от прямой конкуренции. К тому же, в одинаковых линейках «Белшина» производит диагональные шины, а «Интершина» - радиальные.
Такой подход - один из пунктов «джентльменского» соглашения между партнерами. В случае полного совпадения характеристик изделий право вето остается, конечно, за «Белшиной», и это главная причина того, что «Интершина» не сможет поставить в Беларусь все имеющееся у нее оборудование. При заключении сделки этот аспект подразумевался изначально.
На сегодняшний день расклад с перезагрузкой «Днепрошины» следующий. Торговая марка «Днепрошина» и соответствующее оборудование принадлежат «Интершине». Грузовые шины с регулируемым давлением, в том числе для военной техники, и часть агрошин на отечественную технику «Интершина» производит на «Росаве», а крупногабаритные шины сельскохозяйственного назначения для импортной техники - на «Белшине». Качество продукции контролирует не только «Белшина», но и «Интершина», она же обеспечивает и все гарантии производителя, принимая в Украине шины на рекламацию. То есть клиентам их никуда не надо отправлять - все решается в Украине.
Для активизации продвижения своей продукции на рынке «Интершина» подготовила программу сотрудничества с аграриями, которая заключается в предоставлении крупным клиентам комплектов шин на испытание с отсрочкой платежей на полгода. Цель программы - изучить свой продукт в условиях реальной эксплуатации, получить объективную оценку практиков для обеспечения его полноценной конкурентоспособности к началу уборочной кампании.
Шинное производство - это совсем не то, чем страна с агропромышленным вектором развития может позволить себе разбрасываться. Бренд «Днепрошина» для Украины сохранили граждане в лице оптовой компании «Интершина», а не те, кто должен был бы заниматься такими вопросами по своему казенному статусу. Руководители и специалисты «Интершины», попав в неимоверно сложную ситуацию, сумели найти из нее выход, хотя цена оказалась довольно высокой - значительная часть производства переместилась в другую страну, наполняя ее бюджет и решая ее социальные проблемы. Но это еще не все. За сотрудничество с «Белшиной» пришлось заплатить и весьма конкурентоспособными технологиями, дающими возможность снижать «Белшине» себестоимость своей продукции. Как будут развиваться события дальше - посмотрим, но эффективность действий, профессионализм и решительность «Интершины» заслуживают уважения.