Российский биохимический холдинг «Оргхим» является одним из крупнейших мировых производителей и поставщиков масел для производства экологических чистых автомобильных шин в мире. В интервью корреспонденту РБК-Нижний Новгород Руслану Станчеву Генеральный директор «Оргхима» Николай Ходов рассказал о сотрудничестве компании из города Урень Нижегородской области с ведущими мировыми шинопроизводителями.
Вопрос: Слово «инновации», которое ещё недавно казалось сложным, сейчас звучит буквально из каждого утюга. Почему вашу компанию называют инновационной? Насколько это определение важно для вас, и насколько оно соответствует тому, что вы делаете?
Николай Ходов: Для нас это не просто слово. Нашей компании 15 лет, и с самого начала мы начали думать о том, что можно сделать на заводе «Оргхим» в Урене Нижегородской области, исходя из его специфики. Около года мы пытались понять, с чем подошёл менеджмент завода к тому моменту, когда мы стали главными акционерами предприятия. Ведь химия - безгранична, а органическая химия приносит миллиарды долларов крупным мировым игрокам. И нам было понятно, что если не встать на путь инновационного развития, не придумать чего-то, что позволит «взорвать» рынок, то никакой перспективы не будет.
Вопрос: И что же вы придумали, чтобы иметь выручку в сотни миллионов долларов? Звучит впечатляюще для компании с нижегородской пропиской.
Николай Ходов: Да, на сегодняшний день так и есть. Когда рассказываешь об этом даже знакомым со спецификой людям, всё равно осознание того, что всё это можно сделать на базе в Урене, почему-то до конца не приходит. Если говорить о том, что является драйвером развития, то наш основной рынок, основные клиенты - это шинные компании. Теоретически дальше идут автомобили - тема уже близкая Нижнему Новгороду. Все прекрасно понимают, что это направление сейчас развивается, туда вкладываются миллиарды долларов, и там постоянно появляются разнообразные новинки. А вот шинный рынок зачастую закрыт. При этом именно там как раз в последнее десятилетие и происходят серьёзные подвижки. А ведь рынок совсем молодой.
Мы сделали очень простую вещь, которая и позволила компании иметь то, что она имеет сейчас. Это неканцерогенное масло-наполнитель. Подчёркиваю - неканцерогенное. Оно нефтяного происхождения, но на молекулярном уровне очищено от канцерогенов и вредных компонентов, которые обычно присутствуют в резине. На сегодняшний день мы поставляем этот продукт в 14 из 20 топовых компаний шинного рынка. Чтобы их перечислить, можно начать с самого верха списка: Michelin, Bridgestone, Goodyear, Hankook, Pirelli, Nokian. Это крупнейшие мировые компании, и все они с нами связаны не просто на уровне отдельных поставок или поставок в один регион, как можно было бы предположить (на российские заводы, например) - это и Азия, и Южная Африка, и Латинская Америка. Это мировые лидеры производства, работающие над тем, что будет на колёсах наших автомобилей лет через пять-десять.
Вопрос: Из этого вытекает стандартный для сегодняшней геополитической обстановки вопрос, связанный с санкциями и контрсанкциями. Ваши клиенты - это западные производители, в том числе из стран, поддерживающих санкции против России. Вам это каким-то образом мешает - в работе, во взаимоотношениях?
Николай Ходов: Бизнес, в первую очередь, прагматичен. Об этом говорят все, в том числе - руководство нашего государства. Мы - вторая компания в мире, которая поставляет неканцерогенные наполнители перечисленным мною ранее игрокам этого рынка. Первая - немецкая компания. Вроде бы нет никаких проблем с тем, чтобы на неё сделать ставку - эта немецкая компания имеет ещё и дочернее предприятия в Таиланде. Можно было бы взять третью компанию - американскую. Мы втроём - игроки одного уровня.
И тут возникает вопрос: то, что мы из России - это проблема? Да, определённые трудности были, но тогда, когда про санкции ещё никто не говорил - в 2009-2011 годах. Это была своего рода «проблема начала»: тогда компания из России впервые сделала то же самое, что делают немцы или British Petroleum, например. Причем, сделала не хуже.
Приведу пример с компанией Goodyear - компанией из мирового топ-3. Это был наш первый долгосрочный договор. Мы заключили его в 2011 году сроком на пять лет. У них тогда была большая проблема с принятием факта, что они могут ориентироваться на компанию из России, что она может помочь их шинам побеждать конкурентов. Эту ситуацию мы разрешили с помощью аудитов, качественной работы и серьёзного сервиса.