Первого декабря в России начинается обязательная маркировка целого ряда товаров. Это означает, что производители и импортеры должны будут наносить на свою продукцию цифровые коды, содержащие данные об изготовителе и этапах движения товара от завода до магазина. Такие коды будут появляться, в том числе, и на автомобильных шинах. Предполагается, что система позволит снизить долю нелегальной продукции в стране.
«С 1 декабря этого года мы переходим к запуску обязательной маркировки по широкому ряду товаров: шины, фотокамеры, духи и отдельные позиции товаров легпрома, - рассказывает министр промышленности и торговли Денис Мантуров. - Но это не означает, что мы одномоментно запретим оборот всей непромаркированной на 1 декабря продукции. Совместно с участниками рынка и заинтересованными ведомствами мы разработали сроки поэтапного вступления в силу требований об обязательной маркировке этих товаров. Эти сроки учитывают готовность отраслей, а также особенности товарооборота и сложившиеся бизнес-процессы: 1 декабря 2019 года компании смогут зарегистрироваться в информационной системе маркировки и начать заказ кодов. Проекты постановлений, которые утверждают правила маркировки товаров, разработаны Минпромторгом России совместно с заинтересованными ведомствами, бизнесом и оператором информационной системы маркировки и уже внесены в Правительство».
Сроки начала обязательной маркировки для разных видов промышленной продукции и длительность переходного периода, во время которого на полках будут присутствовать немаркированные товары, отличаются. В частности, запрет на производство и импорт немаркированных автомобильных шин и покрышек наступит 1 ноября 2020 года. Дополнительно разработанные проекты правил маркировки товаров содержат соответствующие этапы и сроки вступления в силу остальных требований к участникам оборота, учитывающие отраслевые особенности и сложившиеся бизнес-процессы, в том числе в отношении остатков немаркированной продукции.
Глава Минпромторга уверен, что благодаря сложившейся практике проведения добровольных экспериментов по маркировке товаров, большая их часть будет продаваться маркированной гораздо раньше установленных сроков. По словам Мантурова, наиболее активные представители бизнеса уже зарегистрировались в информационной системе в рамках завершающихся в конце ноября добровольных экспериментов и, в частности, по шинам зарегистрировалось уже более 350 компаний.
В соответствии с постановлением правительства, которое было принято в мае этого года, стоимость кода маркировки для производителей установлена в размере 50 копеек за один код маркировки без учета НДС. Как наиболее оптимальный и базовый планируется использовать код DataMatrix. В то же время по шинам предлагается оставить возможность опционального использования RFID-меток в дополнение к DataMatrix-коду при желании отдельных участников рынка.
Отметим, что на прямой вопрос агентства «Прайм» о росте цен на товары, подлежащие маркировке, возможности перебоев с поставками таких товаров и их дефицита, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров ответа так и не дал, заявив, что «на площадке Минпромторга России и «Оператор-ЦРПТ» (оператор информационной системы маркировки) проводятся заседания проектно-экспертных групп, на которых совместно с участниками рынка прорабатываются основные вопросы маркировки товаров» и обсуждаются «вопросы, связанные с техническими и бизнес-процессами участников оборота, и возможности, которые дает маркировка».