20 июня 2019 года в России по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ стартовал пилотный проект по маркировке шин. «Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона», - обосновал инициативу Мипромторга в интервью «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
В настоящий момент проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин» проходит стадию общественных слушаний и в случае его утверждения маркировка шин станет обязательной. При этом маркировать покрышки предполагается с помощью RFID-меток радиочастотной идентификации, что вызывает обеспокоенность у целого ряда экспертов и специалистов.
В частности, против этого способа маркировки выступают правозащитники, считающие, что RFID-метки станут «еще одним способом контроля за передвижением граждан». С недоверием относятся к идее маркировки и сами шинники. «По нашим экспертным оценкам, на рынке шин низкий уровень контрафакта. Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации, - поясняет исполнительный директор «Ассоциации производителей шин» Надежда Чурмеева. - Тем не менее шины были включены в перечень первоочередных товаров, на которых предлагается апробировать маркировку.
Очевидно, что введение маркировки повлияет на розничные цены, поскольку потребует не только от производителей и импортеров шин, но и от торгующих организаций существенных инвестиций в ее внедрение. А именно, оснащение необходимым оборудованием, введение электронного документооборота, перестройка производственного цикла, логистики, а также бизнес-процессов. Оценить масштабы влияния сейчас сложно. Главный тревожный момент сейчас - время: эксперимент начался, но времени, оставшегося до 1 декабря 2019 года, когда должна быть введена обязательная маркировка, по нашему мнению, совершенно недостаточно для проработки всех правил и процедур, их апробации, а главное - подготовки отрасли к введению нового регулирования».
Свое согласие с позицией главы АПШ выразили компании Pirelli и Nokian Tyres, которые не видят проблем с контрафактом шин в России. «В случае внедрения маркировки шин придется менять все процессы управления производством и логистикой, внедрять новые программы. Это всё очень дорого для компании, - говорит руководитель направления по связям с общественностью российского офиса Nokian Tyres Карина Соколова. - Однозначно, что внедрение маркировки скажется на стоимости шин, но озвучить точную сумму сейчас не представляется возможным».
Еще одной проблемой, является вопрос обеспечения безопасности легковых шин после внедрения в них датчиков радиочастотной идентификации. Шинники сходятся во мнении, что для внедрения подобной технологии в производство необходимы полномасштабные ресурсные испытания на безопасность, а проведение таких испытаний потребует длительного времени.
«Легковые шины гораздо меньше и легче, чем грузовые, их боковина существенно тоньше, и это существенный фактор. В случае с легковыми шинами внедрение дополнительного предмета приводит к различным деформациям, таким как расслоение или вытягивание боковины, или даже взрыву шины, - заявляет Карина Соколова. - Сегодня нельзя однозначно утверждать, как поведет себя покрышка с внедренной меткой на скорости и при выполнении экстренных маневров. Еще один немаловажный фактор, который ограничивает внедрение подобной технологии, - это то, что внутри шины уже присутствует металлокорд. Его металл в свою очередь экранирует метку».