В начале декабря прошлого года «4точки» уже сообщали о том, что хозяйственный суд Киевской области признал банкротом белоцерковскую шинную компанию «Росава», открыв ликвидационную процедуру предприятия и отменив арест его активов. По данным ликвидационной комиссии, АО «Росава» накопило кредитных долгов на сумму более 640 миллионов евро. Одна из немногих независимых новостных площадок Уанета, портал информационного агентства ЛигаБизнесИнформ liga.net, представил свою версию того, что будет с крупнейшим в Украине производителем шин, и как решение суда отразится на кредиторах «Росавы».
Сначала немного истории. Белоцерковский шинный завод (с 2011 года - ЧАО «Росава») был открыт в 1972 году и выпускает шины под брендами Rosava и Premiorri. Производственные мощности компании составляют около 6 миллионов шин в год. В 2017 году компания нарастила чистый убыток на 73,8 процента до 717,79 миллиона гривен (22,4 миллиона евро). Чистый доход упал на 41,7 процента до 875,27 миллиона гривен (27,3 миллиона евро).
В сентябре 2015 года Нацбанк Украины признал неплатежеспособным финансового партнера Росавы - банк «Финансы и Кредит», который также входит в одноименную финансово-промышленную группу «Финансы и кредит» депутата Константина Жеваго. По данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, «Росава» задолжала банку почти 2 миллиарда гривен (более 60 миллионов евро) по ряду кредитных договоров, где она выступала поручителем. Чтобы уйти от выплат, компания попыталась в судах признать договора поручительства недействительными. Ключевой аргумент - изменение условий кредитного договора якобы без ее ведома.
В одних случаях попытки были успешны, в других - нет. Например, в августе 2016 года суд обязал «Росаву», как поручителя, и Кременчугский кожзавод, как заемщика выплатить банку 84 миллиона гривен. Однако госисполнитель начал взыскание только через полтора года - в январе 2018-го. За счет другого иска «Росаве» удалось отложить процесс до конца апреля.
Сразу после этого - 20 апреля 2018 года компания объявила о «реорганизации». В «Росаве» это решение связали с необходимостью реструктуризировать предприятие, чтобы соответствовать требованиям рынка о разделении различных сегментов. Её оппоненты усмотрели другие мотивы. «Разделение» компании в Фонде гарантирования назвали попыткой заблокировать взыскание с нее долгов, поскольку закон не предусматривает этого во время ликвидации или реорганизации крупных предприятий. Кроме того, реорганизация сохраняет вероятность, что «Росава» передаст свое имущество одним правопреемникам, а обязательства - другим, добавили в Фонде.
В августе 2017 года генпрокуратура инициировала расследование по поводу двух кредитов на сумму 1 миллиард гривен (около 30 миллионов евро), которые «Росава» получила от банка в период с июня по август 2015 года - за несколько месяцев до его банкротства. В следующем году к обвинению подключилась и Государственная фискальная служба Украины. По данным налоговой, «Росава» с 2011 по 2018 годы вывела за рубеж 52,7 миллиона долларов валютной выручки, не уплатив в госбюджет 1,3 миллиарда гривен пени (примерно 40 миллионов евро).
В начале декабря прошлого года хозсуд Киевской области возбудил дело о банкротстве «Росавы» по заявлению главы ликвидационной комиссии, выявившей у компании 20,58 миллиарда гривен (642 миллионов евро) кредиторской задолженности. При этом, согласно данным ликвидационной комиссии, стоимость имущественного комплекса «Росава» оценена в 762,1 миллиона гривен (23,8 миллиона евро), активы - в 3,37 миллиарда гривен (105,1 миллиона евро), тогда как обязательства - в 18,71 миллиарда гривен (583,6 миллиона евро).
До этого ГФС уже пыталась провести опись имущества производителя шин. Анализ имущественного положения показал, что все активы «Росавы» на сумму более 400 миллионов долларов находятся в залоге у признанного неплатежеспособным банка «Финансы и кредит». Но компания продолжает работать не без помощи третьих лиц, утверждает ведомство. По данным ГФС, «Росава» выполняет договоры переработки давальческого сырья одного из своих контрагентов - ООО «Премиори». По данным реестра юридических лиц, ООО «Премиори» принадлежит британской Premiorri Ltd., чьим бенефициаром является топ-менеджер Константина Жеваго, бывший генеральный директор белоцерковской шинной компании Вадим Татусь.
Означает ли банкротство компании «Росава» попыткой её владельца Константина Жеваго очистить ее от долгов? Юристы не исключают такой сценарий. «Банкротство - это нормальный процесс очищения компании от долгов, это не значит, что завтра завод закроется, - говорит глава аналитического департамента Concord Capital Александр Паращий. - Просто определенным кредиторам не вернут деньги».
«Главный вопрос: кто несет бремя возврата долгов по кредитам, какая компания замкнет на себе производственные мощности, а также кто будет обладать правами на бренд Rosava, - рассказывал руководитель проектов практики безопасности бизнеса Juscutum Александр Горобец. - Обычно в ликвидационную яму сваливают все долги, а самое ценное и очищенное от обязательств имущество перетекает в другие предприятия».
Не исключено, что Жеваго предпримет попытку снова заполучить уже «реанимированную» компанию, считает Паращий. «Из наших практик обычно все заканчивается тем, что кредиторы ничего не получают, а бизнес вместе с собственником остаются», - заключил эксперт.