Компания Nokian Tyres считает, что не позднее, чем через пять лет, «умные» шины станут обычным делом. Процесс автоматизации дорожного движения устанавливает новые требования к автомобильным шинам. Когда автомобиль не контролируется человеком, он должен иметь возможность самостоятельно следить за дорожными условиями, в том числе, с помощью датчиков, установленных в шинах. Такие характеристики безопасности, как, сцепление на льду и устойчивость к аквапланированию, будут объединены технологией, которая позволяет получать данные в режиме реального времени.
«Если в автомобиле нет активного водителя, который мог бы оценить степень безопасности эксплуатации шин, то эту безопасность нужно измерять каким-то другим способом», - говорит руководитель отдела цифровых технологий компании Nokian Tyres Мика Пенттиля.
Когда информация, полученная от датчиков, установленных в шине, объединяется, например, с данными о погоде, бортовая информационная система транспортного средства может формировать картину преобладающих условий вождения и соответствующим образом регулировать управление автомобилем. Датчики также могут отслеживать износ шин, давление и температуру внутри шины. Повышение внутренней температуры может быть ранним признаком повреждения шины, позволяя устранить его до того, как оно станет причиной опасной ситуации на дороге.
«Независимо от того, насколько «умен» ваш автомобиль, шины являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой», - напоминает старший вице-президент по продуктам и маркетингу Nokian Tyres Юкка Каси.
«Умные» шины также позволяют использовать новые сервисные решения, связанные с обслуживанием покрышек, которые можно будет использовать ещё до того, как на дорогах появятся роботизированные автомобили.
«В будущем шины все равно будут изнашиваться и требовать замены, - говорит Мика Пенттиля. - Однако покупка нового комплекта шин может стать более легкой и своевременной». Например, по мере износа шин датчики могут уведомить об этом шинный магазин, который затем доставит вам новый комплект покрышек или даже установит их на вашем автомобиле. Однако, по словам Юкки Каси, первым шагом станет уведомление водителя об износе шин.
«Умная» шина может передавать данные об износе в бортовую информационную систему, которая уведомит водителя о том, что шины можно безопасно эксплуатировать еще в течение, допустим, трех месяцев, - поясняет Каси. - В то же время система проинструктирует, как связаться с ближайшим дистрибьютором шин, и предоставит необходимую контактную информацию. Это похоже на то, как современные автомобили могут уведомить водителя о том, что у него заканчивается топливо, и предоставить навигационное руководство до ближайшей станции технического обслуживания».
Профилактическое обслуживание шин станет особенно важным по мере роста популярности транспортных средств общего пользования, особенно после того, как они начнут работать автономно. Оно послужит гарантией того, что пассажиры смогут избежать лишних неприятностей.
Несмотря на то, что революция в шинных цифровых технологиях еще далека от завершения, автовладельцам уже доступны различные сенсорные и интеллектуальные решения для шин. Например, широкому кругу потребителей уже хорошо знакомы датчики давления в шинах TPMS, но более продвинутые технологии пока зарезервированы для профессионального использования. Например, цифровая система мониторинга сельскохозяйственных шин Nokian Tyres Intuitu, объединяющая шины со встроенными датчиками и мобильным приложением для сбора данных.
Тем не менее, Юкка Каси считает, что такие решения, как Intuitu, станут обычным явлением для потребителей ещё до того, как мы увидим на дорогах автономные транспортные средства. «Умные» шины сначала станут обычными для электромобилей, так как они оснащаются большими покрышками и множеством сенсорных датчиков, имеющих связь с шинами. Произойдет это, примерно, через пять лет», - резюмировал Каси.