Химики Национального центра судебной экспертизы США в сотрудничестве с коллегами из Университета Центральной Флориды разработали уникальную технологию определения марки шин по химическому составу оставленных ими следов на асфальте, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на результаты исследований, опубликованные в журнале Applied Spectroscopy. Новая методика даст правоохранительным органам дополнительные инструменты для поиска автомобилей, скрывшихся с места преступления, особенно в ситуации экстренного торможения или разгона, когда рисунок след от шины остается в виде черной полосы на асфальте.
«В случаях наездов на пешеходов или аварий с участием нескольких автомобилей химическая сигнатура шин (собственный уникальный химический состав следа скольжения) может стать неотъемлемой информацией для расследования, - поясняет руководителя исследования, доцента химии Матье Бодле. - Этот процесс настолько же сложен, насколько и увлекателен.
Идея состоит в том, что след шин содержат много данных, а только отпечатки узора протектора часто не дают всех ответов. Мы все еще продолжаем работу, но уже добились большого прогресса. Я считаю, что это может стать отличным дополнением к методам, которые в настоящее время используют в правоохранительных органах и судебной экспертизе».
Исследователи создали в лаборатории установку, на которой «разгоняли» шину до скорости движения автомобиля, а затем прижимали ее к асфальтовой или бетонной поверхности, имитируя эффект торможения. Используя метод лазерно-искровой эмиссионной спектрометрии для тонкого анализа химического состава шины и дорожного материала, они восстановили стандартные профили для 32 моделей шин.
Метод лазерно-искровой эмиссионной спектрометрии основан на том, что лазерный луч, фокусируясь на поверхности образца, создает микроскопический пучок плазмы, излучающий свет определенного спектра в соответствии с присутствующими в нем химическими элементами. Это тот же метод, который используют спектрометры на борту марсоходов Curiosity и Perseverance для определения химического состава пород Марса.
Очередная задача, которая теперь стоит перед исследователями, - научиться определять, насколько посторонние примеси, содержащиеся в бензине, дождевой воде или следах других автомобилей, могут изменять эту сигнатуру. На следующем этапе исследований ученые планируют сосредоточиться на обеспечении статистической надежности разработанного ими метода, так как без этого он не будет включен в стандартные протоколы сбора доказательств.