Ранее, «4точки» уже сообщали, что в канун Нового года на заводе массовых шин компании «Белшина» на серийное производство поставлена новая модель всесезонных шин Belshina BEL-412 Artmotion All Season размера 215/55R18, разработанная специально для заводской комплектации кроссоверов Geely Coolray, собираемых на мощностях белорусской компании СЗАО «Белджи».
Специалисты белорусского шинопроизводителя в максимально сжатые сроки спроектировали и изготовили эту бескамерную радиальную шину с металлокордом в брекере, сообщает заводская газета «Шинник». А для её проверки на соответствие требованиям китайской автомобилестроительной компании Geely Automobile и научно-исследовательского института Geely, Управление по испытаниям шин и техническому сопровождению продукции ОАО «Белшина» на основании китайских стандартов и техрегламентов разработало уникальные методики и программы испытаний.
Затем для проведения лабораторно-дорожных и сертификационных испытаний на конкурентной основе подобрали испытательные организации. А наиболее сложный и ответственный комплекс лабораторно-дорожных испытаний выполнил аккредитованный на соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и включенный в Национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза российский испытательный центр ООО «ШИЦ «Вершина», находящийся в Ярославле, в котором работают квалифицированные специалисты в области стендовых, лабораторно-дорожных и сертификационных испытаний шин.
Организация является крупнейшим независимым предприятием в Российской Федерации по испытаниям шин и имеет собственный испытательный полигон, рассчитанный на проведение широкого комплекса всевозможных дорожных испытаний, владеет современным оборудованием, позволяющим оперативно и всесторонне оценить качество шин.
«Получив нестандартное и очень специфическое задание от ОАО «Белшина», мы сразу приняли решение, что будем участвовать в этом непростом для нас проекте, - отметил главный инженер ШИЦ «Вершина» Илья Егорушкин. - Развитие и совершенствование наших заказчиков развивает наши компетенции, поэтому мы стремимся опережать время и быть востребованными на рынке испытаний».
В ноябре прошлого года специалисты этого центра провели сертификационные испытания модели BEL-412 на соответствие требованиям Правил ООН №117 по оценке сцепления шин с мокрой поверхностью и уровня шума, издаваемого шинами при движении. А также при ускоренно-дорожных ресурсных испытаниях оценили износостойкость шин (с оценкой неравномерности износа) по методикам НИИ Geely.
Среди множества видов испытаний дорожные ресурсные испытания - наиболее сложная и трудозатратная часть тестирования шин, цель которого определить износостойкость и работоспособность шин в условиях реальной эксплуатации. Для определения ресурса «подопытных» шин был использован гибридный метод тестирования: дорожные испытания и специальные компьютерные алгоритмы для расчета итоговой прогнозируемой наработки.
Для максимального соответствия реальным условиям эксплуатации автомобиля был составлен циклический маршрут из скоростных автомагистралей, региональных дорог с асфальтным покрытием и городских улиц в соотношении 8:6:1. После двухсоткилометровой обкатки шин BEL-412 Artmotion All Season испытательный Volkswagen Tiguan, нагруженный по осям идентично максимально допустимой загрузке автомобиля Geely Coolray, а это 972 кг на переднюю ось и 808 кг на заднюю, проехал шесть циклов по 3 500 километров, что составило в целом 21 200 км. После каждого «круга» в 3,5 тысячи км производились замеры остаточной глубины протектора по всей окружности шин, давления в шинах, а при движении давление непрерывно контролировалось системой внешних датчиков, установленных на вентилях колес.
Также проходила и смена места установки шин, поскольку во время эксплуатации автомобиля шины изнашиваются неравномерно: как правило, передние значительно быстрее задних из-за маневрирования, а также потому, что передняя ось автомобиля чаще всего нагружена сильнее (на нее приходится около 60 процентов массы автомобиля). Кроме того, на износ шин значительно влияет тип привода авто (передний или задний) и стиль вождения. Шины ведущей оси истираются примерно в два раза интенсивнее шин ведомой оси, и за счет смены места установки шин можно добиться их равномерного износа и продления срока службы.
На основании расчетов интенсивности износа шин на различных позициях, полученных по итогам проведения ускоренно-дорожных ресурсных испытаний, итоговая прогнозируемая наработка комплекта шин модели BEL-412 составила более 72 тысяч км (с учетом обязательной ротации шин по позициям). Да, при обычной эксплуатации автомобиля не все водители занимаются регулярной перестановкой шин, но специалисты УИТС настоятельно рекомендуют делать это во время периодического техобслуживания. Как правило, пробега в 8-10 тысяч км вполне достаточно для смены места установки шин на авто, чтобы таким нехитрым способом значительно продлить срок их службы и сохранить комфорт и безопасность на должном уровне.
Отдельно стоит отметить испытания шин BEL-412 на ударопрочность. Эта методика является новаторской и для «Белшины», и для специалистов ШИЦ «Вершина». Иногда, этот тест называют «бордюрным», так как он имитирует наезд колеса на препятствие на различных скоростях.
«Для испытаний по оценке на ударопрочность была освоена методика и подготовлен новый участок испытательного полигона, - подчеркнул руководитель отдела дорожных испытаний ШИЦ «Вершина» Вячеслав Саблюков. - Наш партнер РЦ «Технотайр» в сжатые сроки изготовил специальную оснастку, которая была установлена на полигоне. Поэтому нам удалось провести испытания в согласованные сроки».
По методике этого теста полностью загруженный автомобиль на скорости 30 км/ч (начальный показатель скорости) врезается под углом 45 градусов передней правой шиной в бордюр высотой 100 мм, на который нанесена специальная цветная краска, позволяющая определить на шине место удара. Наезд колеса на препятствие повторяется 4 раза на заданной скорости, и после каждого удара боковина шины тщательно проверяется на наличие повреждений. Если повреждения не обнаружены, скорость увеличивается на 5 км/ч, и испытание «ударом» повторяется еще 4 раза. На скорости 40 км/ч тест повторяется финальные 4 раза. После этого шина демонтируется с обода и детально осматривается снаружи и внутри на предмет выявления повреждений. Результаты осмотра отражаются в протоколе испытаний. Для гарантированной оценки результатов, испытание повторяется на двух шинах.
В соответствии с требованиями стандартов Geely, шины первичной комплектации должны уверенно выдерживать удары о бордюр на скоростях до 40 км/ч, и модель BEL-412 отлично выдержала данный норматив.
Однако «спортивный интерес» специалистов УИТС ОАО «Белшина» и ШИЦ «Вершина» не позволил так просто завершить испытания. Единогласно было принято решение продолжить тестирование и выяснить предельную скорость, при которой шина все-таки «испустит дух». Опытным путем было выяснено, что после достижения скорости 50 км/ч в местах ударов на боковине начинают появляться небольшие вздутия, а также вмятины на ободе. На скорости 60 км/ч удар пришелся на усиленное место обода (напротив спицы), что привело к пробою боковины шины и нарушению ее герметичности. Специалисты УИТС просят водителей внимательно отнестись к этой информации и сделать соответствующие выводы при выборе скорости движения по дорогам с поврежденным покрытием. А также там, где асфальт резко заканчивается и также резко начинается.
Еще одной испытательной организацией, привлеченной к приемочным лабораторно-дорожным испытаниям шины BEL-412, был НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин», аккредитованный в национальной системе аккредитации Беларуси в соответствии с СТБ ИСО МЭК 17025, являющийся Технической службой E 28/Q в рамках Женевского соглашения 1958 года. Республиканский полигон внесен в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Он расположен недалеко от МКАД, рядом с аэродромом Липки.
В НТЦ РПИММ были проведены испытания по оценке проскальзывания шин BEL-412 относительно заводских ободьев обозначения 18х7.0J 5x114.3 ET53 DIA54.1, которыми комплектуются внедорожники Geely Coolray белорусской сборки. Автомобиль для этого испытания был предоставлен руководством СЗАО «Белджи» прямо с предприятия. Цель теста - проверка надежности фиксации борта покрышки на ободе при экстремальном торможении, так как проскальзывание шин на ободе может оказывать негативное влияние на эффективность торможения. Обнаружить проскальзывание шины можно с помощью меток на шине и ободе.
По методике испытания снаряженный автомобиль разгоняется до 60 км/ч, трансмиссия переводится в нейтральное положение, и когда скорость автомобиля снижается до 50 км/ч (± 1 км/ч), происходит быстрое нажатие в течение 0,2 секунды на педаль тормоза с усилием 700 Н, что равняется 71,4 кг/с. Это фактически экстренное торможение с максимально возможным замедлением, которое способна обеспечить тормозная система автомобиля. Контроль скорости и фиксация тормозного пути осуществляется с помощью спутниковой измерительной системы VBOX Racelogic, а усилие на педали тормоза контролирует датчик Paiseler.
По нормативам технических регламентов института Geely, суммарное накопительное проскальзывание шин относительно обода после 5 проведенных подряд торможений в серии из 10 торможений не должно превышать 8 мм. Шины BEL-412 по итогам проведения испытаний вообще не изменили своего положения относительно обода, что свидетельствует о соответствии посадочной геометрии шин общепринятым мировым стандартам.
Подводя общий итог, можно сказать что шины модели BEL-412 с достоинством и успехом выдержали все внутризаводские, сертификационные и лабораторно-дорожные испытания в рамках утвержденного и согласованного компанией Geely плана локализации продукции ОАО «Белшина». В настоящий момент оформляются все необходимые документы для осуществления поставок шин на комплектацию автомобилей СЗАО «Белджи», так что скоро на улицах можно будет встретить ультрасовременный компактный внедорожник Geely Coolray, укомплектованный на конвейере завода шинами ОАО «Белшина».