Санкции вынуждают белорусских производителей не только пересматривать планы по экспорту продукции, но и активнее замещать те товары, которые раньше страна покупала за границей. В рамках нового проекта «Вместо импорта» журнал Office Life рассказывает о том, какие премиальные шины разработали и осваивают на «Белшине», и когда в них смогут «переобуться» белорусские владельцы легковушек.
В прошлом году «Белшина» одной из первых среди крупных белорусских предприятий разработала стратегию развития на ближайшую пятилетку и одобрила ее в правительстве. В компании уверяют: в деятельности наметились наилучшие показатели за последние десять лет. Сегодня бобруйская компания работает над несколькими инвестпроектами, которые позволят предприятию выйти на максимальную производственную мощность.
Как заявляет начальник управления маркетинга ОАО «Белшина» Андрей Каноник, на внешних рынках стратегия предприятия в этом году существенно не меняется. Основным потребителем продукции остается Россия. Объемы, поставлявшиеся в Украину, уже перенаправлены на другие рынки. По расчетам специалистов предприятия, эффективно продавать легковые шины можно в радиусе 3 тысяч км, грузовые и сельхозшины - 4,5-5 тысяч км, а крупногабаритные и сверхкрупногабаритные - по всему миру. К такой работе «Белшина» давно приспособилась.
«Несмотря на сложности с логистическими цепочками, снижения экспорта мы не допустили, - рассказывает о результатах Андрей Каноник. - Наоборот, по итогам полугодия уже понятно, что в деньгах экспорт вырос на 20 процентов к аналогичному периоду 2021 года».
В начале года много говорилось об уходе иностранных брендов с российского рынка, однако на практике новых возможностей для экспорта здесь пока не открылось. Начальник инженерно-технического центра ОАО «Белшина» Сергей Каюшников говорит, что и «особых» уходов не видит - остаются предприятия, которые продолжат выпускать продукцию. Самые радикальные намерения - у концерна Continental. Но текущие события показывают, что это будет «частичный» уход, как у Goodyear и Bridgestone.
Таким образом, конкуренция на российском рынке останется. Если раньше сдерживался поток азиатской продукции, то сейчас технических и тарифных барьеров нет. Возвращается ситуация восьмилетней давности - с массовым ввозом китайских, вьетнамских и корейских шин. «Поэтому я не ожидаю снижения уровня конкуренции, - прогнозирует Сергей Каюшников. - Учитывая спад в автопроме, ждать роста рынка в ближайшие два года не приходится».
В этой ситуации «Белшина» рассчитывает увеличить присутствие на российском рынке традиционно - за счет инструмента «цена/качество». По мнению Андрея Каноника, сейчас в сегменте грузовых шин появились новые возможности, также «Белшина» полностью загрузила заказами завод сверхкрупногабаритных шин. В легковом сегменте доля «Белшины» на российском рынке сохранится на уровне 4 процентов с небольшим ростом.
Решение о производстве новых продуктов в другом ценовом диапазоне на «Белшине» принимали с учетом мнения дилеров, потребностей самого предприятия и рекомендаций консультантов британской компании Ernst & Young, участвовавших в разработке стратегии предприятия.
Первый опыт работы в премиальном сегменте «Белшина» получила в совместном проекте с заводом «БелДЖИ». В 2017 году по его заказу для автомобилей Geely Emgrand X7 и Atlas бобруйское предприятие выпустило три типоразмера шин линейки Astarta SUV. В декабре 2020 года для комплектации автомобиля Geely SX-11 поставлялись всесезонные шины Artmotion All Seasons.
«Мы поняли, что можем работать более эффективно, если зайдем в высокий ценовой сегмент, - вспоминает Сергей Каюшников. - Производственники и технологи подтвердили, что можно делать шины более высокого класса, удовлетворяя всем качественным характеристикам премиального сегмента».
Требования у автопроизводителя были высокими. Предстояло «подвинуть» конкурентов по всем позициям. Первые премиальные шины были созданы как аналог продукции глобальных компаний - лидеров мирового рынка. Однако у автозавода требования оказались еще выше: чтобы попасть в первичную комплектацию, белорусские шины должны опережать конкурентов по техническим характеристикам.
Испытания показали, что по некоторым параметрам продукция «Белшины» была на уровне конкурентов, а по ряду характеристик даже превосходила их. К примеру, шины линейки Astarta SUV участвовали в тестировании на полигоне компании Nokian Tyres в Финляндии. Там конкурентами белорусского бренда были модели Nokian Hakka Blue 2 SUV, Pirelli Scorpion Verde, Michelin Latitude Sport 3, Goodyear Efficient Grip SUV 4×4, Cordiant Sport 3, Dunlop SP Sport FM800 и Toyo Proxes ST III. В ходе тестирования автопроизводителя особенно впечатлили результаты шин компании «Белшина» в торможении на сухом и мокром асфальте.
Кроме того, следуя требованиям потребителя, шины линейки Astarta SUV прошли испытания на государственном полигоне в китайском Яньчэне (провинция Цзянсу). По мнению экспертов, шины показали хорошие результаты в тестах на управляемость, курсовую устойчивость и динамику, а в тестах на сцепление с дорожным покрытием они превзошли китайские аналоги.
Сегодня проект выпуска премиальных шин получил продолжение: в разработке - новый бренд легковых шин премиум-класса Artmotion Premium для широкого круга автовладельцев. Этот продукт будут отличать сниженный уровень шума, высокоскоростные возможности, повышенные грузоподъемность, топливная экономичность и управляемость, а также эффективное торможение на мокрой дороге. Износостойкость премиальных шин на 25 процентов выше, чем в массовом сегменте. Это достигается за счет применения новых рецептур резиновых смесей. Выпускаться будут зимние, летние и всесезонные шины. Последние пользуются большим спросом у владельцев автомобилей Geely белорусской сборки.
Планируется, что доля премиальной продукции в общем объеме производства легковых шин первоначально составит до 20 процентов. При этом валютная выручка может вырасти на 6-7 процентов в год. На получение всех сертификатов и других документов уйдет около года. На «Белшине» надеются, что за это время ситуация на рынках изменится в лучшую сторону.
«С учетом цикличности развития экономики и политической ситуации, за год ситуация должна измениться, - говорят на предприятии. - При этом мы не несем значимых затрат на подготовку и переналадку производства. Не понадобилось закупать новые линии, лишь докупили оснастку. Считаем, что наши ожидания оправдывают риски».
Серийное производство премиальных шин начнется осенью 2022 года, а массовый выпуск во II-III кварталах 2023 года. Около 70 процентов всего экспорта пойдет в Россию, а остальное - в страны СНГ.
Специалисты «Белшины» ставят цель - активно развивать и вторичный внутренний рынок, который приносит хороший заработок предприятию. «Белшина» планирует увеличить свою долю на отечественном рынке с нынешних 32 до 50 процентов к 2026 году - тоже за счет премиальной продукции. Для этого придумали совместный проект с «Белоруснефтью» - отечественные шины можно будет купить на заправках в Минске и других крупных городах. Кроме того, провели работу по завоеванию рынков среди автодилеров - они тоже рассказывают своим клиентам о новом продукте.