В рамках подготовки материала, посвященного текущему положению дел на белорусском рынке шин, журналисты популярного в Беларуси сайта по покупке и продаже автомобилей и автозапчастей av.by пообщались с представителем шинного онлайн-гипермаркета ProShina.by.
ProShina:На самом деле влияние санкций в текущей ситуации ощутимо. Сформировался дефицит премиальных брендов вроде Michelin, Continental, Pirelli, Goodyear. Их частично заменили китайские и турецкие производители, продукцию которых возможно купить практически в каждом размере, пускай они и относятся скорее к крепким «середнячкам». Речь идёт про Petlas и Starmaxx - турецкий оптимум, а также Linglong, Grenlander, Torque, Triangle, Sailun, Westlake, Goodride - китайский эконом. Они представлены в достаточном количестве.
С премиальными брендами есть проблемы, так как интерес российских соседей был направлен прежде всего на именитых европейских производителей. Думаю, немало из них уехало в РФ.
Логистика дорожает не первый год. Сначала этому способствовала пандемия, а теперь - невозможность наших перевозчиков работать в ЕС. Думаю, стоимость доставки выросла вдвое. Как это отразилось на шинах? Пожалуй, цена тоже увеличилась на 25-30 процентов. Больший рост отдельных позиций - скорее исключение, чем правило. Если суммы европейских наименований менялись скачкообразно, то китайских и турецких брендов - постепенно.
В самом сильном дефиците шины большой размерности на внедорожники BMW X5, X6, X7, модельный ряд Porsche и Mercedes-Benz. На люксовые SUV покрышки уехали в Россию. До R20 ассортимент богатый, после него выбор невелик. Заменить продукцию китайскими и турецкими изготовителями проблематично: дело в том, что они начинают производить резину для пяти- и десятилетних авто. Для новых - реже.
Вопрос:А что с сербскими Tigar и Taurus? Ещё год назад они были компромиссным вариантом, причём весьма популярным.
ProShina:Сербские шины сейчас есть на рынке - и в достаточно неплохом количестве. Страна не исключила торговлю с Беларусью и Россией, поэтому их покрышки имеются и покупаются очень активно. Есть в наличии и покупают Tigar, Taurus и Kormoran.
Вопрос:Как за последний год изменился ассортимент?
ProShina:Выбор шин стандартных размеров есть, пускай общее количество предложений и уменьшилось. Тем не менее назову пару цифр для понимания. Если раньше у себя в каталоге мы имели 13-14 тысяч моделей, то сейчас их количество сократилось до 8-9 тысяч. Да, альтернатив стало значительно меньше, но пока что они существуют.
Думаю, в ближайшие полгода корзина брендов сохранится, а к началу зимнего сезона у поставщиков не останется излишков, как это бывало раньше. Когда вернутся премиальные производители, никто ответить не сможет. «Белшину», Cordiant, «Каму» разбирают активно. Наверное, их склады и будут стремительно опустошать.