Формула-1 остается единственной крупной гоночной серией в мире, в которой до сих пор используются термочехлы для предварительного подогревания шин. Но согласно текущим планам, электрические обогреватели должны исчезнуть из Формулы-1, начиная с сезона 2024 года. Это поможет командам сэкономить на дорогостоящем оборудовании и снизить общее энергопотребление.
Тем не менее, сразу отказаться от электроподогревателей нельзя. Международная автомобильная федерация FIA согласовала с командами и поставщиком гоночной резины компанией Пирелли постепенный переход на непрогретые предварительны покрышки. Уже в сезоне 2021 года максимальная температура термочехлов была снижена до 100°C для передних шин и до 80°C для задних. В этом году для всех сликов разрешен подогрев только до 70°C. Кроме того, количество используемых термочехлов уменьшено с 40 до 20 штук.
Спортивный директор Pirelli Марио Изола объяснил, почему была выбрана стратегия постепенного отказа от подогрева. «Если вы хотите гоняться без термочехлов, вам нужно разработать совершенно новую шину. Недостаточно просто создать новые компаунды с большим рабочим диапазоном. Автомобили в Формуле-1 настолько быстры и генерируют такие большие силы, что во время движения давление в шинах увеличивается на 10-12 фунтов на квадратный дюйм. Это полностью меняет профиль и пятно контакта шины», - пояснил Изола.
Отметим, что в Формуле-2 электрические обогреватели шин давно перестали быть проблемой. В молодежной серии начальное давление в шинах составляет 13-15 фунтов на квадратный дюйм, а затем в течение некоторого времени оно стабилизируется на значениях чуть выше 20 фунтов на квадратный дюйм. По мнению специалистов по шинам, эта разница в давлении приемлема, поскольку мощность болидов Формулы-2 не слишком высока.
Но это не относится к Формуле-1. «Здесь прирост давления в два раза выше, чем в Формуле-2, - говорит Марио Изола. - Из-за высоких нагрузок в Формуле-1 мы просто не можем начинать гонку с 15 фунтов на квадратный дюйм. Тогда гонщикам придется первые в начале каждого отрезка на новом комплекте шин ехать очень медленно, постепенно прогревая шины. Это неприемлемо в условиях гонки. Таким образом, они вынуждены начать с 20 или 21 фунта на квадратный дюйм. Затем давление быстро поднимается до более чем 30 фунтов на квадратный дюйм».
В предсезонке на этапе испытаний текущей версии 18-дюймовых шин команды уже работали с пониженными температурными режимами термочехлов. Поэтому никаких неприятных сюрпризов при переходе на абсолютно новую резину не произошло. Однако в предстоящем межсезонье инженерам Пирелли вновь предстоит непростая работа. «В следующем году температура электрических подогревателей упадет еще больше - всего до 50°C для передних и задних шин, - сообщил Изола. - Это также означает, что перепады давления снова увеличатся. Мы намеренно делаем небольшие шаги в направлении отказа от термочехлов, чтобы ничего не пошло не так и не повлияло на ход событий. В этом году шины работают очень хорошо. И, конечно, мы хотим, чтобы всё так и осталось, когда мы полностью откажемся от электрических подогревателей шин».
Заметим, что полный запрет на термочехлы с 2024 года еще окончательно не закреплен в правилах F1. Необходимо еще раз провести переговоры со всеми сторонами о том, действительно ли они хотят рисковать. В частности, небольшие команды оказывают давление на FIA, чтобы запрет оставался в силе. По словам Пирелли, на данный момент предварительное решение остается в силе.