Компания Мишлен сообщила о продаже своего бизнеса в России. Французы ушли окончательно. Ждать ли нам дефицита шин, или можно пока не беспокоиться? В эфире программы «Авто-News» на радио «Комсомольская правда» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков рассказал про текущую обстановку на шинном рынке.
«На международном интернет-портале компании Мишлен, на страничке с официальными сообщениями есть отдельный небольшой раздел, который называется «Конфликт на Украине». Его завели специально, чтобы отчитываться перед мировой общественностью о ведении бизнеса в России, - рассказывает Максим Кадаков. - Точнее, о выходе из российского бизнеса. Когда такой раздел появился, стало ясно, что обратного пути у французов уже нет. И именно в этом разделе фирма Мишлен разместила официальное сообщение о том, что она продала свой российский бизнес, включая завод в подмосковном Давыдово российскому шинному дистрибьютору - компании «Пауэр Интернэшнл-шины». Этот дистрибьютор продавал не только шины Michelin, но и шины других производителей, а теперь займется и производством.
Французы заявляют, что благодаря этой сделке будет сохранено около 250 рабочих мест. Это хорошо, но в лучшие годы на заводе работало 750 человек. завод и сейчас не совсем простаивает. Насколько мне известно, там потихоньку шипуют шины к будущему зимнему сезону. Причем, не шины Michelin, а других производителей. Но, что будет дальше? Новым владельцам завода придется искать стратегического промышленного партнера, поскольку без соответствующей компетенции и сырьевой базы выпускать шины невозможно.
Прежде сырье на завод в Давыдово поступало из Бразилии, Таиланда, Польши, Германии, Китая и, в том числе, из России. Покупать сырье только для одного завода, конечно же, дороже, чем закупка одинакового сырья для всех заводов фирмы Мишлен одновременно. А их у Мишлена десятки. Поэтому придется на чем-то экономить. Возможно, придется выпускать шины с более скромными характеристиками. И, очевидно, что нового партнера можно найти только в Китае.
Одним из потенциальных помощников может стать китайская компания HiFly, шины которой тоже продает «Пауэр Интернэшнл-шины». Шины HiFly не относятся к лидерам рынка, хотя их продают даже в Европе, а модельная линейка включает 450 типоразмеров. Станут ли они полноценной заменой шинам Michelin, если стороны договорятся о сотрудничестве? Конечно же, нет. Поскольку, шины Michelin - это, пожалуй, лучшее, что было на рынке, или одно из лучших предложений для тех, кто искал шины топ-уровня.
Конечно, без шин Michelin мы не умрем. они не играли ключевую роль на российском рынке, поскольку завод в Давыдово выпускал около 2 миллионов шин в год. Да еще часть из них отправлял на экспорт. При том, что у нас ежегодно продается 40-50 миллионов автомобильных шин. И поскольку Michelin - шины высокого ценового сегмента, на покупателях более дешевых покрышек это практически никак не отразится.
Покупатели шин небольших размеров (от 13 до 17 дюймов), а именно такие шины выпускали на подмосковном заводе, могут переключить свое внимание на другие шины. А вот владельцам более крупных и дорогих автомобилей придется сложнее. Особенно тем, кто привык к премиальным продуктам. Ведь французы везли к нам свои топовые шины исключительно по импорту, особенно, больших размеров. А теперь прямая дорога закрыта. А любые альтернативные пути, особенно, совсем кривые всегда приводят к подорожанию. Хотя дороже уже, вроде бы, и некуда.
Да и, вообще, уход производителя такого уровня - это всегда потеря компетенции и снижение культуры производства. На заводе в Давыдово всегда был жесткий контроль качества. Шины контролировались на разных этапах изготовления по десяткам параметров. И если на выходном контроле отбраковывали всего лишь несколько шин, то вся остальная партия отправлялась на склад. То есть, не на продажу. И лежала там до тех пор, пока отбракованные шины не подвергнут утилизации, чтобы, не дай бог, брак не утек в продажу. Сможет ли новый владелец сохранить такой же подход к контролю качества? Не знаю.
А что теряет сама фирма Мишлен? Да не так уж и много. Мишлен - один лидеров мирового шинного рынка, и в мировом масштабе завод в Давыдово давал лишь один процент по объему выпуска и около двух процентов по прибыли. Так что, французы потери почти и не заметят - у них по всему миру 60 заводов. Одним больше, одним меньше. Думаю, им будет жаль лишь цеха ошиповки. Завод в Давыдово имеет самый большой отдел ошиповки в Европе, и все шипованные шины Michelin, которые шли на российский рынок шиповались именно здесь. Более того, их экспортировали в Норвегию, Швецию, Финляндию.
Впрочем, фирма Мишлен уже уходила из России. Правда, было это больше сотни лет назад. Ведь первый успех в России пришел к ним в 1907 году, когда в международной гонке от Москвы до Петербурга победил французский гонщик на автомобиле Lorraine-Dietrich с шинами Michelin. Успехи в других российских гонках резко подняли интерес к шинам Michelin, что позволило открыть в Москве в 1913 году «Русское Генеральное Агентство Шин Мишлен», которое проработало до 1915 года и было закрыто из-за начавшейся Первой мировой войны.
В те годы, шины Michelin продавали в трех десятках городов Российской империи, от Варшавы до Риги и от Петербурга до Одессы. После революции некоторое время шины Michelin нам тоже поставляли, в частности, для карьерных грузовиков, но государственная монополия на продажу шин свела сотрудничество на нет. И, кто знает, может через много лет фирма Мишлен построит у нас новый завод, более крупный. Конечно же, с огромным цехом ошиповки».