Ведущий инженер по испытаниям шин ОИТС ИТЦ компании Борис Кетов по долгу службы уже пять раз выезжал на ралли-рейды в качестве консультанта по шинам заводской раллийной команды «МАЗ-СПОРТавто». На страницах заводской газеты «Шинник» он рассказал о своей работе на ралли и особенностях эксплуатации шин на гоночных грузовиках.
«Возможно, не все уже припомнят, что партнерство «Белшины» и «МАЗ-СПОРТавто» стартовало еще в 2018 году. Тогда же на ралли в Астрахань ездил руководитель отдела эксплуатационных испытаний шин и технического сопровождения продукции Владимир Жучков. На этой гонке мазовцы впервые использовали наши шины 14.00R20 модели BEL-248. Они только вышли в серию, это был еще достаточно сырой продукт, в проекции на то, какие сверхзадачи ему предстояло решать. Члены команды тактично отметили некоторые положительные моменты, но сотрудничество года на два поставили на паузу, - рассказывает Борис Кетов. - В 2020 году произошел рестарт: у МАЗа возникли сложности с приобретением импортных шин, актуализировалась необходимость в разработке отечественного продукта, способного стать достойной заменой творениям предыдущих партнеров. Честно, с долей опасения приступали к этой работе. Но наш руководитель - начальник УИТС Михаил Чернявский - сумел мобилизовать коллектив, разъяснив важность дела: и имиджевую, и практическую.
Моей зоной ответственности во время ралли, разумеется, являются шины: снятие данных по их состоянию, осмотр на предмет наличия дефектов, выдача рекомендаций гонщикам. И, конечно же, собрать как можно больше информации по шинам для наших технических служб.
На прошедшем в сентябре «Симбирском тракте» мы впервые применили техническую новинку - датчики, считывающие показания температуры и давления с шин непосредственно по ходу гонки. Было много технических трудностей. Для реализации всех наших планов в каждую шину пришлось вместить сразу по 3 датчика. Благодаря им мы смогли понять, в какой зоне какая температура генерируется, на какой позиции, на каком давлении. С температурами, возникающими во время гоночных сверхнагрузок, мы еще не сталкивались, в этом плане ралли для нас уникальный испытательный полигон. Скоростная нагрузка, жесткие условия эксплуатации, высокая сдвиговая деформация, особенности конструкции авто: все эти факторы в совокупности становятся причинами аномальных перегревов, срывающих «шашки» протектора. Если мы в каждом из этих факторов сумеем отыграть по одному-два градуса, это будет большим достижением.
Полученный объем данных и знаний показывает, куда нам двигаться в дальнейшей работе. Сейчас у нас на руках расписание на будущий сезон. С ним и будем синхронизировать план совместной работы».