Увеличение ходимости шин для горнотранспортной техники в текущих условиях можно назвать одной из главных задач предприятий по добыче и переработке сырья. Стабильно шины занимают место в тройке статей расходов в бюджете горнодобывающих компаний. А сейчас, в условиях, когда российский рынок покинули некоторые крупные игроки («Бриджстоун», «Мишлен» и др.), при изменении курса валют и удорожании поставок из-за применения схем параллельного импорта данная статья расходов уже давно выходит на первый план. К тому же проблема усугубляется тем, что предприятия должны, по сути, заново выбирать поставщиков и знакомиться с решениями, которые сейчас готов предложить рынок. Журнал «Глобус» побеседовал с директором ООО «ЕРТ-Групп», членом Высшего горного совета Василием Ракитиным о том, как российские горнодобывающие компании решают проблему ходимости и снижения затрат на шины.
«Грамотный подбор шин - залог сокращения затрат на их эксплуатацию, - считает Василий Ракитин. - А это дело непростое: раньше поставками занимались ключевые игроки, которые успели хорошо изучить потребности своих клиентов, условия, в которых предстоит работать шинам. Сейчас зачастую предприятия вынуждены делать выбор самостоятельно, но и тут есть ряд факторов, которые усложняют их задачу».
В числе таких факторов эксперт называет несовершенство нормативной базы: многие современные рельефы и параметры протекторов не охвачены ГОСТами, соответственно, предприятия не могут применять такие решения из-за условий тендеров. Сейчас благодаря инициативе ООО «ЕРТ-Групп» Технический комитет по стандартизации 269 «Горное дело» ведет работу над актуализацией госстандартов.
«В настоящий момент документы не устанавливают, например, область применения шин, - поясняет Ракитин. - Так, у шин для портового и подземного исполнения есть ряд схожих элементов - внешний вид, рисунок, даже марка. Но сколько может выдержать шина, предназначенная для портовой погрузочной техники, в условиях подземного рудника - при высокой температурной нагрузке, воздействии агрессивной среды? Время ее работы будет исчисляться даже не месяцами, а днями».
Вторая проблема - существование ряда заблуждений о свойствах шин. Одним из распространенных мнений является то, что увеличение слойности приведет к повышению ходимости - однако это миф. «Слойность - это в первую очередь вопрос грузоподъемности, т. е., как пример, шины 18.00-25 40-слойки целесообразно применять там, где есть высокая нагрузка на ось (порты, терминалы и пр.), - рассказывает Василий Ракитин. - Следует учитывать, что избыточно высокая слойность, как правило, приводит к быстрому перегреву. Для горных работ такие шины просто не предназначены. Особенно это касается летнего периода: например, однажды на одном из предприятий за сутки вышли из строя 80 шин! И все это было следствием перегрева. Высокие температуры - проблема, особенно характерная для угольных разрезов: на местах добычи угля чаще всего применялись теплостойкие шины премиум-брендов. Сейчас ряд классических решений в этой области недоступен, и предприятия вынуждены искать другие варианты - в целом, определенный ассортимент могут предложить изготовители из КНР, но пока их уровень теплостойкости ниже, чем у крупных игроков».
В числе простейших для выполнения рекомендаций по предотвращению перегрева - контроль давления в шинах, поскольку как избыточное, так и недостаточное давление также может привести и к повышению температуры материала. Среди способов сокращения износа шин в летний период эксперт также указывает уменьшение скоростного режима техники, хотя бы на период жары. Несмотря на то, что предприятия зачастую стараются избежать такой меры, в целом незначительная оптимизация скорости передвижения большегрузов может способствовать в итоге значительному повышению ходимости шины. Также важно осуществлять мониторинг нагрузки - перегруз также приводит к дополнительному износу.
Еще одно заблуждение связано с конструкцией шин - заказчики всегда отдают приоритет радиальным шинам, а не диагональным, и это может служить причиной более короткого срока эксплуатации. В пример Василий Ракитин приводит опыт предприятий ГМК «Норильский никель» для подземных работ, где наилучший результат ходимости продемонстрировали именно шины с диагональной конструкцией. При этом следует отметить, что стоимость диагональных шин зачастую ниже, чем у радиальных.
Другая распространенная ошибка при попытке увеличить срок службы шин связана с использованием защитных цепей. «Важно учитывать, что наличие цепи дополнительно увеличит вес машины, - подчеркивает Василий Ракитин. - В итоге получается, что шина может не выдержать нагрузку. Также многие считают, что, приобретая самую-самую качественную шину и самую-самую прочную цепь, можно добиться двойного эффекта. Это тоже миф! Под цепь не нужно брать шины премиум-брендов, главное - чтобы шина держала нагрузочные характеристики. Хотя и подаваться в другую крайность и приобретать самую дешевую шину тоже не следует».
Учитывая распространенные заблуждения и отсутствие ряда привычных решений, необходимо наращивать компетенции в области выбора и эксплуатации шин. Это критически важно в первую очередь для поставщиков, особенно тех, которые выводят на рынок продукцию брендов из дружественных стран.
«В целом преимущество сегодня, как правило, имеют те поставщики и производители, у которых уже был опыт работы с изготовителями из КНР, - они успели освоить рынок, подобрать наиболее эффективные варианты и знают, что можно предложить заказчикам, - говорит Василий Ракитин. - Горнодобывающим предприятиям важно опираться на надежных партнеров, тех, которые не гонятся за сиюминутной прибылью, а стараются выстроить долгосрочное и выгодное партнерство на благо всей отрасли».
По мнению эксперта, в России давно настал момент для организации собственного производства шин для горнотранспортной техники. Василий Ракитин отмечает, что наиболее активные наработки в этой области сегодня сформировали в компании УГМК. Последовательные шаги по развитию собственного производства предпринимает и ООО «ЕРТ-Групп»: компания начала свой путь с поставок шин для горной техники, а после постепенно наработала компетенции и в области производства продукции. Недавно ООО «ЕРТ-Групп» выпустила на рынок шины под собственным брендом - Minering.
Компания также принимает активное участие в развитии российского рынка шин для техники, задействованной в горной добыче. Так, ООО «ЕРТ-Групп» присоединилось к НПО «Горнопромышленники России», чтобы принять участие в разработке эффективных решений по обеспечению горнодобывающих компаний качественными решениями.