Доминирующее положение в мировой шинной промышленности по-прежнему остается в руках компаний из традиционных автомобильных держав - Германии, Франции, Италии, Японии и США. Согласно данным немецкой компании Statista, опубликованным в начале этого года, мировым лидером по продажам шин является компания Michelin с годовым объемом продаж около 28,02 миллиарда евро, за ней следуют японская Bridgestone, американская Goodyear и немецкая Continental.
Однако целый ряд шинных гигантов, особенно в Европе, в последнее время вынуждены проводить масштабные сокращения рабочих мест. Например, в Германии производители обеспокоены высокими ценами на электроэнергию, которые намного выше, чем в США и Китае. В то же время шинные компании Европы и США испытывают давление от снижения продаж на автомобильном рынке. Телевидение Германии сообщило, что из-за низких показателей продаж компаний BMW, Mercedes и других, а также из-за трудностей в бизнесе электромобилей, Continental планирует сократить 7 150 рабочих мест к 2028 году. Французская Michelin недавно объявила о закрытии двух своих заводов на западе Франции и еще в прошлом году приняла решение о закрытии двух немецких заводов по производству шин для тяжелых грузовиков. Goodyear, в свою очередь, планирует остановить производство на двух заводах в немецких Фульде и Фюрстенвальде.
На этом фоне Китай, являющийся крупнейшим в мире производителем и потребителем шинКитай, являющийся крупнейшим в мире производителем и потребителем шин, слишком привлекателен для европейских шинных компаний, чтобы его упускать. В 2023 году в Китае было продано более 30 миллионов легковых автомобилей, а это значит, что только для производства новых автомобилей потребуется около 130 миллионов шин в год, что почти столько же, сколько на рынках Европы и Северной Америки вместе взятых. Что касается вторичного рынка, то Китай также обладает огромным потенциалом: в 2023 году его потребление составило 133 миллиона шин по сравнению с 370 миллионами в Европе и 316 миллионами в Северной Америке.
Чтобы справиться с негативными тенденциями на европейском рынке, некоторые шинные компании ускоряют освоение китайского рынка. Так, в начале этого года Michelin объявила о корректировке мощностей своего завода в Шеньяне с общим объемом инвестиций более 300 миллионов юаней и постепенном переключении производственных мощностей с грузовых шин на легковые. Ранее французская компания объявила о расширении производственных мощностей завода в Шанхае. В июне этого года Continental также объявила о решении расширить мощности своего шинного завода в Хэфэе и увеличить их до 18 миллионов легковых и грузовых шин к 2027 году.
Немецкий журнал «Automobilwoche» отмечает, что по мере того, как китайские автопроизводители выходят на рынок Германии и других европейских стран, китайские производители шин также ускоряют темпы завоевания европейского рынка. Такие китайские компании, как Zhongce Rubber, Sailun Tyre и Linglong Tire, которые были не слишком известны европейским потребителям, постепенно завоевывают рынок, особенно в Великобритании и Германии. При этом многие потребители считают, что шины китайских марок имеют значительное преимущество перед европейской продукцией по соотношению цена/качество.
Из числа китайских компаний особенно выделяется Linglong, выпускающая шины под торговой маркой Leao. В этом году она открыла свой завод в Сербии и 13 сентября официально начала на нем серийное производство, достигнув производственной мощности в 13,62 миллиона высокопроизводительных радиальных шин в год. Кроме того, Linglong Tire планирует инвестировать еще 650 миллионов долларов США, чтобы начать второй этап расширения своих мощностей в Европе. После завершения этого проекта, годовая производственная мощность в сербской Инджии увеличится на 1,1 миллиона шин в год, что обеспечит поддержку роста продаж на зарубежных рынках и дальнейшего повышения международной конкурентоспособности и прибыльности.