Труд ученых формирует будущее государственности. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии вручения дипломов докторов наук и профессорских аттестатов, проходившей недавно в преддверии Дня белорусской науки, который традиционно отмечается в последнее воскресенье января. На этой же встрече с учеными зашла речь и о сверхкрупногабаритных шинах для карьерных грузовиков БелАЗ. А точнее о проблемах, которые есть.
«Не хватает немного приборной базы, - обратилась к президенту профессор кафедры полимерных и композиционных материалов Белорусского государственного технологического университета Жанна Шашок. - Не секрет: чтобы создать конкурентоспособный продукт, нужно провести анализ конкурентов. Вот те приборы, которые сейчас находятся в нашей отраслевой лаборатории, позволили заглянуть внутрь резины и провести сравнение, но на базе одного анализа диагноз трудно поставить в этом плане - это первое. Вторая проблема - это то, что «Белшине» сегодня закрыт доступ к химикатам. То есть мы ищем аналоги, мы ищем, комбинируем. Мы, если честно, иногда в рабочих совещаниях иногда участвуем по телефону. Потому что пытаемся вместе (это называется у них мозговой штурм) решать эти проблемы».
«Когда-то я ставил задачу: уйти от импорта по этим шинам, и немало для этого сделали, - обратился президент к заместителю премьер-министра Беларуси Петру Пархомчику. - Вы тогда работали на БелАЗе. Мы что, так и нисколько не продвинулись?»
«Мы продвинулись, у нас есть определенный успех: мы завершили переход со старой диагональной шины на новую радиальную, - ответил вице-премьер. - Вот этот переход, первое, потребовал больших капвложений. То есть, это совсем другие технологии».
- Хорошо. Мы шину сделали, которая удовлетворяла бы сегодня БелАЗ?
- Сегодня у мировых производителей ходимость шины на карьерных самосвалах находится в диапазоне 80-100 тысяч километров. «Белшина» сегодня вышла на 30-40 тысяч километров. То есть необходимо проходимость данной шины увеличить практически в два раза.
- Когда вы достигнете 70 тысяч?
- Произвели шину с учетом этих корректировок, которые сделала «Белшина». Шина сейчас находится в Кемеровской области в карьере. Она на сегодня отработала уже в пределах 10-12 тысяч. Было правильно сказано, что это этап не одного месяца, это этап одного года. Есть разная сверхкрупногабаритная шина. Есть для средних карьерных самосвалов – это 27-я, 31-я шина. Здесь мы вышли на уровень аналогов наших конкурентов. Входимость примерно такая. Но вот 46-я, 42-я и 59-я шины – это для самосвалов класса 220, 240 тонн и выше. Мы сейчас пытаемся расширить эту последнюю шину, которая нужна для БелАЗа.
- Когда вы решите эту проблему?
- Ставим всю эту работу завершить по этому году, а то, что я сказал, получим окончательный результат, если мы выбрали правильный алгоритм всех смесей, всех результатов, то следующий год – у нас серийное производство этих шин.