Экспертная группа итальянского автомобильного журнала Al Volante провела сравнительный тест семи актуальных моделей шин для круглогодичного использования, проверив их на безопасность в различных условиях (снег, сухая и мокрая дорога), а также на эффективность использования топлива, плавность хода и уровень шума.

Все больше автовладельцев предпочитают переходить на всесезонные шины, чтобы избежать постоянного чередования летних и зимних, а также необходимости использовать цепи противоскольжения или снежные носки в холодное время года. Эти шины гарантируют хорошую проходимость даже на сильно заснеженных поверхностях и имеют маркировку M+S, которая защищает от возможных штрафов там, где есть предписания и обязательства ездить на зимней резине. Однако большую часть своего срока службы всесезонные шины работают на сухой и мокрой дороге. Безопасны ли они и в этих условиях?
Эксперты журнала Al Volante выяснят это в данном сравнительном тесте для семи моделей всесезонок в довольно популярном размере 225/50R17. При этом, наряду с шестью моделями от известных брендов, таких как Bridgestone, Vredestein, Continental, Goodyear, Michelin и Pirelli, они решили взять на тесты бюджетный продукт, чтобы понять, как ставка на экономию может повлиять на безопасность. И для этого приобрели в интернет-магазине комплект самых дешевых шин - Star Performer Solar 4S по цене около 40 евро за шину против 150-170 евро у конкуренток.

Итак, участницами этого сравнительного теста стали:
- Bridgestone Turanza All Season 6;
- Continental AllSeasonContact 2;
- Goodyear Vector 4Seasons Gen-3;
- Michelin CrossClimate 2;
- Pirelli Cinturato All Season SF3;
- Star Performer Solar 4S;
- Vredestein Quatrac Pro+.
ТЕСТЫ НА СНЕГУ
Первые испытания проходили на снегу (чтобы не повредить протектор) в январе 2024 года в Швеции и в Альпах. Самое главное здесь - сцепление с дорогой: оно влияет на торможение, способность автомобиля трогаться с места при резком ускорении и безопасно проходить повороты. На сцепление же влияют как состав резины, так и рисунок протектора, канавки и ламели которого цепляются за снег. В ходе испытаний, проведенных при температуре воздуха от -5 до -15°C и снега от -3 до -10°C, было выявлено множество отличий между участницами теста, которые отмечены цифрами в таблице ниже, а также субъективными оценками испытателей.

При торможении со скорости 35 км/ч до 5 км/ч разница между лучшей и худшей шиной составляет 1,2 метра или 9 процентов. Именно эта тестовая дисциплина имеет наибольший вес при подсчете итогового балла, учитывая, насколько сильно экстренное торможение влияет на безопасность. Также порядка 10 процентов составила разница в слаломных тестах, в которых измеряется максимально достижимое боковое ускорение, и в тестах на тягу, в которых измеряется время разгона с 5 до 35 км/ч. Поскольку приоритетом для большинства водителей является безопасность, эксперты Al Volante придали последнему тесту чуть меньший вес при расчете итоговой оценки. Еще менее важным является время прохождения круга по тестовой трассе. В то же время анализ водителей-испытателей имеет большое значение и поощряет прежде всего те модели шин, которые демонстрируют стабильное и предсказуемое поведение. Наиболее опасными являются те, которые сначала вселяют уверенность, а затем внезапно теряют сцепление с дорогой, что может привести к заносу.

ТЕСТЫ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ
Сцепление всесезонных шин с мокрой дорогой лучше, чем на снегу, но это не означает, что риск снижается. На самом деле все наоборот, поскольку в основном вы движетесь на более высоких скоростях. Разница между участницами теста более очевидна, чем на снегу: проведенные испытания выявили различия порядка 20-25 процентов в тестах на торможение со скорости 80 км/ч до 10 км/ч и аквапланирование, которое бывает двух типов.

Устойчивость к продольному аквапланированию проводится на прямом участке, покрытом слоем воды толщиной около 7 мм, и позволяет определить, на какой скорости шина уже не может обеспечить сцепление с дорогой (или прямолинейное направление движения), поскольку скользит по слою воды, которую канавки протектора уже не могут отвести. Еще более важным для безопасности является тест на устойчивость к аквапланированию в повороте (поперечное аквапланирование), в котором воспроизводится попадание в лужу. В этом случае потеря контакта между шиной и асфальтом заставляет автомобиль ехать прямо. В таблицах вы можете увидеть, на каких скоростях это произошло: 91,9 км/ч - для лучшей шины в этой дисциплине и 72,8 км/ч - для бюджетной. При расчете итоговой оценки также учитывалось максимальное ускорение, измеренное до того, как автомобиль уйдет по касательной. Обратите внимание также на вердикт водителей-испытателей, в котором подчеркивается степень безопасности при выполнении различных маневров на треке.

ТЕСТЫ НА СУХОЙ ДОРОГЕ
Что касается сцепления с дорогой, то самые лучшие условия для этого на сухом асфальте. Но и на этом покрытии подводные камни не заканчиваются, и недостатка в различиях между шинами нет. В тесте на торможение на скорости 100 км/ч до 10 км/ч разрыв между лучшей и худшей шиной составляет около четырех метров: не так уж мало, если придется экстренно останавливаться перед препятствием. Субъективные оценки водителей-испытателей также важны, даже если их весомость меньше, чем длина тормозного пути, поскольку они не ограничиваются только вопросами безопасности.

Также на трассе, в специальных зонах, эксперты журнала Al Volante измеряли уровень шума в салоне, который влияет на комфорт вождения. В таблице вы найдете два результата измерений уровня шума в передней части салона: на скорости 90 км/ч на гладком покрытии и на скорости 80 км/ч на шероховатом асфальте. Кроме того, в лаборатории было измерено сопротивление качению шин, от которого зависит расход топлива. Класс топливной экономичности, полученный в результате лабораторных испытаний затем соотнесли с классом, указанным на этикетке (в скобках).

ИТОГОВЫЙ РЕЙТИНГ
Итоговый рейтинг является результатом усреднения оценок в различных условиях испытаний (снег, мокрое и сухое покрытие). На общем фоне заметно выделяется Pirelli Cinturato All Season SF3, которая преуспела в испытаниях на мокрой дороге и в торможении на сухой, а также показала хорошие (пусть и не выдающиеся) результаты на снегу. Следом в итоговом рейтинге идет Michelin CrossClimate 2. Она непревзойденна на снегу, но расплачивается за это производительностью на мокрой и сухой дороге. Чуть ниже в рейтинге находится довольно сбалансированная, но чуть менее производительная Bridgestone Turanza All Season 6. Не слишком отстает и Continental AllSeason Contact 2, которая, показав хорошие результаты на снегу, не блещет в других условиях. Бюджетная китаянка Star Perfomer Solar 4S хоть и заняла последнее место, но стала самой экономичной шиной в тесте.
