Отличаются ли шины для паркетников от обычных шин для легковых универсалов или седанов? Однозначный ответ - да. Их профиль как правило выше, а индекс грузоподъемности больше из-за большей массы автомобиля. Кроме того, кроссоверы, как правило, полноприводные, что также отражается на особенностях поведения шин. Кроссоверы (SUV) - спортивно-утилитарные автомобили, как следует из названия, являются универсальными автомобилями на все случаи жизни. И их шины должны быть максимально универсальными, но при этом не должны уступать по своим характеристикам и эффективности легковым аналогам.
В своем новом шинном тесте редакция отраслевого издания Auto Motor und Sport собрала самые популярные модели шин на рынке Германии. В том числе, в тесте приняли участие совершенно новые или недавно обновленные модели шин. Например, Goodyear EfficientGrip Performance 2, Bridgestone Turanza 6 и Hankook Ventus S1 evo3 с маркировкой SUV - совсем недавно появились в тестовом типоразмере. Continental PremiumContact 7 обновилась в третьем квартале 2023 года. Модели Falken Azenis FK 520 и Maxxis Victra Sport 5 еще относительно молоды, в то время как Michelin Primacy 4+ и Vredestein Ultrac уже давно на рынке и скоро потребуют обновления.
Стоит отметить, что некоторые из упомянутых выше шин имеют маркировку SUV на боковине, а у других нет соответствующей отметки. Подходят ли кроссоверам шины без маркировки? Конечно подходят - ведь это маркетинговый ход, и он никак не влияет на свойства шин. При выборе соответствующей покрышки необходимо ориентироваться только на рекомендуемую производителем автомобиля размерность и соответствующий типу транспортного средства индекс нагрузки.
Для обеспечения максимально возможной точности результатов, все испытания в тесте проводились несколько раз. Использовалась прогрессивная схема оценок, которая учитывала, как объективные результаты, полученные с помощью измерительных приборов, так и субъективную оценку опытных водителей-испытателей. Характеристики управляемости на мокрой дороге или спортивной трассе оценивались с учетом безопасного поведения на дороге и требований предполагаемой целевой группы водителей.
Сопротивление качению шин определялось на сертифицированных роликовых испытательных стендах. Чтобы подтвердить результаты, протестированные шины сравнили с шинами из выборочной контрольной закупки. Особое внимание было уделено шинам, занявшим первые места в тесте и моделям с нетипично низкими результатами. Отклонений или аномалий в текущем тесте отмечено не было.
Если сравнить среднее значение нескольких результатов торможения разных шин с 80 км/ч на мокром асфальте - между лучшими и худшими шинами разница составляет чуть более трех метров. На первый взгляд это не так уж и много, но, если представить это значение в остаточной скорости, разница становится более очевидной. В месте остановки на лучших шинах тот же автомобиль на худших шинах будет еще двигаться со скоростью 26 км/ч. Наверное, это не смертельный результат, но будет достаточно для того, чтобы травмировать пешехода или значительно повредить автомобиль. Даже если экстренное торможение будет с 50 км/ч остаточная скорость составит 16 км/ч, что также не мало. Именно исходя из вопросов безопасности главным тестом всех испытаний шин является тормозной путь на мокром и сухом асфальте, и все шинные компании работают над улучшением данной характеристикой.
Но это не единственная проблема, которую приходится решать командам инженеров в шинной индустрии. В последнее время немаловажным параметром шины становится сопротивление качению и шумность - то есть экологические характеристики. Кроме того, разработчики стараются уменьшить истирание шин для увеличения их срока службы, введение данной характеристики будет предусмотрено в новом стандарте Евро-7.
Требования экологов, как правило, противопоставлены эффективности и уровню сцепных свойств. По сути, каждый хороший производитель шин может разработать шины с кратчайшим тормозным путем, длительным сроком службы или наименьшим сопротивлением качению. Хитрость заключается в том, чтобы добиться сочетания всех этих качеств с соблюдением стандартов безопасности.
Результаты теста показывают, что не у всех производителей получается одинаково успешно реализовать все характеристики шин и соблюсти баланс. Например, в обновленной версии Continental PremiumContact 7 больше внимания уделено сцепным свойствам на мокрой и сухой дороге, у шины самый короткий тормозной путь, отличная устойчивость и стабильность в поворотах. Это делает Continental наиболее безопасной и спортивной шиной теста. Однако в испытаниях на экологические характеристики Continental набирает скромное количество баллов из-за сравнительно высокого сопротивления качению.
У Bridgestone напротив очень низкое сопротивление качению и достаточно хорошие характеристики на мокрой и сухой дороге. Michelin катится с минимальным сопротивлением, что позволяет экономить топливо. Но поскольку резиновая смесь и конструкция шины не способны быть лучшими во всем, Michelin значительно уступает конкурентам по сцеплению на мокрой дороге. Кроме того, наблюдается недостаток устойчивости и управляемости в динамических дисциплинах на спортивной трассе и при смене полосы движения.
В первых рядах также новая Hankook Ventus S1 evo 3 и Vredestein Ultrac, получившие одинаковую итоговую оценку. Hankook не достигает уровня сцепления Continental, но обладает сбалансированными характеристиками на всех типах покрытия, незначительный дефицит сцепления ощущается лишь в поворотах и на аквапланировании, недостает и устойчивости в тесте на перестановку. Для сравнения, Vredestein обеспечивает немного лучшее сцепление на мокрой дороге, но отстает от Hankook в быстрых поворотах и по уровню комфорта.
А как же новинки от Bridgestone и Goodyear? Их сцепление на мокрой и сухой дороге не более чем достаточное, как и у шин Maxxis. Falken и Michelin уступили практически всем участницам, но остаются безопасными и сбалансированными шинами без выдающихся характеристик.