Компании Michelin, Bridgestone, Goodyear и Continental сохранили за собой первые четыре места в Топ-75 рейтинга крупнейших мировых производителей шин по версии Tire Business. Международный рейтинг Global Tire Report Top 75 Tire Makers, ежегодно публикуемый этим авторитетным отраслевым порталом, основывается на данных о годовой выручке, полученной производителем и всеми его дочерними компаниями от продажи произведённой ими продукции.

Michelin, получив в прошлом году 27,5 миллиарда долларов выручки, уже пятый год подряд остается ведущим производителем шин в мире. Занимающая вторую строчку мирового рейтинга, японская Bridgestone отстает от французского гиганта на два с небольшим миллиарда долларов. Goodyear Tire & Rubber, несмотря на снижение годового объема продаж шин на 600 миллионов долларов, вновь заняла третье место с объемом выручки 17,3 миллиарда долларов. По итогам текущего года этот показатель еще сократится из-за продажи бизнеса по производству OTR-шин японской Yokohama Rubber, а также возможной продажи прав на бренд Dunlop в Европе и Северной Америке. Continental прочно занимает четвертую строчку мирового рейтинга с объемом выручки от продаж шин 12,5 миллиарда долларов, что составляет всего 28 процентов от общего дохода немецкого концерна.
Отметим, возвращение в первую пятерку крупнейших мировых производителей шин итальянской Pirelli (7,2 миллиарда долларов), которой пусть ненамного, всего-то на 20 миллионов долларов, да и то в основном за счет изменения курса доллара по отношению к иене и евро, удалось обойти японскую Sumitomo Rubber Industries.
В то время, как лидеры мирового рейтинга сохранили статус-кво, в группе следующих за ними компаний произошли заметные перестановки. Сразу 23 производителя шин смогли подняться в рейтинге этого года, причем 17 из них являются китайскими. Кроме того, в Топ-75 вошли четыре новые компании, в том числе три из Китая: Shandong Yongsheng Rubber Group, Tercelo Tire Group и Shandong Xinghongyuan Tyre. Таким образом, 33 из 75 производителей шин, представленных в рейтинге Global Tire Report 2024, базируются в Поднебесной.

Лидером китайской шинной промышленности по-прежнему остается Zhongce Rubber Group (ZC Rubber), занимающая в общемировом рейтинге 9-е место с объемом продаж 4,8 миллиарда долларов. Качественные и доступные по цене легковые и грузовые шины, выпускаемые компанией из Ханьчжоу под торговыми марками Goodride, Westlake, Chaoyang и другие, пользуются популярностью у российских потребителей и успешно продаются в более чем 120 странах мира.
Китайская Sailun Group впервые вошла в десятку крупнейших шинных компаний мира, увеличив объемы своих продаж по итогам прошлого года на 9,4 процента до 3,6 миллиарда долларов. Компания последовательно поднимается в мировой табеле о рангах с 2020 года, когда заняла 17-е место Топ-75. Аналитики Tire Business связывают успех китайского производителя с активной работой на североамериканском рынке, где Sailun зарекомендовала себя как производитель надежных и при этом недорогих шин. В России продукция компании Sailun и её дочернего бренда Blackhawk также пользуется заслуженной популярностью у владельцев грузовых автомобилей, предлагая оптимальное соотношение цены и качества.
Нельзя не отметить и успешное продвижение вверх компании Triangle Group из китайской провинции Шаньдун, которой удалось подняться сразу на четыре позиции в рейтинге и занять 21-е место после увеличения продаж своих шин более чем на 100 миллионов долларов. Следом за Triangle на 22-м месте расположилась шанхайская компания Double Coin, продающая свои грузовые шины под торговой маркой Warrior.

Заметный скачок в рейтинге, разом на четыре места, совершила еще одна компания из КНР - Prinx Chengshan (Shandong) Tire, увеличившая годовые объемы продаж своих шин до 1,38 миллиарда долларов и поднявшая на 24-е место. Российскому потребителю продукция этого производителя знакома по бренду Fortune, под которым компания из Шаньдуня выпускает шины для грузовиков, автобусов и легковых автомобилей.
Отметим также 25-е место компании Guizhou Tyre, поднявшейся на пять позиций и представленной на российском рынке грузовыми шинами брендов Advance и Tornado. А самый большой скачок в этом году совершила компания Shandong Jinyu Tire из Шаньдуня, поднявшаяся разом на 12 позиций с 45-го на 33-е место. И, наконец, следует обратить внимание на компанию Wanda Tire Group из китайского Тяньцзиня, которая поднялась в мировом рейтинге с 60-го на 56-е место и постепенно укрепляет свои позиции на российском рынке.
Из самых заметных «падений» выделим отступление финской Nokian Tyres, которая из-за своего решения уйти из России потеряла в прошлом году 500 миллионов долларов и с выручкой в размере 1,1 миллиарда долларов опустилась на семь мест. Но уже в следующем 40-м рейтинге Global Tire Report финский производитель может вернуть утраченные позиции. После официального запуска производства на новом заводе Nokian Tyres в румынском городе Орадя компания планирует увеличить рост чистых продаж до 2,2 миллиарда долларов в год.

Помимо предсказуемого прогресса Nokian, аналитики из Tire Business ожидают мощного дебюта в новом рейтинге Global Tire Report 2025 двух компаний, ставших новыми владельцами российских шинных заводов, которые ранее принадлежали ушедшим из нашей страны западным производителям шин Bridgestone, Continental и Nokian Tyres. Речь идет о Группе «Татнефть» и АО «Кордиант».
Напомним, нефтяная компания из Татарстана выкупила российские активы Nokian Tyres, включая завод во Всеволожске, мощность которого оценивается в 17 миллионов шин в год. На базе предприятия в Ленинградской области «Татнефть» создала новую компанию Ikon Tyres, которая в конце 2023 года начала промышленное производство шин под одноименным брендом. На заводе во Всеволожске производят шины премиальной линейки Ikon Autograph (ранее модели выпускались под суббрендами Hakka и Hakkapeliitta) и среднеценового сегмента Ikon Nordman, которые получат новое имя Ikon Character.
В свою очередь, компания «Кордиант» в составе российского многопрофильного холдинга S8 Capital приобрела бывший шинный завод Bridgestone в Ульяновске и бывший завод Continental в Калуге. С учетом принадлежащих компании заводов в Ярославле и Омске суммарная мощность предприятий АО «Кордиант» составляет теперь 15 миллионов шин в год.

В целом по отрасли шинные компании провели относительно благополучный финансовый год, зафиксировав коэффициент прибыли до налогообложения на уровне 10,8 процента. Впервые за много лет не было ни одной компании с отрицательным операционным или чистым показателем. Коэффициент чистой прибыли по отрасли составил 4,9 процента.