Группа исследователей из немецкой компании Evonik разработала технологию, которая позволит использовать в новых шинах в четыре раза больше переработанной резины, чем раньше. «Это значительно приближает нас к ключевым целям устойчивого развития и ресурсосбережения в этой отрасли промышленности», - заявил руководитель проекта Circularity в Evonik Кристиан Мани.

Новая резина для шин обычно производится путем вулканизации сырого каучука, серы и других компонентов. При воздействии тепла и давления сера образует связи с длинными углеродными цепочками каучука, в результате чего образуется прочная трехмерная сеть. Такова же структура резины, полученной из переработанных старых покрышек. Однако, поскольку материал уже вулканизирован, его свойства отличаются от свойств невулканизированной резины. Поэтому производители шин устанавливают максимальный предел содержания измельченной переработанной авторезины в резиновой смеси для новых шин в 5 процентов.
Таким образом, в настоящее время лишь небольшое количество резинового порошка из вторичной переработки повторно используется в производстве новых автомобильных шин. Большая часть переработанной резины используется, например, в производстве защитных элементов для детских площадок и гоночных треков. Кроме того, многие отслужившие свой срок шины все еще подвергаются термической переработке в качестве топлива для производства энергии. Однако Кристиан Мани уверен: «Каучук - слишком ценное сырье, чтобы использовать его в шинах только один раз. Мы хотим включить его в систему кругооборота».

Команде исследователей из Evonik Industries удалось в значительной степени обратить вспять процесс вулканизации резины. «Используя специальное химическое вещество, содержащее винилсиланы, можно расщепить прочные связи в переработанной резине, - объясняет Мани. - Мы расщепляем серные мостики в каучуке, но оставляем нетронутыми как можно больше длинных углеродных цепочек». Исследовательская группа уже успешно использовала эти винилсиланы для девулканизации. В ходе испытаний процентное содержание рециклата в резиновой смеси можно было увеличить до 20 процентов, по сравнению с техническим порогом в 5 процентов, о котором говорилось выше.
В настоящее время компания Evonik переходит к следующим этапам, проводя серию тестов и испытаний. Цель - найти решение, которое клиенты смогут использовать в промышленном производстве в ближайшем будущем. «В конечном итоге наш подход должен оказаться убедительным в крупных коммерческих масштабах», - говорит Мани.

Преимущества такого решения для устойчивого развития будут огромными: во всем мире насчитывается более 1,3 миллиарда автомобилей. Каждую минуту производится более 2 000 новых шин. И нет никаких признаков того, что спрос закончится, поскольку в будущем электромобили и автомобили, работающие на водороде, также будут использовать резиновые шины. Ежегодные мировые продажи шин для легковых автомобилей составляют более 100 миллиардов евро. Проект развития компании Evonik также поддерживает широкомасштабные инициативы производителей шин в области устойчивого развития.