Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) опубликовала результаты исследования «Частицы автомобильных шин в окружающей среде», проведенного группой ученых и исследователей Университета Пенсильвании, Немецкой метеорологической службы, Лаборатории исследования полимеров, Университета Томаша Бата в Злине и Дрезденского технологического университета. Основываясь на его результатах, ЮНЕП призывает все заинтересованные стороны в дорожной, автомобильной и шинной промышленности активизировать работу по борьбе с выбросами твердых частиц от шин и улучшить контроль в этой области со стороны правительств, так как это сделано в отношении выхлопных газов автомобилей.
Конечно, в Европейском союзе существуют планы по регулированию выбросов твердых частиц из шин с помощью экономических стимулов, ограничений на выбросы для тяжелых грузовых автомобилей и стимулов для общественного транспорта. В Африке, например, в Гане действуют правила накачивания шин, направленные на снижение выбросов. Но тон документа ООН явно предполагает, что необходимо двигаться дальше и регулировать выбросы твердых частиц от шин более точно.
В докладе ЮНЕП подчеркивается наличие в твердых частицах шин так называемых «вредных химических добавок», таких как антиоксиданты 6PPD и полициклические ароматические углеводороды PAH, использование которых в конструкции шин должно быть регламентировано или даже запрещено, говорится в документе ООН.
Примеры в этом направлении на законодательном уровне уже можно найти в Европе и США: действующие в ЕС нормы ограничивают использование масел, содержащих PAH. Аналогичным образом, в США законодательство, принятое Калифорнийским департаментом по контролю за токсичными веществами, «требует от производителей шин искать альтернативы одной из основных химических добавок, вызывающих обеспокоенность (6PPD)».
В докладе, опубликованном ЮНЕП, воздействие частиц износа шин на окружающую среду описывается следующим образом: ежегодно в океаны попадает около 1,5 миллиона тонн первичного микропластика, и частицы износа шин составляют 28 процентов (400 000 тонн) от общего количества.
По другим оценкам, в окружающей среде ежегодно скапливается до 1 миллиона тонн микрочастиц шин. Глобальные выбросы материалов от износа шин оцениваются в 6 миллионов тонн в год, причем в зависимости от страны, в которой проводится анализ, эти показатели варьируются.
Если копнуть глубже, то в документе ЮНЕП говорится, что размеры твердых частиц от шин обычно составляют от нескольких микрометров до 1500 мкм и смешиваются с дорожной пылью, частицами тормозных колодок и почвой. В документе также говорится, что твердые частицы накапливаются в таких местах, как повороты дорог и светофоры.
В итоге в докладе содержится призыв к совместной работе «автомобильной промышленности, дорожно-строительных компаний, предприятий по очистке сточных вод, правительств, научно-исследовательских институтов и экологических организаций, а также преподавателей и средств массовой информации», как в плане сокращения выбросов твердых частиц, так и в плане прозрачности в отношении химических веществ, используемых при производстве шин.
«Для сокращения выбросов частиц износа шин в окружающую среду срочно необходимы дальнейшие исследования, инновации и эффективная политика, - говорится в докладе ЮНЕП. - Информация о химических добавках, используемых при производстве шин, должна быть раскрыта, а нормативные акты должны обеспечивать использование более безопасных и устойчивых альтернатив».