+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Зимой и летом одним цветом? А вот и не угадали: речь не о елке, а о новых шинах Nokian. И зимняя Hakkapeliitta R3, и летняя топовая модель Hakka Black 2, которые выходят на рынок в этом году, одинаково черные. Но вот финские инженеры утверждают, что их новые покрышки... Зеленые!
Как думаете, где производится основная часть продукции Nokian Tyres? Нет, не в родной Финляндии: примерно три четверти из 20 миллионов шин выпускает российский завод под Санкт-Петербургом! В США в 2020 году должно быть запущено еще одно производство мощностью четыре миллиона покрышек в год, а на юге Испании заканчивается строительство полигона. Ведь сейчас испытания летних шин финнам приходится проводить либо на своем, но очень маленьком и «холодном» полигоне близ города Нокиа в Финляндии, либо на арендованных треках в Европе или Южной Африке. Вот и высокоскоростные покрышки Hakka Black 2 доводили на полигоне Porsche в Папенбурге. А в тестах принимал участие двукратный чемпион Формулы-1 Мика Хаккинен.
Летом...
Почтил своим присутствием Мика и презентацию шин Hakka Black 2 на частном гоночном треке Ахвенисто, расположенном в 100 км к северу от Хельсинки. Но продемонстрировал фирменную неразговорчивость: как я его ни пытал, ничего, кроме расплывчатых фраз о стабильности и четкости реакций, не услышал.
Впрочем, финские шинники и не ставили задачу сделать экстремально спортивные покрышки. Даже в высокоскоростном классе UHP, Ultra High Performance, сегодня все важнее не управляемость, а комфорт и экологичность. Протектор новых шин пришлось разделить аж на три слоя: помимо прочной основы, есть средний, который отвечает за снижение сопротивления качению (поэтому и шины «зеленые», снижающие расход топлива), и наружный, обеспечивающий сцепление с дорогой. Ну а резиновую смесь финны традиционно разрабатывают с учетом холодного скандинавского климата: летние шины должны хорошо работать и весной, и осенью.
С тем же рисунком протектора, но с усиленным двухслойным каркасом на рынок выходят покрышки Nokian Hakka Black 2 SUV. Их отличительная особенность — дополнительные клиновидные вставки в наиболее нагруженной плечевой зоне каркаса. Ну а мне приятно, что усилить арамидными волокнами боковины финские инженеры решили не в последнюю очередь благодаря изучению результатов наших тестов ударной прочности шин.
Если ориентироваться на итоги внутренних испытаний компании Nokian Tyres, то новые «зеленые» шины Hakka Black 2, по сравнению с «черными» покрышками первого поколения, прибавили прежде всего в торможении на мокром и сухом асфальте. К сожалению, по сухому покрытию поездить не удалось: перед началом заездов зарядил дождь. Однако на влажном покрытии шины Nokian Hakka Black 2 SUV понравились — да и на извилистых проселках тоже.
А на гоночном треке за рулем Audi RS 5 я порой набирал 150 км/ч. Мало, скажете? Но это на короткой трассе и в ливень! И никаких проблем: новые покрышки надежно держат и мягко срываются в скольжения. Из четырех десятков журналистов с разной ездовой квалификацией ни один не вылетел с трассы, а такое в дождь случается.
Новые шины уже доступны: Hakka Black 2 — в 40 типоразмерах с посадочным диаметром от 17 до 21 дюйма, а Black 2 SUV — в 29 типоразмерах от 17 до 22 дюймов. Индексы скорости — от V (240 км/ч) до Y (300 км/ч). А стоят они сопоставимо с топовыми моделями производства компании Michelin или Continental: покрышки популярного размера 225/45 R17 можно купить за 6700—7200 рублей.
...и зимой
А зимние фрикционные шины Hakkapeliitta R3 и их кроссоверную модификацию Hakkapeliitta R3 SUV, которые поступят в продажу к следующему зимнему сезону, я испытывал полгода спустя тоже в Финляндии, но севернее — на трассах заполярного полигона White Hell. Что можно улучшить в этих покрышках, если предыдущая модель Hakkapeliitta R2 SUV и без того побеждала конкурентов в своем классе? Однако ведь я сам не раз отговаривал коллег-горожан от их покупки: по льду и по снегу передвигаться на таких шинах — одно удовольствие, а вот для зимних разъездов по асфальту в мегаполисах лучше присмотреться к конкурентам.
Именно асфальтовое недомогание финны и попытались «вылечить» при создании новой модели Hakkapeliitta R3. Согласно внутренним тестам, управляемость на сухом асфальте улучшилась на семь процентов. Для свежих покрышек был разработан новый каркас и, главное, модернизирована форма мелких прорезей-ламелей, которые отвечают за жесткость протектора. Теперь они извиваются хитрыми волнами во всех трех плоскостях — в том числе и по глубине. Такая конструкция приведет к тому, что по мере износа длина рабочих кромок будет сокращаться, но ведь все производители рекомендуют менять зимние шины, если глубина рисунка протектора уменьшается до четырех миллиметров. Как раз к этому рубежу ламели и станут себя изживать.
Впрочем, потери в зимних характеристиках возможны еще раньше. Ведь резина протектора, насыщенная инновационными твердыми частицами, которые названы криокристаллами (Cryo Crystall 3), имеет поверхностный слой с повышенным содержанием силики. Благодаря такому строению Hakkapeliitta R3 прибавила в сцепных свойствах на льду 8%. А под этим поверхностным слоем толщиной всего два миллиметра — базовая более твердая резина, которая и обеспечивает лучшую управляемость на асфальте. Но что будет по мере износа, когда на индикаторе глубины рисунка протектора в миллиметрах (запатентованная технология Nokian Tyres) восьмерка исчезнет — и останется шестерка?
Финны утверждают, что заметного ухудшения сцепления на льду не будет. А пока шины новые, на них действительно можно очень уверенно двигаться по скользкому покрытию. Жаль, возможности сопоставить новые покрышки с конкурентами не было, но организаторы теста предложили экспресс-сравнение с центральноевропейской моделью Nokian WR D4 и шиповками Hakkapeliitta 9. Тут новые шины Hakkapeliitta R3 оказались… Нет, вовсе не посередине, а ближе к центральноевропейским зимним покрышкам. На гладком льду преимущество шипованных шин Nokian подавляющее.
Зато на асфальте на фрикционных покрышках Nokian Hakkapeliitta R3 отдыхаешь. Тихо, мягко. И, пожалуй, неплохо с точки зрения управляемости. Еду на Audi RS 5, качаю рулем и не чувствую раздвоения реакций и «подламывания» задних колес, как зачастую бывает на мягких зимних шинах.
Впрочем, уже в марте у меня появится возможность детально сравнить новые Nokian Hakkapeliitta R3 с конкурентами. А результаты этого сравнения будут опубликованы в сентябре.
Остается добавить, что новые покрышки традиционно для Nokian Tyres будут представлены в широкой гамме типоразмеров, — всего 131 позиция от 185/65 R14 до 315/40 R21, включая и шины для кроссоверов с индексом SUV. Которые тоже, как и описанные выше летние покрышки, имеют усиленные арамидными волокнами боковины, о чем напоминает соответствующая маркировка. И что характерно, скоростной потолок для низкопрофильных шин (от 45-го профиля и ниже) был увеличен с традиционных для моделей линейки Hakkapeliitta R 170 км/ч (индекс R) до 190 км/ч (индекс T). Погоняем?
Источник: Авторевю