+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Журналист @ авто на mail.ru Илья Фишер погрузился в историю самых известных шинных производителей.
Весна – традиционное время задуматься о смене шин. Хорошо, если комплект летней резины уже ждет вас в гараже. В противном случае впереди непростой выбор.
Сегодня в ознаменование начала сезона мы предлагаем коротко вспомнить историю производителей, продукцию которых вы сможете встретить в шинном магазине.
Шинная отрасль нынче переживает не самые лучшие времена. Продажи автомобилей, если брать в глобальном масштабе, падают. Требования безопасности и экологии к производителям шин ужесточаются с каждым годом все больше. А «зеленые» вдобавок заставляют утилизировать всю продукцию, выпущенную за много лет. Снова расходы...
Бывали у производителей автомобильных покрышек и более оптимистичные времена, когда и с конкуренцией было проще, и всяких заковыристых законов, которые приходится блюсти, на рынке было меньше. «Когда же это было?» — спросите вы. Да совсем недавно, буквально на рубеже XX века.
Сегодня, в преддверии начала сезона смены резины, мы решили вкратце вспомнить историю нескольких ведущих шинных концернов, чтобы вы смогли составить собственный эмоциональный табель о рангах производителей покрышек.
Красный гид Michelin. А при чем здесь шины?
Взяв старт в 1889 году, шинная компания Michelin до сих пор, помимо производства и продажи шин для любых видов техники, издает туристические путеводители, гиды по отелям и ресторанам, дорожные карты и атласы. Этой деятельностью французский концерн известен по всему миру едва ли не больше, чем производством шин.
Нынче Группа Мichelin со штаб-квартирой в Клермон-Ферране представлена в 170 странах мира, насчитывает 67 заводов, расположенных в 17 странах, включая и Россию.
В Группе насчитывается порядка 111 700 сотрудников по всему миру. Все научные исследования и разработки осуществляются в Технологических Центрах Michelin с подразделениями в Европе, Северной Америке и Азии.
Честно говоря, на чем построен авторитет, позволяющий этому производителю шин оценивать лучшие в мире рестораны, нам совершенно непонятно. Почему звезды не присуждает Pirelli или, например, Yokohama — в Италии и Японии тоже найдутся отличные закуски. И тем не менее, любой из нас будет долго вспоминать ужин в ресторане хотя бы с одной звездой Michelin, не говоря уже о двух или, о боги, о всех трех звездах.
Cвою компетентность, как производителей съемных пневматических шин, братья Андре и Эдуард Mишлен доказывали в 1895 году, лично участвуя в гонке Париж-Бордо-Париж на автомобиле «Молния». Едва не сгорев по дороге, братья финишируют последними. Однако они доказали, что пневматические шины выдерживают вес автомобиля, а также могут успешно применяться на велосипедах и фиакрах. Говорят, что Эмиль Левассор — победитель гонки на автомобиле собственной конструкции — был удивлен и так прокомментировал ситуацию с братьями Мишлен: «Они проиграли эту гонку, но выиграли этот день».
В 1937-м Michelin внедряет стальной каркас шин. Новый продукт более устойчив к перегреву и нагрузке.
Первая в мире шина со стальным, а не текстильным кордом называлась Metalic и предназначалась для грузовиков. Научные исследования 1946 года приводят к впечатляющему технологическому прорыву — радиальной шине. В отличие от диагональной шины новинка безопаснее, выигрывает в топливной экономичности и сроке службы. Первая радиальная шина выпускается в 1949 году под названием MICHELIN X.
В 2015-м компания выводит на рынок MICHELIN CrossClimate — первую летнюю шину с зимним сертификатом. А в 2017 году Michelin представляет революционный прототип «шины будущего» под названием Vision. Протектор цельной безвоздушной шины, созданной из прочных биоразлагаемых материалов, при износе можно будет напечатать на 3D-принтере.
Что касается спортивных побед, то и здесь Michelin не было равных. Многие годы и до сих пор компания шефствует над многими спортивными сериями и чемпионатами, одерживая победы в самых громких из них, начиная от Формулы 1 и гонок на выносливость в Ле-Мане, заканчивая Чемпионатом мира по ралли и ралли-рейдами Париж-Дакар. А в 2006-м Группа Michelin вошла в пятерку крупнейших компаний мира, имеющих наилучшую репутацию.
Автогонки и девушки Pirelli
Начало «резиновой» империи Pirelli в 1872 году положил Джованни Батиста Пирелли. По инициативе молодого и талантливого инженера в Милане основана компания по производству и продаже эластичной резины под названием G.B. Pirelli & C.
Пирелли выпускал мячи, калоши, плащи, шапочки для купания, резиновые перчатки и прочие медицинские приспособления, пока в Милане не появились первые автомобили.
Так, в 1890 году на миланском предприятии Пирелли запущен цех по производству покрышек. За первые два года работы с покрышками компания вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.
Ставку на автоспорт сделали в самом начале. В 1907 году стартовал ралли-рейд по маршруту Париж-Пекин (17 000 км), в котором победили итальянцы Сципион Борхес, Луиджи Барзини и Эттор Гизарди на автомобилях, оснащенных покрышками Pirelli. А дальше было множество различных соревнований и побед, включая единоличное шефство Pirelli на Формуле 1.
Представители семейства Пирелли оказались дельными бизнесменами, они не складывали «все яйца в одну корзину». Такая политика не только спасла компанию во время Первой мировой войны, когда руководство концерна обосновалось в швейцарском Базеле, а предприятия работали в разных странах, но и не позволила Муссолини национализировать бизнес в конце 20-х. Зарубежные филиалы Pirelli диктатору оказались не по зубам.
К 1950 году компании удалось полностью восстановить самостоятельность и мощности после двух мировых войн и фашистского режима в Италии. На шинном рынке становилось тесно, уже в первое послевоенное десятилетие значительно усилилась конкуренция. Продолжались и гонки, автоспорт Pirelli одной из первых компаний определила одним из важнейших маркетинговых ресурсов на будущее.
Шины Pirelli широко используются в авто- и мотоспорте. С 1950 по 1991 год компания присутствовала в Формуле 1 (с перерывами). Результат — 45 побед, 46 поулов, 55 быстрейших кругов и 1162,2 очка. С 2008 года в чемпионате мира по ралли установлена монополия на шины Pirelli. С 2011 года и по сей день компания остается единственным официальным поставщиком шин чемпионата мира в классе Формула 1 и Формула 2. И все же главным маркетинговым ноу-хау Pirelli оказались не гонки, а знаменитый календарь.
История календарей Pirelli началась в 1963 году.
Сотрудники британского офиса компании сделали новогодние подарки своим состоятельным клиентам, для чего напечатали календарь с высокохудожественными фото полуобнаженных моделей. Возможно, разразившаяся чуть позже сексуальная революция многим обязана именно этой идее.
Модели были прекрасны, фотографии — тоже. В календаре не было ни слова о шинах или резиновых кабелях, тем не менее, впоследствии идея принесла компании несопоставимые с затратами дивиденды в виде мировой известности. Позже аналитики рекламного рынка назвали проект с календарем лучшим рекламным ходом столетия.
Признаться, о спортивных достижениях Pirelli, а также о календарях в сети можно почерпнуть массу информации. Другое дело — шинные ноу-хау. Эту тему многие источники деликатно обходят стороной. Длинных списков громких изобретений за Pirelli, увы, не числится. Хотя это не значит, что компания пренебрегает научными исследованиями. Просто кто-то должен заниматься незаметной и монотонной работой по медленному, но непрерывному совершенствованию качеств продукта, обкатывая поступательные улучшения в том же автоспорте. Иначе говоря, Pirelli совершенствует уже придуманное.
Сегодня концерн Pirelli занят производством телекоммуникационных и силовых кабелей (60% от общего объема продаж) и продолжает с успехом выпускать автомобильные покрышки. Шинное подразделение включает 24 предприятия по всему миру. По статистике, каждый второй новый Ferrari и Porsche, каждый третий Mercedes и решительно все модели Jaguar оснащены шинами Pirelli. Кроме того, шины Pirelli входят в первичную комплектацию автомобилей Audi и BMW.
Ветеринар из Белфаста (Dunlop/Goodyear)
Джон Бойд Данлоп — ветеринар из Шотландии, придумавший и запатентовавший пневматические шины, сумел превратить удачное бытовое изобретение в многомиллиардную индустрию.
Бренд Dunlop представлен на российском рынке компанией ООО «Данлоп Тайр СНГ», имеет обширную дилерскую сеть и продается по всей России. А история изобретения пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году ветеринар приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.
Здесь Данлопу в голову и пришла идея – обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом.
Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.
Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде — приклеенные к колесу велосипедные шины, которые накачивались насосом для футбольного мяча.
Успех компании был впечатляющим. Всего за несколько лет Dunlop, помимо Дублина, начала производить велосипедные, а позже и автомобильные, шины сразу на двух заводах — в Ханау (Германия), где нынче находится один из исследовательских центров, и в Мельбурне (Австралия). Чуть позже открывается производство в США. Вскоре бренд узнали во всей Западной Европе, в США и Канаде, других регионах.
В компании не скупились на научные исследования. Быть может, именно поэтому Dunlop считается первопроходцем в шинном деле.
Вот лишь часть изобретений:
- Dunlop первой использовала резиновые и стальные шипы на протекторе;
- cпециалисты Dunlop первыми разбили протектор автопокрышки на несколько рядов, что при сохранившемся сцеплении с дорожным покрытием значительно повысило износостойкость покрышки;
- боковые грунтозацепы — изобретение инженеров Dunlop;
- специалисты компании первыми воплотили в жизнь идею бескамерной автомобильной шины;
- именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения. Иначе говоря, придумали «липучки».
Инноваций было много. В 1922 году, через год после кончины Джона Бойда Данлопа, в производстве шин использовали стальной шарик и текстильный корд, что едва ли не втрое увеличило долговечность шин. В 1948-м Dunlop показывает бескамерную шину с самоуплотняющимся слоем для предотвращения потери воздуха при повреждении резины. И если вы не знали, когда появилась первая устойчивая к проколу бескамерная шина, то это произошло в 1973 году c появлением модели Denovo. Обнаружение эффекта аквапланирования — тоже заслуга технической команды Dunlop. Ответом на открытие стала запатентованная шина с обозначением SP 68, имеющая более плотную сетку срезов на протекторе и водоотводящие канавки — Aquajets, которые стали настоящим прорывом в безопасности вождения.
Для проверки новых идей Dunlop активно использует автоспорт. В Формуле 1 марка обосновалась с момента основания Чемпионата. Среди заслуг компании можно выделить, например, первую «дождевую» покрышку, созданную в 1956 году. Два года спустя шинники впервые применили нейлоновый корд, благодаря которому масса покрышки сократилась на треть. А еще чуть позже вошел в оборот искусственный каучук. Благодаря ему скорость круга существенно возросла.
Впрочем, промышленная империя Dunlop зиждилась не только на автомобильных покрышках. Концерн изрядно преуспел и в прочих областях: его заводы производили тормозные системы, напольные покрытия, спортивный инвентарь, обувь и одежду. Создание аэрокосмического и авиационного подразделений изрядно подстегнуло инженерию в целом. Концерн отправляет резину не просто в небо — в космос!
В 60-е могущество компании пошло на спад. На пятки наступали конкуренты – Goodyear и Michelin, которые тоже времени даром не теряли.
Эксперты полагают, что неудачи Dunlop начались с неверной оценки дальнейшего спроса на радиальные шины. Но это были лишь первые проблемы. Ничего, кроме долгов не принес и союз с Pirelli, оформленный совместным соглашением в 1971 году. Развод с итальянцами через десять лет для британцев означал усугубление кризиса.
Через сотню лет существования компания подошла к банкротству. Началась постепенная распродажа активов. Сегодня Dunlop Tyres является частью крупнейшего шинного альянса: фактически 75% ее акций принадлежит Goodyear Tire and Rubber Company, а остальные 25% — Sumitomo Rubber Industries. Однако инновации не прекратились и под внешним управлением. Например, в 1999 году британцы придумали систему контроля давления в шинах Warnair, устанавливаемую сегодня даже на автомобили среднего класса...
Кто придумал протектор (Firestone/Brigestone)
Богатым наследием американского бренда Firestone, некогда считавшегося крупнейшим мировым производителем шин, cегодня безраздельно пользуется японский концерн Brigestone, который поглотил американцев в 1988 году. Торговец конными повозками из Огайо Харви Файерстоун основал шинное производство — компанию Firestone Tire&Rubber Co — в августе 1900 года. На первом его заводе работало 12 человек.
Сегодня Firestone Tire and Rubber Company — североамериканская компания, базирующаяся в штате Теннесси — производитель шин для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, тяжелых грузовиков и автобусов. В середине XX века Firestone оказалcя крупнейшим производителем шин в мире и лидером в производстве шин для автоспорта.
Можно сказать, что Харви Файерстоун заново изобрел колесо, начав в 1908 году выпуск шин с противоскользящим рисунком протектора, улучшающим сцепление с дорогой (является промышленным стандартом и сегодня). В 1911-м случилась первая победа автомобиля с шинами Firestone в гонках Indy 500. А во время Первой мировой войны Firestone оказывается первопроходцем в индустрии грузоперевозок.
В 1920-м Firestone совершенствует свой метод изолирования шинных кордов от внутреннего нагрева шины.
Тогда впервые в истории гонок Indy 500 победа достигается всего на одном комплекте шин. А уже через два года начинается производство первой в мире шины низкого давления с повышенной износостойкостью протектора и, как следствие, повышенной проходимостью по сравнению со среднестатистической шиной.
В 1930-м Файерстоун презентует первую пневматическую шину низкого давления для сельхозтехники. Это колесо уже не дает такой дикой вибрации и жесткости. Растет экономичность, сцепление и комфорт вождения становятся очевидными преимуществами новинки. В 1940-м, теряя из-за войны поставки натурального каучука, Firestone разрабатывает синтетический каучук и начинает производить шины для военной техники. Не забывая при этом регулярно выигрывать Indy 500, уже на шинах из искусственного каучука.
Спрос на шины растет, и в 1955-м компания производит почти 500 тысяч килограмм каучука в день, став крупнейшим производителем в мире. 1965 год — презентация широких низкопрофильных шин для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. И как результат — новый мировой рекорд скорости на шинах Firestone, установленный болидом с реактивным двигателем на соляном озере в Бонневиль, штат Юта, — 576.553 миль в час!
Кстати, первые радиальные шины с технологией run-flat, позволяющей проехать на спущенном колесе до 80 км, тоже дело рук Firestone (1975 год).
В 1983 году компания устроила настоящую революцию в производстве радиальных шин. С этого момента и по сегодняшний день все автомобили, производящиеся на территории США, комплектуются только радиальными шинами. А в 1988-м Bridgestone и Firestone объявляют о создании совместного производства, чтобы затем слиться в единый концерн.
Шины для тяжелого климата
История компании Nokian Tyres, очень популярной в России и зачастую неизвестной во многих других странах мира и даже Европы, началась в 1898 году в Хельсинки с завода по производству изделий из резины. Казалось бы, XIX век — все по-взрослому. Но речь пока идет о галошах, до покрышек еще четверть века. В 1904 году производство переносится в город Нокиа, где в 1924 году и начинается производство велосипедных шин. Автомобильные покрышки появляются в ассортименте компании Suomen Gummitehdas Oy только в 1932 году. Шина называется Kesäpinta («летняя покрышка»). Знания и оборудование для производства шин экспортированы из США инженером Энсио Салменкаллио. Первая партия шин составила всего несколько десятков килограммов, но к 1934 году завод уже работал в три смены.
Быть может, вы удивитесь, но первая в мире зимняя шина появилась в 1934 году именно здесь. Это своего рода революция на рынке шин.
Покрышка получила имя Kelirengas (в переводе «шина для определенной погоды»), а предназначалась она для автобусов и грузового транспорта. Ее задачей стало обеспечение тяги в глубоком снегу, для чего разработали специальный глубокий протектор, а в центральной части шины использовали блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками.
Это изобретение позволило улучшить проходимость транспорта зимой и отказаться от неудобных в использовании цепей противоскольжения. И если Kelirengas предназначалась только коммерческому транспорту, то в 1936-м начали производство зимней шины и для легковушек.
Первая такая шина получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи. Подобные усиленные и многослойные рисунки протектора широко использовались в компании вплоть до середины 50-х.
Как отдельная и самостоятельная компания Nokian Tyres стала известна с 1988 года.
До этого она была «резиновым» подразделением Nokia наряду с дивизионами по деревообработке и электротехнике.
Особенных высот финская компания не достигла, сосредоточившись больше на выпуске шин для стран с длинной и снежной зимой. Однако в России и в Скандинавии каждое следующее поколение зимней шины Nokian Hakkapeliitta пользуется отменным спросом. Компания выпускает шины у себя дома в Нокиа, а также на заводе в российском Всеволожске под Санкт-Петербургом. Причем домашние объемы производства существенно скромнее — 6 против 14 млн штук. Это подтверждает, что главным рынком для Nokian Tyres по-прежнему остается Россия.
Вы спросите, что же дал финский концерн шинной отрасли в целом? Зимний протектор. А кроме того, финны то и дело усовершенствуют форму, материалы, размеры и способы посадки шипов. Так, например, в феврале 2014 года компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами.
Источник: @ авто на mail.ru