+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Российская шинная отрасль переживает не самые лучшие времена. Последствия ковидной рецессии усугубились экономическим кризисом, причиной которого стали внешнеполитические процессы и усиление санкционной политики стран Запада в отношении нашей страны. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ за первые десять месяцев 2022 года шинная промышленность стала одной из отраслей, показавших наибольший спад. Так, в октябре на российских шинных заводах было произведено 3,3 миллиона покрышек. Это на 42,4 процента меньше, чем в октябре 2021 года. С января по октябрь текущего года российскими шинными предприятиями было выпущено в общей сложности 44,4 миллиона шин или на 18,5 процента меньше, чем за тот же период прошлого года.
Фото www.conti-online.com
Спад российского производства шин обусловлен, в первую очередь, остановкой производства на предприятиях Bridgestone в Ульяновске и Michelin в Подмосковье в марте этого года, а также временными перебоями в работе российских заводов таких глобальных брендов, как Continental, Yokohama, Pirelli и Nokian Tyres.
Руководство компании Bridgestone объяснило закрытие ульяновского завода «серьезными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьезно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России». В октябре японская корпорация запустила процесс поиска покупателя на российские активы среди локальных инвесторов, завершить который планирует в течение нескольких месяцев. Напомним, проектная производственная мощность завода ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» составляет 12 тысяч шин в день, фактическая на начало 2022 года - 7 тысяч. По итогам прошлого года выручка предприятия составила 22 миллиарда рублей, чистая прибыль - 501,6 миллиона рублей.
Фото tyres.bridgestone.ru
В Мишлен причиной остановки завода в Давыдово назвали «отсутствие технических возможностей для возобновления своей производственной деятельности в России, в частности, логистических сложностей в текущем неустойчивом и неопределенном контексте». В июне французская компания сделала заявление о запуске проекта по передаче всей своей деятельности и активов в России локальному менеджменту. Проработку производственного, коммерческого и логистического аспектов этого проекта планировалось завершить до конца текущего года. Завод мощностью 1,5-2 миллиона шин в год производил в основном шины для легковых автомобилей, большинство из которых поставлялось на российский рынок. На Россию приходилось 2 процента глобальных продаж Michelin и 1 процент общего объема производства шин для легковых автомобилей.
Калужский завод Continental в августе возобновил работу после остановки в июле и в настоящий момент продолжает обеспечивать отгрузку продукции для российских покупателей. Более того, в декабре предприятие ООО «Континентал Калуга» было отмечено региональной премией «Калужский бизнес 2022» в номинации «Репутация и доверие». Производственная мощность завода в Калуге - 4 миллиона шин в год.
Шинный завод «Йокохама Р.П.З», расположенный в особой экономической зоне «Липецк», после приостановки производства в марте и последующего вмешательства губернатора Липецкой области, пообещавшего помочь компании с адаптацией к новым условиям логистики, также возобновил работу в августе. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 1,6 миллиона шин ежегодно.
Фото krai-rodnoi.ru
Номинальная совокупная мощность кировской и воронежской производственных площадок итальянской компании Пирелли составляет 8 миллионов шин в год, 85 процентов из которых составляют «стандартные» легковые шины. Примерно половина шин Pirelli, произведенных на российских мощностях, экспортировалась в прошлые годы на рынки Европы. Столкнувшись с международными санкциями в отношении продукции, произведенной в России, компания Пирелли приостановила инвестиции в свои заводы в Кирове и Воронеже и направила российское производство на внутренний рынок. Отметим, что в 2021 году на Россию приходилось около 3 процентов мировой выручки Пирелли и примерно 11 процентов производственных мощностей группы по производству легковых шин.
Самым крупным шинным предприятием на территории России является завод Nokian Tyres во Всеволожске Ленинградской области. Его номинальная производственная мощность составляет 17 миллионов шин в год. В июне совет директоров компании Nokian Tyres принял решение о контролируемом уходе с российского рынка, а в октябре финский шинопроизводитель сообщил о подписании соглашения о продаже своих российских активов ПАО «Татнефть» за 400 миллионов евро. По словам губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко, предприятие должно выйти на проектную мощность ко второму кварталу 2023 года. Как сообщает пресс-служба предприятия, российский шинный завод во Всеволожске планирует продолжить производство шин такого же высокого уровня качества, как и раньше, но под другими торговыми марками.
Покупка завода в Ленинградской области вернет «Татнефти» статус самого крупного российского производителя шин, который она утратила в мае 2022 года, продав свой шинный бизнес в России, выпускавший продукцию под брендом Kama Tyres, другой татарстанской компании АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Эксперты объяснили сделку желанием «Татнефти» расстаться с производителями, попавшими в санкционный список Евросоюза, - «Нижнекамским заводом грузовых шин» и «Нижнекамскшиной» поставляющими свою продукцию российской армии. Приобретение же российского подразделения Nokian Tyres минимизирует риск получения западных санкций, так как завод во Всеволожске выпускает сугубо гражданскую продукцию.
Фото business-online.ru
После завершения сделки с финнами на долю компаний из Татарстана будет приходиться 60 процентов от совокупного российского производства шин. Напомним, что еще одним шинным активом «Татнефти» является новый завод КamaTyresKZ в Казахстане мощностью 3,5 миллиона пассажирских и грузовых шин, торжественная церемония открытия которого прошла совсем недавно с участием президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Помимо «Татнефти» и нижнекамского комплекса Kama Tyres поставки своей продукции на российский шинный рынок осуществляет целый ряд отечественных производителей. В число лидеров входит компания АО «Кордиант». Холдинг включает в себя три производственные площадки - две в Омске и одну в Ярославле - с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год. Из числа лидеров российской шинной промышленности отметим также АО «Волтайр-Пром» из Волжского Волгоградской области и барнаульский завод «Нортек», где предстоит восстанавливать производство после недавнего сильного пожара.
Снижение объемов производства шин из-за существенного дефицита сырья и компонентов, уход с российского рынка крупных зарубежных производителей и ограничения на экспорт шинной продукции в РФ со стороны Евросоюза, рост цен и снижение реальных доходов россиян, а также резкое падение продаж новых автомобилей на 60 процентов, осложнили ситуацию на отечественном рынке автомобильных покрышек. По данным различных источников падение рынка составило от 15 до 20 процентов по сравнению с 2021-2020 годами.
Фото ru.freepik.com
Интересно, что при активном росте запасов шин, их реализация снижается. Так, по данным Центра развития перспективных технологий, разработчика национальной системы маркировки и прослеживания продукции «Честный знак», в октябре-ноябре текущего года общий объем продаж шин снизился на 14 процентов при том, что их запасы, наоборот, выросли по сравнению с прошлым годом на 43 процента до 33 миллионов штук.
Одной из причин снижения показателей продаж является нехватка шин определенных брендов, моделей и типоразмеров, обусловленная запретом на поставки шинной продукции в нашу страну из стран Европы. Упрощение правил ввоза шин в РФ по так называемому параллельному импорту помогло продавцам в какой-то мере поддержать разнообразие ассортимента. Однако полноценно наладить логистические каналы участникам шинного рынка пока так и не удалось, а это значит, что необходимого для удовлетворения потребностей российского рынка количества и разнообразия шин по-прежнему будет не хватать.
В этих условиях исправить ситуацию мог бы импорт шин из дружественных стран. Но хорошо знакомая россиянам белорусская «Белшина», поставившая в прошлом году на российский рынок порядка двух миллионов шин, просто физически не может увеличить объемы производства. Индия и Турция традиционно поставляют в Россию шины для горнодобывающей, строительной, лесозаготовительной и сельскохозяйственной техники. Объемы поставок автомобильных шин из этих стран незначительны и постоянно сокращаются. Так, по данным «Честного знака» отгрузки автопокрышек из Турции за пять месяцев 2022 года сократились на 9,8 процента до 8,8 миллиона долларов. В качестве перспективных шинных партнеров упоминаются еще Иран и Узбекистан, но восток - дело тонкое, и дальше переговоров дело пока так и не идет. Тем более, что в России им придется выдержать конкуренцию со стороны китайских шинопроизводителей.
После начала проблем с логистикой и санкционных ограничений в марте этого года шинный рынок РФ начал перестраиваться на поставки из Китая. Только за пять первых месяцев года поставки китайских шин для автомобилей в Россию выросли на 9,6 процента до 58,4 миллиона долларов. По статистике, каждая четвертая шина, купленная в России в 2022 году, была произведена в КНР. По данным аналитиков автомобильного сайта Дром, интерес к китайским автопокрышкам у российских автовладельцев увеличился на треть (33 процента). При этом в отличие от прошлых лет российских потребителей вполне удовлетворяет качество китайской продукции, которой достаточно как в эконом-сегменте, так и в премиальном. И, наконец, еще одной немаловажной причиной повышенного спроса на шины из Поднебесной является доступная цена. Поэтому нет никаких сомнений, что доля китайских брендов в ближайшей перспективе существенно увеличится.
Фото bhpgumi.hu
Перечисляя самые популярные марки шин из Китая, эксперты называют Goodride, Sailun, Tracmax, Triangle и Hifly. Продукция этих брендов не только хорошо известна на внутреннем рынке, но уже успела зарекомендовать себя на рынках Европы, Америки, Азии и Ближнего Востока. Потребителей и дистрибьюторов привлекает как разнообразие предлагаемого ассортимента шин, в котором есть модели для легковых автомобилей, внедорожников и коммерческого транспорта, так и широкий размерный диапазон. А использование передовых шинных технологий и стильный современный дизайн шин вышеуказанных брендов привлекают к ним повышенное внимание со стороны ведущих мировых автопроизводителей.
Последние достижения китайских ученых в научных исследованиях ложатся в основу новейших моделей высокопроизводительных шин. В качестве примера можно привести флагманскую модель летних шин Goodride Solmax 1 от компании ZC Rubber получившую наивысшую оценку «A» за сцепление с мокрой дорогой в европейской системе маркировки покрышек, что свидетельствует о высочайшем уровне производительности, который «можно сравнить с лучшими международными брендами шин».
Шины Goodride были протестированы экспертами TÜV SÜD, ведущей немецкой испытательной компании с мировым именем, которая подтвердила их выдающиеся характеристики. Китайские покрышки показали замечательные характеристики, превысив все предельные критерии, установленные по результатам испытаний основных конкурентов, особенно с точки зрения характеристик на мокрой дороге и уровня шума, и получили знак качества TÜV SÜD.
Фото pneusnews.it
Настоящий фурор на выставке шин The Tire Cologne в Германии произвела представленная компанией Sailun инновационная технология компаундирования EcoPoint³, позволяющая создавать шины, «которые могут служить дольше и лучше работать для более безопасного, энергоэффективного и комфортного вождения».
Продукция компании Triangle хорошо известна российским автомобилистам и пользуется у них заслуженным признанием. Шины этого бренда прошли сертификацию качества более чем в 60 странах мира. Кроме того, продукция Triangle прошла строгие испытания такой авторитетной автомобилестроительной компании, как Volvo. Более 50 китайских автопроизводителей, включая FAW Group, Dongfeng Nissan, Sinotruk и другие, выбрали шины Triangle для заводской комплектации своих машин.
Фото pneusnews.it
Отраслевые российские эксперты считают, что шины из Китая привлекают россиян не только низкой ценой, но и высокими эксплуатационными характеристиками, практически не уступая по уровню производительности европейским аналогам. По словам представителя ведущего российского дистрибьютора «Пауэр Интернэшнл-шины» Андрея Назарова, компания провела несколько тестов имеющихся в ассортименте шин китайского производства на твердость, состав резиновой смеси и реакции на различные температуры, и все они показали хорошие результаты. «Мы видим, что шины из Китая начали пользоваться повышенной популярностью у покупателей на фоне снижения экспорта из стран Европы, - отметил Назаров в интервью ТАСС. - Эта тенденция объяснима тем, что они не менее технологичны по сравнению с продукцией лидеров европейского рынка по составу, рисунку протектора и другим параметрам. При этом цена на них примерно в два раза ниже».
Остается добавить, что экспорт шин из Китая в страны Евросоюза, США, Турцию, Южную Африку, Бразилию и Индию по-прежнему сталкивается с торговыми барьерами. После ажиотажа в первой половине 2022 года экспорт шин в августе начал постепенно снижаться. С августа по октябрь объем китайского экспорта шин снижался три месяца подряд. Барьеры, с которыми сталкиваются китайские компании при экспорте шин в Европу и Америку, вряд ли исчезнут в ближайшее время. А это значит, что шинопроизводители из Поднебесной продолжат укреплять свои позиции на нашем рынке, и российским автовладельцам стоит внимательнее приглядеться к шинам китайских брендов.