+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Непростая экономическая ситуация в стране вынуждает автовладельцев снижать расходы на обслуживание машин. В связи с этим заметно вырос спрос на б/у шины. Одновременно активизировались продавцы подержанной резины, которые нередко пытаются уверить клиентов, что по эксплуатационным характеристикам их товар не так уж существенно отличается от нового. Вместе с тем, подержанные покрышки могут преподнести очередному владельцу массу неприятных сюрпризов.
Если вы подбираете б/у шины, читая тесты в автомобильной прессе, то можете сразу забросить эти журналы подальше. Все заявленные технические характеристики там относятся исключительно к новой резине. Особенно это касается динамических испытаний на мокрой поверхности, слякоти, снегу. Дело в том, что при внешней схожести перед вами уже не та покрышка.
Начнем с "лица" шины – рисунка протектора. У новой покрышки глубина протектора составляет около 8 мм. Про указанный в ПДД и других нормативных документах минимум остаточной глубины в 1,6 мм можно сразу забыть. На такой резине относительно безопасно вы сможете передвигаться лишь по сухому и ровному асфальту. Кстати, вопреки иногда бытующему мнению, "лысая" резина вовсе не уподобляется гоночному слику – при внешней схожести состав резиновой смеси и тип каркаса настолько разные, что попытка атаковать скоростные виражи может окончиться плачевно.
Производители шин совместно с испытателями пришли к выводу, что минимальная глубина протектора, при которой шины обеспечивают приемлемый баланс динамики и безопасности, для летних шин находится в пределах 3 мм, а для зимних чуть больше – 4 мм. Несложно подсчитать, что б/у шины, выработавшие лишь половину ресурса, уже находятся на грани потери немалой доли эксплуатационных свойств.
По мере износа протектора уменьшается его так называемый негативный профиль, то есть совокупность всех каналов и канавок по протяженности и по глубине. Чем меньше этот показатель, тем хуже отвод воды из пятна контакта и выше вероятность возникновения эффекта аквапланирования. То есть динамичная езда по дождю и слякоти на изрядно подержанных шинах противопоказана.
Износ резины таит в себе и другие неприятности. Резина может стираться неравномерно. Если у покрышки больше стерта плечевая зона с обеих сторон, значит шина постоянно эксплуатировалась при пониженном давлении. Мало того, что сцепные свойства такой резины оставляют желать лучшего, особенно на грунтовке или снегу, так еще провести точную балансировку колеса будет значительно сложнее. Но эти проблемы, в прямом смысле на поверхности. Есть и скрытый фактор – колесо с пониженным давлением сильно перегревается на высокой скорости. Если резина постоянно подвергалась такой "термообработке", то ее прочность существенно падает.
Если речь идет о внедорожной и зимней резине, то здесь связь между глубиной протектора и эксплуатационными характеристиками самая прямая. Стертые кромки блоков и грунтозацепов не могут обеспечить такую же проходимость на мягком грунте или снегу как протектор новых шин.
Помимо износа резины со временем наступает ее химическое старение, причем ускорить его могут неправильная эксплуатация или хранение. Если летние шины вымораживаются зимой в холодном гараже, равно как и зимние сезон за сезоном хранятся где-нибудь в раскаленном на солнце железном контейнере, то микротрещины на поверхности покрышки – это еще не основная неприятность. Дефекты могут быть и внутри резинового слоя, а значит, прочность покрышки существенно снижается.
Еще одна разновидность скрытых дефектов – повреждение каркаса шины, ее силовой структуры, образно говоря – "скелета". Разорвать нити корда, будь они нейлоновыми или стальными, можно при сильном боковом или фронтальном ударе о дорожные препятствия. Самое опасное, что внешне это может никак не проявляться, а на деле в поврежденном участке весь напор внутреннего давления будет удерживать не сложный "сэндвич" из высокопрочных материалов, а относительно тонкий слой резины. На высокой скорости под усиленной нагрузкой такая шина может попросту взорваться.
Бытует мнение, что подержанные шины премиум-класса по ездовым характеристикам могут быть эффективнее новых шин бюджетной категории – это при более низкой или одинаковой цене. Есть и противоположная точка зрения, что никакая б/у резина не сравнится с новой, независимо от класса.
Истина, как всегда, где-то посередине. Преимущество тех или других шин зависит как от конкретной модели, так и от условий сравнения свойств покрышек. К примеру, наши собственные испытания летней резины показали, что в скоростных поворотах на сухом асфальте, где сцепные характеристики во многом зависят от резиновой смеси, премиальные б/у шины с большим отрывом выигрывали у новых бюджетников. Это же касалось разгонной и тормозной динамики. Стоит особо подчеркнуть, что испытанные б/у шины обладали глубиной протектора не менее 3 мм и не имели скрытых повреждений каркаса и резины. На мокром асфальте, где также важны сцепные свойства смеси, премиум-шины поначалу сохраняли лидерство, которое терялось по мере нарастания водяной пленки. При прямолинейном равномерном движении в сильный дождь стертые шины начинали "всплывать" раньше, чем новые бюджетные. Также благодаря целым сцепным кромкам эконом лучше чувствовал себя на влажной грунтовке.
В категории зимних шин подержанные премиум-модели иногда могли посоперничать с бюджетными на чистом льду, когда движение зависело от цепкости и эластичности резиновой смеси. Но в рыхлом снегу элита часто проигрывала новым "зубастым" бюджетникам.
Иными словами, однозначного ответа здесь нет. Если исходить из критериев надежности и безопасности, можно опять выбрать средний вариант: прибрести новые шины от так называемых брендов второй линии. Некоторые из них представляют перелицованные версии премиум-шин, снятых с производства, например, отдельные зимние шины Nordman выпускающиеся компанией Nokian, шины Sava, принадлежащие концерну Goodyear или Tigar принадлежащие компании Michelin. Это будет чуть дороже откровенных бюджетников и потертой элиты, но, как говорится, результат гарантирован.