+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Как и следует из названия, всесезонные шины предназначены для использования круглый год, в теплую и холодную погоду, а также на разных типах дорог. Для ряда автомобилистов покупка всесезонных покрышек выглядит как возможность сэкономить и деньги, ограничившись одним комплектом резины в год, и время на переобувание.
В действительности современные технологии пока не позволяют создать резиновую смесь и рисунок протектора, одинаково хорошо работающие на гладком асфальте в жару и припорошенном льду в мороз. Чем эластичнее резина при низких температурах, тем мягче она при высоких. Летом такая смесь будет истираться как ластик, ограничивая ходимость. Обеспечить приемлемый компромисс между эластичностью, сцеплением, жесткостью и ходимостью можно только в ограниченном температурном диапазоне – примерно от +20 до нуля градусов. Если двигаться по шкале градусника в обе стороны, характеристики шины будут только ухудшаться.
Схожая ситуация и с рисунком протектора. Чтобы обеспечить хорошее сцепление на снегу и льду, всесезонные шины оснащают многочисленными отдельными блоками с развитыми сцепными кромками, а также большим количеством ламелей. Но такой протектор значительно теряет в жесткости, "подламываясь" при маневрах на высокой скорости. При этом плечевую зону у всесезонок как у летних шин часто делают скругленной, а это сильно снижает возможности шины в рыхлом снегу.
Различные тесты всесезонных шин показали, что по динамическим характеристикам, в частности, тормозном пути на сухом и мокром асфальте, льду и снегу, а также по времени разгона на указанных поверхностях, всесезонные шины каждый раз находятся рядом с аутсайдером. То есть, летом их результаты ближе к зимним шинам, а зимой – к летним. И только самые выдающиеся модели находятся примерно посередине, что блестящим показателем также не назовешь. Лучшая всесезонка в специфических испытаниях вчистую проигрывает сезонной резине из недорогих брендов второй линии.
Что касается экономии, то это тоже вопрос спорный. Истирается всесезонка что зимой, что летом на 10-15% быстрей сезонной резины, вдобавок у нее довольно высокий коэффициент сопротивления качению, а это приводит к повышенному расходу топлива. В итоге получается, что покупать сезонную резину по разумной цене – как минимум не дороже, а чаще даже выгоднее.
Из крупных производителей концепцию всесезонных шин наиболее активно развивает компания Goodyear, которая представила свою первую покрышку данного типа в 1977 году (причем надо сказать, что тогда публика приняла ее очень скептически). Большое внимание развитию всесезонной резины уделяет Dunlop.
Однако в последнее время далеко не все производители готовы открыто позиционировать свои шины как модели на любую погоду, считая это, в первую очередь, небезопасным. Некоторые российские представительства шинных гигантов, например Michelin, в официальной речи и вовсе избегают термина "всесезонные шины", даже если у них на боковине есть значок "M+S" (грязь и снег). Все, что не зимнее – считается летним. Это в большей степени юридические меры предосторожности, когда компания не желает брать на себя ответственность за рекомендации, которые могут быть неверно истолкованы клиентами. Но железная логика здесь есть – фирма отвечает только за продукцию, которая гарантировано работает в тех или иных условиях. Советуем прислушаться.
Схожую позицию занимает и концерн Continental, у которого даже внедорожные шины с достаточно эластичной резиной, повышенной ламелизацией и тем же значком "M+S" также позиционируются как летние.
В разных странах отношение автовладельцев к всесезонной резине неодинаковое. В США примерно три четверти машин ездят именно на таких покрышках. И это неудивительно. В значительной части страны преобладает плюсовая температура с редкими похолоданиями, дороги, в основном прямые, а водители предпочитают спокойный и размеренный темп езды без резких маневров. А, скажем, в Скандинавии климат не оставляет автомобилистам другого выбора как использовать зимой не просто зимние шины, а их нордический вариант.
Если по своим характеристикам всесезонные шины представляют собой некое среднее арифметическое от свойств летней и зимней резины, то и рекомендации по их использованию будут примерно такими же:
Другими словами, если вы предпочитаете ездить много и азартно в любое время года, то выбирайте специализированную резину для каждого сезона.