Компания Goodyear сокращает количество модельных линеек и презентует новые летние шины EfficientGrip Performance и EfficientGrip Compact. Вскоре они сменят заслуженные бренды
Duragrip и
Excellence. Первая разновидность с приставкой Performance предназначена для скоростных и представительских автомобилей, вторая – для наиболее массовых моделей.
Начиная с ноября 2012 года на территории Евросоюза действует
Положение № 1222/2009, которое обязывает всех производителей предоставлять информацию о шинах по ключевым параметрам. Яркая этикетка, аналог которой можно увидеть на бытовой технике, теперь украшает покрышки на прилавках магазинов. Только здесь оценивается не уровень энергопотребления и класс стирки, а сопротивление качению, тормозной путь на мокром асфальте и внешний шум.
Большая часть шин
Goodyear EfficientGrip Compact, представленных в размерах от 13 до 15 дюймов, соответствуют хорошему уровню B тормозной дисциплине и удостоились оценки C за сопротивление качению. Покрышки Goodyear EfficientGrip Performance, которые вскоре предстанут в 68 типоразмерах от 14 до 18 дюймов, показали еще более высокий результат: для остановки на мокром асфальте им требуется минимальное расстояние, которое соответствует классу A, а катятся они на оценку B.
Именно эти шины были доступны для сравнительных тестов на фирменном полигоне компании под городком Монпелье, что на юге Франции. Российские автомобилисты еще и не думали отказываться от зимних покрышек, а тут – чистый асфальт и плюс двадцать. Самые подходящие условия, чтобы убедиться, в чем же преимущества заявленных высоких оценок.
На что влияет сопротивление качению и почему этот параметр так важен? Прежде всего, от него зависит расход топлива. Чем лучше катится шина, тем меньше энергии нужно тратить, чтобы поддерживать автомобиль в движении. С другой стороны, одна из причин, влияющих на выбег, это деформация шины в зоне посадки на обод: при качении покрышка деформируется и нагревается. Следовательно, в борьбе за хорошие результаты в этой дисциплине инженеры укрепили крылья бортов – это будет не лишним, если при сезонных сменах владелец бортирует комплекты покрышек на одни и те же диски.
Но приступим к испытаниям. Два Volkswagen Golf с заглушенными моторами замерли на вершине 3-процентного уклона. Один обут в новые EfficientGrip Performance, другой – в китайские шины, которые сертифицированы по низкому уровню F за сопротивление качению. По команде пилоты отпускают педаль тормоза, и… Под действием гравитации обе машины, разумеется, покатились вниз. Но если на первых метрах разницу со стороны не оценить, то к середине дистанции Golf на шинах Goodyear вырвался вперед на несколько корпусов, а к завершению спуска водитель успел развернуться и вытащить сигареты. Шутка, конечно – на полигоне курение запрещено. Но, будь на то разрешение, пару-тройку затяжек в ожидании соперника на низкокачественных покрышках пилот смог бы сделать! А в жизни при одинаковых условиях эксплуатации такая разница обернется десятками, а то и сотнями литров сэкономленного топлива.
Впрочем, с точки зрения безопасности это второстепенный параметр. Гораздо важнее, как автомобиль останавливается. На трассе замеров тормозного пути человеческий фактор устранен. Оба Volkswagen Golf оборудованы несложной, но действенной аппаратурой: как только автомобиль въезжает на орошаемый водой участок, по сигналу датчиков пневматическая система приступает к экстренному торможению. От водителя требуется лишь разогнаться до 85 км/ч, а отсчет критических метров начнется, едва скорость упадет до восьмидесяти. Итак, первый заезд – на тех же дрянных шинах, которые смогли удостоиться лишь уровня F за торможение на мокром асфальте. Разгон, сброс газа, короткий этап свободного качения – и робот вдавливает педаль тормоза в пол, заставляя автомобиль застрекотать ABS под истеричное мигание «аварийки»: предельное замедление!
Теперь то же самое на шинах
Goodyear EfficientGrip Performance – в этой дисциплине, напомним, они соответствуют высшему классу A. Даже по субъективным ощущениям тормозной путь меньше, стабильность и чувство уверенности выше. А данные измерительного комплекса и вовсе оглушающие: обутый в китайские покрышки Golf укатывается на 8 – 10 метров дальше. Это значит, что в той же точке, где Volkswagen на шинах Goodyear уже стоял колом, вторая машина продолжала ехать со скоростью 30 – 35 км/ч! Можете пересчитать иначе: либо «соберете» паровозик из машин, либо… О том, что произойдет с пешеходом на такой скорости, даже думать не хочется. Так что к классам на этикетках лучше присмотреться повнимательнее.
Но и они не панацея. Ведь правила обязывают оценивать только три параметра, а независимые организации и автомобильные издания в своих тестах используют расширенную программу. Да что там, тот же Goodyear «гоняет» и доводит свою продукцию по полусотне параметров! На закуску нам предложили убедиться, что даже
шины с одинаковыми этикетками могут быть очень разными в реальной жизни. Например, на трассе мокрой управляемости новейший Mercedes-Benz A-Klasse на шинах-конкурентах раньше срывался в скольжения и дольше стабилизировался. Хотя, казалось бы, обе модели соответствуют уровню A в торможении на влажном покрытии.
Еще более наглядно другое упражнение. Автомобиль движется по окружности против часовой стрелки ровно на 80 км/ч – максимальная скорость искусственно ограничена, водитель зафиксировал руль в одном положении. Судя по ощущениям, боковые перегрузки близки к пределу: еще чуть-чуть, и автомобиль бы начал выскальзывать наружу поворота. Внезапно сухой асфальт сменяется ванной для аквапланирования: представьте, что на дороге оказалась глубокая лужа. Мгновение – и автомобиль сдергивает на несколько метров вправо. На сколько? Если машина обута в EfficientGrip Performance – то в среднем на 3,6 метра. А если в шины другого производителя, пусть и оцененные по Евронормам столь же высоко, то на 4,6 метра. Иными словами, в жизни на
Goodyear есть шанс уместиться в рамках двух полос, соскользнув при аквапланировании в соседний ряд, а на ином комплекте автомобиль улетит дальше, в третью полосу.
Так что даже единая система сертификации не дает полной информации о том, насколько хороша та или иная шина в разных дисциплинах. И при выборе все так же необходимо внимательно изучать
результаты тестов автомобильных изданий и клубов – ведь там помимо трех «парадных» оценок есть результаты замеров, которые актуальны именно для Ваших условий эксплуатации.