Нелегко быть объективным в оценках касательно эффективности спортивных шин. Тем не менее, в своем тесте Rezulteo совместно с французским журналом Motorsport провели доскональное исследование, в рамках которого специалисты сравнили автомобильные
шины сегмента UHP.
Сравнительные
тесты шин проводились на автомобиле Ford Focus ST на территории трассы в Маньи-Кур, Франция.
Каким образом можно с точностью оценить качество высокоэффективных шин? Вот уж вопрос, на который сложно ответить без глубокого анализа всех конкурентов, представленных на рынке. Недавние изменения в Европейском законодательстве обязали производителей автомобильных шин размещать специальную маркировку, осведомляющую потребителя о трех показателях покрышки. Существенным критерием для шины сегмента Ultra High Performance можно считать лишь характеристики ее тормозного пути на мокрой дороге. Едва ли топливная экономичность и уровень акустического комфорта являются для шин такого класса важными критериями при выборе.
Несмотря на то, что при покупке шины в первую очередь важны износоустойчивость протектора, ощущения от управляемости и цена, оценки по данным критериям не входят в Европейскую систему маркировки автомобильных шин.
Таким образом, перед экспертами стояла задача создать возможность для сравнения качественных характеристик представленных на рынке конкурентов в сегменте высокоскоростных шин.
Если не брать в расчет несколько моделей эксклюзивных суперкаров, специально для которых создаются уникальные модели шин, большинство спортивных автомобилей используют один тип изделий, который может варьироваться в диаметре, ширине и высоте протектора в зависимости от нужд автомобиля.
Оптимальный тестовый автомобиль
Сравнение 10 основных конкурентов было решено провести в наиболее естественной для них обстановке – на автомобильной трассе. Все комплекты шин протестировали на знаменитом клубном автополигоне Маньи-Кур, на котором несколько лет назад проходил Гран-При Формулы 1 во Франции. Преимущество трассы заключается в том, что она не зависит ни от одного производителя автомобильных шин, а значит, лишена риска ложных результатов. Помимо прочего необходимо было подобрать тестовый автомобиль, на котором будет проходить оценка всех комплектов.
Выбор был сделан в пользу автомобиля Ford Focus ST, «играющего» в спортивном компакт-классе, который подходит всем тестируемым комплектам. Фокус с 4-цилиндровым двигателем мощностью 250 лошадиных сил является относительно доступной моделью в сегменте спортивных автомобилей. Такие автомобили являются достаточно многофункциональными в повседневной жизни, но также очень эффективны для быстрой езды по дороге или на трассе. Переднеприводный Focus ST, как и основные конкуренты Renault Megane RS, Volkswagen Scirocco R и Opel Astra OPC имеет менее мощный двигатель и как следствие менее радикальный характер.
В итоге, три автомобиля Focus ST были доставлены на трассу в сопровождении пилотов, которым предстояла постоянная смена автомобилей и испытаний для достоверности результатов. Для оптимальной логистики, команда Rezulteo объединилась с журналистами французского журнала Motorsport и вооружилась поддержкой двух монтажных центров, располагающих полным комплектом оборудования необходимым для реализации задуманных идей.
Шины, купленные в магазинах
Стоит особенно отметить то, что все комплекты шин, прошедшие тестирование, были куплены напрямую в магазинах, а не предоставлены производителями, как это принято делать в других изданиях. Итак, в тесте участвовали следующие комплекты автошин: Pirelli PZero, Bridgestone Potenza S001, Continental ContiSportContact 5, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2, Hankook Ventus S1 EVO2, Michelin Pilot Sport 3, Nexen N8000, Toyo Proxes T1 Sport, Vredestein Ultrac Vorti и Yokohama Advan Sport V105.
Зачастую производители шин рекламируют свои новые изделия и предлагают сравнить их резину с конкурентной продукцией в рамках организованных ими тестов, куда приглашаются специализированные автомобильные журналисты. В таких условиях получить объективную оценку представляется достаточно сложной задачей. Невозможно отстраниться, чтобы объективно судить о качественных характеристиках резины по сравнению с другими шинами.
Купив шины напрямую у коммерсантов, как это делает обычный покупатель, эксперты Rezulteo добились уверенности в том, что получат на тест те же шины что приобретает обычный автомобилист. Для оснащения автомобилей Ford Focus ST, были выбраны шины типоразмера 235/40 R18 95Y, не только потому что она подходит на этот автомобиль, но также потому что имеется у всех производителей с одинаковым индексом скорости, который является параметром обеспечивающим уверенность в том, что сравниваемая между собой продукция конкурентна. В случае если бы индекс скорости отличался, сравнения были бы недостоверными, так как они включали бы изделия, созданные для использования в разных условиях.
За любую цену
Среди отобранных 10 комплектов автошин сразу заметна большая разница в цене, которая в некоторых случаях практически удваивается, если сравнивать самые бюджетные (Nexen N8000 за 6 300 руб.) и наиболее дорогие шины (Pirelli PZero Asimmetrico за 10 500 руб.). Три комплекта шин играют в самом дорогом сегменте. Среди них модели итальянского производителя Pirelli, немецкого Continental и французского Michelin. Такая ценовая политика вызвана в первую очередь имиджевой составляющей. Далее по ниспадающей идут шины японского производителя Bridgestone и американский Goodyear, за которым следуют японские Yokohama, Toyo, Hankook, Vredestein, и наконец, корейская марка Nexen, остающаяся наиболее доступной.
На любой вес!
Разница в цене может быть очень существенной, и, что любопытно, то же самое происходит с разницей в весе! Перед началом теста эксперты взвесили каждую покрышку и результаты не переставали удивлять. Между самой легкой шиной (Continental) и наиболее тяжелой (Vredestein), мы отметили разницу в 2,15 килограмма, что означает, восемь с половиной килограмм, распределенных между четырех колес - немалая масса, которая влияет на динамичность и поведение автомобиля.
Другой интересный критерий - это изменчивость. Отмечено, что шины одной и той же марки имеют более или менее одинаковый вес в зависимости от марок. У шин Michelin, выступающих эталоном в данной области, изменчивость веса между тестовыми моделями составила в среднем около 10 грамм. У Pirelli она достигает 132 граммов. Виной тому техническое совершенство и технологии заводов изготовителей.
Тормозной путь выступает главным критерием при выборе шин, как для спортивных, так и для обычных «гражданских» автомобилей. В этой дисциплине эффективность комплектов замерялась со скорости 100 км/час до полной остановки автомобиля. Тест показал весьма интересные результаты.
В базовой комплектации «Фокус» оснащается шинами Goodyear Eagle F1 Asymmetric2, которые было решено оставить в качестве опорной модели с уже пользованной резиной. В процессе проведения теста на торможение перед каждым заездом специалисты фиксировали все изменения условий (температура асфальта, погода…) чтобы исключить искажения итоговых данных. Каждый комплект прошел этот тест четыре раза с проходом между ними трех тестов опорной модели шин для контроля условий измерения. Итоговые цифры являются средним результатом четырех заездов. В итоге, была отмечена разница в три метра между наиболее и наименее эффективной шиной.
Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric2 отличились в данном испытании и оказались лучше конкурентов от Yokohama, Michelin и Bridgestone. Что касается плохих результатов, то шины Toyo показали самый длинный тормозной путь, который оказался больше даже корейских Nexen.
Таким образом, дистанция между наилучшим и наихудшим комплектом шин достигает 3,15 метра, что равно длине небольшого городского автомобиля. Помимо весомости показателей тормозной эффективности на треке, данные результаты заставляют также задуматься о последствиях столь большой разницы на гражданских дорогах, например, во время экстренных торможений на менее хорошем покрытии. Стоит обратить внимание, что замеры тормозного пути на мором покрытии не проводились, так как эта характеристика указана на обязательной для всех комплектов шин маркировке.
Дорожные тесты
Помимо отклонений в цифрах, показатели на трассе позволяют выявить непредсказуемую разницу в субъективных ощущениях от управления. Полученные результаты и наблюдения иногда очень даже поучительны.
Перейдем теперь к сути дела. В первую очередь, тестируемые комплекты шин созданы для обеспечения максимальных характеристик в спортивных режимах. Сравнительный тест во время пилотирования на трассе Маньи-Кур должен позволить выстроить точную классификацию между моделями. Опять же, здесь вышли удивительные результаты: разница показателей не только ощущается субъективно, но и подтверждается результатами секундомера. Разница после прохождения одного круга между самым быстрым и самым медленным комплектом составила больше двух секунд. И тут шины именитых производителей не показали лучшие результаты. Самое быстрое время круга показали
шины Yokohama ADVAN V105, которые выступили на 2 секунды лучше по сравнению с Pirelli – самым медленным комплектом шин на круге.
Шины Continental показали предпоследний результат, расположившись в табеле о рангах сразу после покрышек Nexen.
Разница в поведении, которая ощущается за рулем, удивила тестовых пилотов еще больше, чем итоговые результаты заездов. Поведение тестового автомобиля радикальным образом меняется в зависимости от установленного на него комплекта шин. На шинах Yokohama машина ведет себя крайне точно, проходя виражи с необыкновенной легкостью. Ford Focus ST, оснащенный корейскими автошинами Nexen N8000, напротив, становится очень сложным в управлении. И несмотря на то, что это не самые медленные по времени прохождения круга шины, они сильно усложняют задачу пилотам: отсутствие точности при маневрировании и резкое скольжение порой приводящее к сбою антиблокировочной системы при экстренном торможении. С этим комплектом невозможно следовать изначально заданной траектории, но любителям дрифта он наверняка понравится. Модель ContiSportContact 5 оказалась более безопасной, но получить удовольствие от вождения ей мешает легкий снос передней оси. Несмотря на это, шины Continental обладают достойными сцепными характеристиками. Очень быстрый по времени прохождения круга комплект шин Vredestein Ultrac Vorti приятен в управлении, но при достижении своего предела резко теряет сцепление.
Шины Michelin Pilot Sport 3 одинаково хорошо показали себя везде. Тоже самое можно сказать и о шинах Goodyear, способных следовать спортивному стилю вождения и остающихся очень предсказуемыми и последовательными.
Шины Bridgestone Potenza S001 обеспечивают хороший отклик на действия пилотов и эффективно проходят все маневры, но слишком быстро выбиваются из сил и заносят переднюю ось автомобиля. Несмотря на отсутствие характера, шины Toyo показали себя достаточно последовательными. Автошины Pirelli PZero показали самое худшее время прохождения круга, разочаровав экспертов заносами, внезапными потерями сцепления и слишком рано наступающим пределом при прохождении поворотов. В итоге доминирующим комплектом шин по результатам скоростных заездов и полученных пилотами субъективных ощущений стали
шины Yokohama.
Износоустойчивость шины
Износ шины является особо важным критерием в оценке комплектов шин, поскольку помимо финансового вопроса, он позволяет оценить способность шины сохранять свой уровень качественных характеристик на протяжении всего срока службы.
Во время наших испытаний каждая шина проехала равное количество километров в одинаковых условиях. Глубина протектора была замерена перед началом тестирования и по результатам заездов. Этот показатель также является очень важным, учитывая не низкую стоимость комплекта автошин для любителей спортивных автомобилей. Разумеется, хорошие характеристики шины имеют значение только в том случае, если они могут сохраняться достаточно долгое время.
Итак, после замеров глубины протектора эксперты взвесили шины. И тут результаты оказались впечатляющими, хотя в конечном итоге соответствующими поведению шин на треке. Лучшие по результатам заездов шины Yokohama показали и самый высокий уровень противостояния износу. По результатам вех заездов комплект шин в среднем потерял всего 277 граммов веса. Помимо этого они показали себя самыми быстрыми и выносливыми, чего не скажешь о корейских шинах Nexen, которые потеряли в заездах около 600 грамм протектора, что немногим больше чем шины Toyo и Continental.
Равномерность износа протектора сильно варьируется от одной шины к другой. Так, например, внутренняя зона рисунка протектора шин Vredestein уменьшилась на 2%, а у шин Toyo - на целых 22%.
Финальный рейтинг
Во время нашего сравнительного теста 10-ти высокоэффективных шин была отмечена разница в показателях на разных шинах в зависимости от ощущений пилотов и условий, в которых проводились тесты. Наиболее удачными шинами для Focus ST оказались не совсем те, которые мы могли ожидать.
Как и предполагалось, эксперты Rezulteo выявили разницу между каждой шиной, в субъективных ощущениях от вождения, времени прохождения трассы, тормозных характеристиках и противостоянии износу. На одном и том же заряженном хэтчбеке, может сильно измениться управляемость, которая в свою очередь сильно зависит от выбранной марки шин. Лучшими на тестовом автомобиле Focus ST, пилоты единогласно выбрали автошины Yokohama Advan Sport V105. У них блестящие результаты по всем критериям, несмотря на то, что они не самые дорогие из списка протестированных моделей. Они опережают
шины Michelin, которые являются надежным продуктом, гармонично объединившим в себе удовольствие от вождения, эффективность поведения на дороге и набор потребительских качеств.
На третьей строчке расположились
шины Goodyear способные обеспечить превосходные ощущения от управляемости автомобилем и самый короткий тормозной путь на сухом асфальте, несмотря на быстрый износ протектора. Шины
Hankook Ventus S1 evo2 K117 по результатам испытания расположились на четвертом месте. Способствовало тому адекватное, легкое и без ярко выраженной спортивности поведение шин на трассе, что делает их неплохим компромиссным решением. При одинаковом количестве баллов шины Vredestein Ultrac Vorti приятно удивили экспертов, учитывая их доступный ценник, заняв по результатам пятое место. Несмотря на цену, они показали хорошие результаты по времени прохождения круга, обогнав некоторые марки премиального сегмента.
Следом расположились шины
Bridgestone Potenza S001, едва удерживая свое положение за счет отсутствия существенных недостатков. Особо не отличившиеся
шины Bridgestone опережают итальянский PZero и немецкий Continental, которые разочаровали специалистов по целому ряду пунктов. Комплект шин Toyo Proxes T1 Sport расположился на предпоследнем месте. Виной тому посредственные тормозные характеристики и отсутствие характера. Закрывают рейтинг шины Nexen N8000. Несмотря на самую низкую стоимость комплекта, эксперты не рекомендуют их из-за плохой износоустойчивости и неоднозначного поведения на треке.
В своем сравнительном тесте, специалисты Rezulteo решили проводить испытания шин только на сухой поверхности. Наверняка результаты бы отличались, если в программу теста были включены дисциплины на мором асфальте. Особенно это касается марок премиум-класса, с трудом удержавшихся в рейтинге.
Несомненно, некоторые производители сделали выбор в пользу других качественных характеристик своей продукции. Но на сухом асфальте следует учитывать итоговое расположение моделей принявших участие в данном тесте. Некоторые показатели шин могут меняться в зависимости от автомобиля, на котором они используются, особенно это касается субъективных ощущений управляемости и равномерности износа протектора. Но если Вы владелец переднеприводного заряженного хэтчбека, то теперь Вы знаете какие шины нужны для большей эффективности на спортивном треке или сухой дороге.