+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Посадочный диаметр и ширина покрышек становятся все больше, и это устойчивый тренд. Большие колеса любят дизайнеры, на этом зарабатывают производители и продавцы колесных дисков и шин. Что потребителям, дают такие колеса кроме привлекательного внешнего вида машин? Это один из важных попутных вопросов, на который ответит очередной тест 11 комплектов покрышек размерностей 215/65 R17 и 255/45 R19. А поскольку такие шины относятся к числу штатных для кроссовера Volkswagen Tiguan, то именно он и стал «зачетным» автомобилем.
На 19-дюймовых колесах, которыми комплектуются автомобили в исполнении Sportline, Tiguan, спору нет, выглядит эффектнее, взрослее, нежели на базовых 17-дюймовых.
Сначала эксперты Авторевю вообще хотели собрать одни и те же модели шин в двух размерах, но это удалось лишь с покрышками Toyo Proxes Sport SUV: остальные производители предлагают разные модели в двух размерностях, причем 19-дюймовые, как правило, более спортивные.
Взвешиваем шины — и результаты ставят первый, причем жирный, плюс в строках с 17-дюймовыми шинами. Самые легкие из них, Continental PremiumContact 6, весят 10,1 кг, а наиболее легкие среди 19-дюймовых, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3, — 12,7 кг. То есть из-за одних только покрышек неподрессоренные массы увеличиваются более чем на 10 кг. А если выбрать 19-дюймовые шины Bridgestone Alenza 001 (каждая 14 кг) плюс более тяжелые колесные диски, на выходе — увеличение неподрессоренных масс почти на 25 кг! А это — повышенный износ деталей подвески и снижение ездового комфорта.
После обкатки оцениваем стойкость к аквапланированию. Вы замечали, что после проезда по луже автомобиль оставляет колею, свободную от воды? Если бы мы имели дело со сликами (шинами с гладким протектором), то объем вытесненной жидкости был бы прямо пропорционален ширине покрышек. Но дренажные свойства «обычных» шин зависят и от рисунка протектора, и от глубины канавок. Покрышки шириной 215 мм, Toyo Proxes Sport SUV или Pirelli Scorpion Verde, всплывают на треке с девятимиллиметровым слоем воды на скорости более 97 км/ч, а Yokohama BluEarth RV-02 — уже на 93,7 км/ч. В случае с 19-дюймовыми шинами шириной 255 мм разброс результатов еще больше. Порадовали покрышки Bridgestone Alenza 001 и Pirelli P Zero — их протекторы обеспечивают контакт с дорогой на скоростях 92—93 км/ч, а вот шины Nokian Hakka Black 2 поплыли уже на 85,3 км/ч. Но очевидна главная закономерность: широкие покрышки хуже противостоят аквапланированию, поэтому при проезде луж и при движении по залитым водой колеям нужно сильнее сбросить ход!
На влажном асфальте закономерности иные. Ведь в теории площадь пятна контакта шины с покрытием вообще не зависит от ее ширины. Лишь от нагрузки (она, если пренебречь различным весом колес, в нашем случае одинаковая) и от давления в покрышках — 2,3 бара по кругу. Однако на практике широкие шины имеют преимущество перед узкими благодаря более стабильному пятну контакта и более равномерному распределению нагрузок в нем. Особенно в поворотах. Поэтому и на кругу, и на кольцевой трассе широкие покрышки пусть и без подавляющего превосходства, однако все же расположились на более высоких позициях. Наиболее показательны 17- и 19-дюймовые шины Toyo одной и той же модели: разница есть, но невелика.
Похожая картина — и при торможении на мокром асфальте. Из числа 17-дюймовых покрышек отметим Nokian Hakka Blue 2: Tiguan хорошо замедляется, а в поворотах скользит мало и прогнозируемо. А вот на шинах Pirelli Scorpion Verde или Hankook Ventus S1 evo2 на мокром покрытии лучше не носиться: резкие срывы в скольжения и частая паника системы стабилизации. Среди 19-дюймовых покрышек лучше других оказались «японцы»: на торможении — Bridgestone и Toyo, причем шины Toyo отличились и на трассе управляемости.
Торможение на сухом асфальте. Основная теоретическая закономерность вновь проста. Сила трения, возникающая в пятне контакта, зависит лишь от коэффициента сцепления и вертикальной нагрузки. А если вспомним третий закон Ньютона, то обнаружим, что замедление и вовсе зависит лишь от коэффициента сцепления (µ): а = µg. Ни от ширины покрышки, ни от давления в ней... Но дальше — масса нюансов взаимодействия протектора с дорогой, и в итоге выясняется, что на коэффициент сцепления влияет множество факторов, включая и ширину шины, и форму пятна контакта, и распределение давления в нем. Мало того, коэффициент меняется непосредственно в процессе торможения — в частности, по мере изменения температуры покрышки: при прогреве сцепление лучше, при перегреве — наоборот.
При экстремальном торможении широкий протектор — благодаря большей площади поверхности — лучше охлаждается. Те, кто не понаслышке знаком с гонками, знают: при экстремальном торможении узкие шины подвержены перегреву больше широких.
Что и подтвердил наш Tiguan, раньше замирая при торможении со 100 км/ч на 19-дюймовых покрышках. С одним исключением в виде 17-дюймовых шин Continental PremiumContact 6 — второе место в общем зачете с шикарным результатом 35,7 метра. А вот на 17-дюймовых покрышках Pirelli Scorpion Verde автомобиль двигался еще более четырех метров!
А стоило ли на этом кроссовере выезжать на трассу управляемости? Тем паче в распоряжении пилотов Авторевю был обычный Tiguan 2.0 TSI в американской спецификации: 180 л.с., «автомат» и удлиненная колесная база. Тот, что известен в Европе как Tiguan Allspace. Но пара кругов по трассе — и прочь сомнения: на этом автомобиле можно ехать и быстро, и очень быстро! И времена показательные: 19-дюймовые шины «везут» 17-дюймовым две—три секунды с трехкилометрового круга. Это значит, что даже в «гражданских» режимах вы почувствуете, что на 19-дюймовых покрышках автомобиль стабильнее и быстрее в поворотах. Особенно на шинах Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 и Nokian Hakka Black 2.
Реванш 17-дюймовые покрышки берут на треке с искусственными неровностями: совсем другой уровень комфорта и прочности! А еще 17-дюймовые шины труднее пробить, попав в яму или наскочив на упавший с грузовика кирпич.
Это и было подтверждено, но вместо кирпича закрепили на асфальте металлический бордюр высотой 150 мм. Взяли Tiguan предыдущего поколения (не так жалко!) — и ходом на бордюр. Скорость наращивали с начальных 20 км/ч и отмечали, когда появятся грыжи или порезы, а заканчивали пробоем боковины. Кстати, самыми прочными оказались покрышки Pirelli Scorpion Verde и Toyo Proxes Sport SUV.
А какие шины меньше сопротивляются качению? Удивительно, что более узкие. Но результаты стендовых испытаний показали, что наименьшее сопротивление качению у 19-дюймовых покрышек Nokian Hakka Black 2 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3. Кстати, и шины Toyo, представленные одной и той же моделью, легче катятся именно в 19-дюймовом исполнении. Впрочем, остальные результаты говорят скорее о том, что сопротивление качению зависит больше от конструктивных особенностей, нежели от размерности. Будем считать, что в этой номинации — ничья.
Но в итоговом рейтинге побеждают 17-дюймовые покрышки, да и «абсолют» — за 17-дюймовыми шинами Continental PremiumContact 6 и Nokian Hakka Blue 2. И это без учета цены, хотя шаг в два дюйма посадочного диаметра делает покрышки почти вдвое дороже! Кстати, с зимними шинами ситуация такая же. Так что, выбирая автомобиль на больших красивых колесах, трезво оценивайте не только их влияние на безопасность, но и свою финансовую готовность к их замене. Причем из-за более высокого риска повреждений делать это, возможно, придется чаще.
Итоговый рейтинг:
Размерность |
215/65 R17 |
(180 типоразмеров от 185/65 R15 до 325/40 R22) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
99 (775 кг) |
Масса, кг |
10,1 |
Твердость резины по Шору, ед. |
66 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
6,9—7,5 |
Дата выпуска (неделя/год) |
39/2018 |
Страна-производитель |
Чехия |
Шины PremiumContact 6 в 2017 году пришли на смену сразу двум моделям — ContiPremiumContact 5 и ContiSportContact 5. То есть Premium стал более спортивным, о чем свидетельствует и повзрослевший размерный ряд. Покрышки порадовали не только традиционно высокими сцепными свойствами на мокром асфальте и комфортом, но и выдающимися тормозными свойствами на сухом покрытии. Кстати, большая часть доводочных испытаний шин Continental проводится на автомобилях концерна Volkswagen.
Размерность |
215/65 R17 |
(21 типоразмер от 215/65 R16 до 255/55 R19) |
|
Индекс скорости |
H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
103 (875 кг) |
Масса, кг |
11,6 |
Твердость резины по Шору, ед. |
63 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
8,4 |
Дата выпуска (неделя/год) |
35/2018 |
Страна-производитель |
Финляндия |
Компания Nokian Tyres делает упор на «мокрые» показатели летних шин, что и предопределило результат теста. А на влажной извилистой трассе — и вовсе лучшее время, причем без особых усилий со стороны водителя.
Жаль, эти же шины самые жесткие среди 17-дюймовых, что можно объяснить маркировкой XL (Extra Load), то есть они рассчитаны на самую большую нагрузку среди участников того же размера. А клеймо «Aramid Sidewalls» означает, что боковины усилены арамидным волокном, — это предполагает повышенную ударную прочность, хотя наши испытания и не выявили особых преимуществ по этой части.
Размерность |
215/65 R17 |
(34 типоразмера от 215/65 R17 до 285/35 R22) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
99 (775 кг) |
Масса, кг |
12,3 |
Твердость резины по Шору, ед. |
65 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
7,2—7,8 |
Дата выпуска (неделя/год) |
40/2018 |
Страна-производитель |
Япония |
Японские шины Toyo козыряют клеймом «Made in Japan» и относительно невысокими ценами. Прошлые тесты Авторевю выявили большой разброс качеств покрышек Toyo от модели к модели — были и провалы, и взлеты. К числу последних нужно отнести и шины Proxes Sport SUV, причем сразу в двух типоразмерах, а «маленькие» особенно порадовали надежным сцеплением на мокром асфальте и самой высокой стойкостью к аквапланированию. Но и на мокром, и на сухом покрытии реакции на повороты руля размазанные, хотя время прохождения извилистой трассы достойное.
Шины Toyo традиционно продемонстрировали высокую прочность боковин, а потому мы особенно рекомендуем их тем, кто вынужден ездить по плохим дорогам.
Размерность |
215/65 R17 |
(8 типоразмеров от 215/60 R17 до 235/65 R18) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
99 (775 кг) |
Масса, кг |
11,9 |
Твердость резины по Шору, ед. |
64 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
7,7—7,9 |
Дата выпуска (неделя/год) |
09/2018 |
Страна-производитель |
Япония |
Шины Yokohama хорошо знакомы владельцам Тигуанов: выпускаемая в Липецке модель BluEarth-А AE-50 идет на первичную комплектацию автомобилей, собираемых в Калуге. А новая модель с индексом RV-02 как раз предназначена для легких кроссоверов и минивэнов. Действительно, ударопрочность и комфорт на хорошем уровне. И управляемость понравилась: мягкое, прогнозируемое начало скольжений. Да и цена умеренная.
Будем надеяться, что в процессе локализации (производство нескольких типоразмеров покрышек BluEarth RV-02 уже запущено на липецком заводе компании Yokohama) ни качество, ни цена хуже не станут.
Размерность |
215/65 R17 |
(52 типоразмера от 215/65 R16 до 275/35 R22) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
99 (775 кг) |
Масса, кг |
11,3 |
Твердость резины по Шору, ед. |
63 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
8,2—8,4 |
Дата выпуска (неделя/год) |
26/2018 |
Страна-производитель |
Россия |
Pirelli Scorpion Verde — еще одна модель для первичной комплектации Тигуанов российской сборки. Эти шины принимали участие в сравнительных тестах Авторевю еще шесть лет назад, и возраст дает о себе знать: скромные сцепные свойства и показатели управляемости на мокром асфальте, а главное — самый длинный тормозной путь, причем как на влажном, так и на сухом покрытии.
Зато если на скорости 50 км/ч те же шины Continental или Hankook после наезда на препятствие испускают дух, то на боковинах Pirelli появляются лишь небольшие утяжки. Еще одна модель, на которую советуем обратить внимание, если приходится ездить по убитым дорогам.
Размерность |
215/65 R17 |
(31 типоразмер от 215/65 R17 до 295/35 R22) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
99 (775 кг) |
Масса, кг |
11,5 |
Твердость резины по Шору, ед. |
63 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
6,8—7,7 |
Дата выпуска (неделя/год) |
63/2017 |
Страна-производитель |
Венгрия |
Как и положено модели, уходящей с рынка, — последнее место в рейтинге 17-дюймовых покрышек. Весной появится замена — с индексом evo2, и с этими шинами я уже познакомился на дорогах Словении. Но и покрышки «второй эволюции» еще пару лет будут в продаже, к тому же часть типоразмеров омологирована для первичной комплектации автомобилей Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche. Мы же имеем дело с покрышками для вторичного рынка — и они не впечатлили, хотя и откровенных провалов нет, если не считать самое плохое время на трассе управляемости и самую низкую среди 17-дюймовых шин стойкость к повреждениям.
Размерность |
255/45 R19 |
(34 типоразмера от 215/65 R17 до 285/35 R22) |
|
Индекс скорости |
Y (300 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
13,4 |
Твердость резины по Шору, ед. |
67 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
6,8—7,2 |
Дата выпуска (неделя/год) |
41/2018 |
Страна-производитель |
Япония |
Хорошие результаты среди 17-дюймовых моделей, а в зачете 19-дюймовых шин — лучшие! Вести Tiguan по мокрой извилистой трассе — одно удовольствие. Главная же опасность таится на дне ванны аквапланирования, а удивило то, что в 17-дюймовом исполнении этот же рисунок продемонстрировал превосходные дренажные свойства, а в 19-дюймовом покрышки всплывают раньше аж на 9 км/ч!
На трассе сухой управляемости Tiguan радует точными и быстрыми реакциями, но еще важнее, что эти шины противостоят ударам лучше других низкопрофильных. А с учетом того, что это самые доступные из представленных в тесте 19-дюймовых покрышек, — отличный выбор!
Размерность |
255/45 R19 |
(103 типоразмера от 205/45 R16 до 315/30 R22) |
|
Индекс скорости |
Y (300 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,7 |
Твердость резины по Шору, ед. |
63 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
7,2—7,5 |
Дата производства (неделя/год) |
28/2018 |
Страна-производитель |
Германия |
Шины Goodyear традиционно сильны на мокрых покрытиях, но не в этот раз.
Зато на сухом асфальте — лучшие покрышки теста. Минимальный тормозной путь и лучшее время на трассе управляемости. Кроме того, самые комфортные и самые легкие (в том числе и легкие на качение) шины из числа 19-дюймовых.
Для сухой погоды — лучший выбор среди 19-дюймовых. Ну а для мокрой... Вскоре состоится ездовая премьера новых покрышек Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5. Ждем!
Размерность |
255/45 R19 |
(63 типоразмера от 215/65 R16 до 285/45 R22) |
|
Индекс скорости |
V (240 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
100 (800 кг) |
Масса, кг |
14,1 |
Твердость резины по Шору, ед. |
65 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
7,6—8,5 |
Дата выпуска (неделя/год) |
02/2018 |
Страна-производитель |
Япония |
Часть типоразмеров новых шин Bridgestone Alenza 001 выпускается на заводе в Ульяновске, но в этом тесте — покрышки из Японии, и им не хватает сбалансированности. На мокром асфальте — минимальный тормозной путь и лучшее сопротивление аквапланированию в классе 19-дюймовых конкурентов. Однако на трассе управляемости — растянутые скольжения.
Хуже, что это самые жесткие и тяжелые шины в нашем тесте, зато дополнительное «мясо» помогает держать удар, а значит, они достойны региональных дорог, требующих ремонта.
Размерность |
255/45 R19 |
(217 типоразмеров от 205/45 R17 до 335/25 R22) |
|
Индекс скорости |
Y (300 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
13,5 |
Твердость резины по Шору, ед. |
67 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
7,3—8,6 |
Дата выпуска (неделя/год) |
49/2017 |
Страна-производитель |
Германия |
Из-за того, что размера 255/45 R19 не оказалось в линейке шин Pirelli P Zero последнего поколения, мы взяли покрышки P Zero предыдущей генерации, представленные еще 12 лет назад. Некорректно? Но эти «древние» шины продолжают выпускаться аж в 217 типоразмерах — и за эти годы были не раз модернизированы. Проигрывая в сцепных свойствах на мокром асфальте, на «большой воде» покрышки работают очень достойно.
Однако основной диссонанс связан с тем, что, с одной стороны, шины хуже других держат удар при наезде на препятствие, но при этом у них самое высокое сопротивление качению!
Размерность |
255/45 R19 |
(40 типоразмеров от 205/50 R17 до 245/35 R21) |
|
Индекс скорости |
Y (300 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104 (900 кг) |
Масса, кг |
12,9 |
Твердость резины по Шору, ед. |
65 |
Глубина рисунка протектора центральные/боковые дорожки, мм |
6,8—7,1 |
Дата выпуска (неделя/год) |
31/2018 |
Страна-производитель |
Россия |
Представленная год назад модель Hakka Black 2 в табели о рангах стоит на ступень выше модели Hakka Blue 2 — неважно, с индексом SUV или без оного. Но результаты наших испытаний свидетельствуют о нарушении субординации на мокром асфальте: «черные» покрышки Nokian уступают «голубым» и в торможении, и в скорости на трассе управляемости. Неужели причина в том, что 19-дюймовые шины сварены на российском заводе компании, а 17-дюймовые произведены в Финляндии? Или покрышки Hakka Black 2 созданы — как показывают итоги теста — с акцентом на сухие покрытия?
При наезде на препятствие пробить шины Nokian Hakka Black 2 проще простого. Утешение (минимальное сопротивление качению и расширенная гарантия в помощь) — в случае непреднамеренного повреждения покрышку заменят бесплатно, если износ протектора не превышает четырех миллиметров.
Результаты испытаний
Весомость | 17-дюймовые шины | 19-дюймовые шины | |||||||||||
показателя, | |||||||||||||
% | Continental | Hankook | Nokian | Pirelli | Toyo | Yokohama | Bridgestone | Goodyear | Nokian | Pirelli | Toyo | ||
Мокрый асфальт | 55 | ||||||||||||
Торможение с АБС | 15 | 9 | 8 | 10 | 8 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | |
Устойчивость к аквапланированию на прямой | 15 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | 4 | 8 | 6 | |
Поперечные сцепные свойства | 5 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | |
Управляемость (время прохождения извилистой трассы) | 10 | 9 | 8 | 10 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | |
Надежность управления | 10 | 9 | 8 | 10 | 8 | 8 | 10 | 8 | 8 | 9 | 8 | 10 | |
Сухой асфальт | 20 | ||||||||||||
Торможение с АБС | 10 | 10 | 7 | 8 | 6 | 8 | 7 | 8 | 10 | 9 | 9 | 9 | |
Управляемость (скорость прохождения трассы) | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 10 | 10 | 9 | 9 | |
Надежность управления | 5 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Комфорт, прочность и экономичность | 25 | ||||||||||||
Плавность хода | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 9 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | |
Стойкость к ударам | 10 | 8 | 7 | 8 | 10 | 9 | 8 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | |
Сопротивление качению | 5 | 9 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 10 | 10 | 7 | 9 | |
Общая оценка | 100 | 9 | 8,1 | 9 | 8,4 | 8,8 | 8,55 | 7,95 | 8,15 | 7,65 | 7,75 | 8,3 |
Источник: Авторевю
Автор: Авторевю
Теги: Авторевю, тест шин, тест летних шин, Nokian Hakka Black 2, Pirelli P Zero, Bridgestone Alenza 001, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3, Toyo Proxes Sport SUV, Hankook Ventus S1 Evo2, Pirelli Scorpion Verde, Yokohama BluEarth RV-02, Nokian Hakka Blue 2 SUV, Continental PremiumContact 6