+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Согласно действующему финскому законодательству, зимние шины можно использовать в период с ноября по март, когда того требуют погодные условия. Глубина протектора шипованных и нешипованных зимних шин должна быть не менее трех миллиметров, однако рекомендация для безопасной езды - минимум 5 мм. Для летних шин соответствующее минимальное требование составляет 1,6 мм, а рекомендованное, особенно при движении по мокрой дороге, 4 мм.
Как правило, за езду на шипованной резине начинают штрафовать после первого мая, однако ограничений и ответственности за езду на фрикционках нет, и в законе отсутствует прямой запрет на использование зимних нешипованных шин в летний период. Это дает возможность многим водителям все лето использовать изношенные фрикционные шины, перед покупкой нового комплекта осенью. Редакция финского издания Moottori проверила насколько нешипованные зимние шины безопасны летом на сухой и мокрой дороге.
В качестве подержанной зимней нешипованной шины для теста была выбрана Hankook Winter i*cept IZ2 с остаточной глубиной протектора 4 мм на передних шинах и 5 мм на задних. Дата производства шины - июнь 2018 года. Соперницей южнокорейской фрикционки стала новая летняя шина Nokian Hakka Blue 3 2023 года выпуска с глубиной канавок 8 мм. Оба комплекта шин в размерности 205/55R16.
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ
Пятно контакта шины на мокрой дороге во время дождя быстро сокращается с ростом скорости и по мере старения шины. Со временем глубина канавок уменьшается и наполовину изношенная шина уже не способна столь же эффективно отводить воду, как новая покрышка.
Из-за этого у изношенной шины эффект аквапланирования наступает всегда на более низкой скорости, и даже в хорошем состоянии шина неизбежно теряет физический контакт с асфальтом.
Кроме того, свойства аквапланирования летней и зимней нешипованной шины сильно отличаются, даже если обе шины новые. Зимняя шина очевидно разработана для движения по снегу и льду при температуре ниже нуля, а летняя шина для движения по сухим и мокрым дорогам при температуре от 10 градусов выше нуля. При этом во время разработки шин многие производители специально уделяют внимание свойствам устойчивости к аквапланированию.
Продольное аквапланирование, км/ч (температура воздуха +16°С). Автомобиль движется в продольном направлении по дороге одна из сторон которой покрыта водяной пленкой толщиной 9 мм. Измеряется скорость, при которой вращение колеса, находящегося на сухой части дороги, превышает скорость вращения колеса на мокром покрытии на 15 процентов.
Данный тест не преподнес никаких сюрпризов. Новая летняя шина теряла контакт с мокрым асфальтом на скорости 80,5 км/ч. При этом изношенная зимняя шина начинала скользить уже на скорости 58 км/ч. Это огромная разница, учитывая тот факт, что скольжение фрикционки развивается не постепенно, и шина внезапно теряет сцепление с дорогой. Так что движение по мокрой дороге на таких шинах представляет большую опасность в силу того, что в реальных условиях на дороге попадаются лужи и глубина водной поверхности может меняться, что неминуемо влечет потерю контроля над автомобилем.
В свою очередь качественные летние шины постепенно теряют сцепление и уходят в аквапланирование. Благодаря этому у водителя есть время среагировать, снизить скорость и избежать развитие неблагоприятных событий.
ТОРМОЖЕНИЕ НА МОКРОМ ПОКРЫТИИ
В тесте на аквапланирование разница результатов была огромной, но в тесте на торможение на мокром асфальте она оказалась катастрофической. Тормозной путь новой летней шины со скорости 100 км/ч до остановки составил 39,9 метров. В то же время изношенная зимняя шина остановилась только через 70,6 метра.
Разница тормозного пути в 30 метров означает, что в том месте, где автомобиль на Nokian Hakka Blue 3 уже остановился, тот же автомобиль на изношенных зимних шинах еще двигался со скоростью 74 км/ч.
Торможение на мокром покрытии 100-0 км/ч, метры (температура воздуха +16°C). Измеряется тормозной путь автомобиля при замедлении со 100 км/ч до полной остановки. Результат - среднее арифметическое нескольких торможений.
Разница между двумя шинами очевидна даже с пассажирского места, во время торможения на летних шинах замедление достигает 10 м/с2. На зимних шинах даже начальный тормозной импульс не бросает тело в ремень безопасности, а автомобиль словно скользит по воде и нехотя начинает замедление.
Кроме того, отличается и маневренность во время торможения. С новой Nokian на торможении можно изменить траекторию простым поворотом руля, а на стертой зимней работа рулем слабо влияет на изменение направления движения.
ТОРМОЖЕНИЕ НА СУХОМ ПОКРЫТИИ
На сухом асфальте новая летняя шина остановилась со скорости 100 км/ч за 37,2 метра, то есть ее тормозной путь оказался на 2,8 метра короче, чем на мокром покрытии.
Изношенная фрикционная шина выполнила то же задание за 45,3 метра, то есть ее тормозной путь оказался на 25 метров короче, чем на мокром покрытии. Однако разница с летней шиной всё равно велика.
Торможение на сухом покрытии 100-0 км/ч, метров (температура воздуха +16°C). В этой тестовой дисциплине результат рассчитывался по той же методике, что и на мокром покрытии - среднее арифметическое нескольких торможений со скорости 100 км/ч до полной остановки.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Летняя шина прекрасно чувствует себя на сухой асфальтированной трассе. Рулевое управление отзывчивое и точное, быстрые реакции на действия рулем на любой скорости. В затяжном повороте шина стабильна и постоянно остается на заданной траектории движения. Даже в тесте на уклонение от препятствия летняя шина показывает безопасное поведение. Задняя ось без проблем стабилизируется и выходит из заноса на скорости до 135 км/ч.
На небольшой скорости и при спокойном движении кажется, что изношенная шина прилипает к асфальту, и это дает ложное чувство безопасности. Несмотря на замедленные реакции и небольшую потерю точности, движение в повороте по ровной дуге не вызывает у водителя дискомфорта.
Однако отрицательные качества зимних шин начинают проявляться при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций. Первая проблема - это быстрая смена полосы движения. Если летняя шина реагирует на повороты руля без задержки и сразу поворачивает в нужном водителю направлении, то фрикционная шина за счет мягкой резиновой смеси реагирует на действия рулем с большой задержкой. Из-за этого автомобиль не поворачивает в нужном водителю направлении и долгое время остается на прежней траектории движения. Эта задержка становится заметной уже на скорости 80 км/ч, что соответствует допустимой скорости движения на большинстве дорог общего пользования.
Вторая проблема, вытекающая из первой - это низкая максимальная скорость в тесте на уклонение от препятствия. При тех же 80 км/ч автомобиль уже не мог повернуть в нужном направлении и продолжал движение к впереди стоящему препятствию, при том, что летняя шина исполняет то же упражнение на скорости 135 км/ч.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Летняя шина обладает хорошим уровнем управляемости даже на мокрой дороге. Сцепление с асфальтом находится на высоком уровне, а поведение очень сбалансировано. Если намеренно превысить скорость в повороте, шина начинает предсказуемо и медленно проявлять недостаточную поворачиваемость. Это считается наиболее безопасным поведением, так как позволяет снизить скорость или распрямить траекторию, не доходя до предела и потери контроля над автомобилем.
Управляемость на мокрой дороге, секунды (температура воздуха +17°С). Управляемость и общий уровень сцепления шин оценивались по времени прохождения гоночной трассы. Возможные проблемы с управляемостью проверялись без учета времени прохождения трассы путем намеренного вождения автомобиля с превышением предела сцепных свойств шин.
У изношенной фрикционной шины поведение совсем другое. При небольшом превышении скорости или угле поворота колес происходит внезапная потеря сцепления с дорогой со значительной недостаточной поворачиваемостью. А после корректировки передним колесам требуется слишком много времени, чтобы восстановить сцепление с асфальтом. В этот момент водитель становится сторонним наблюдателем и мало чем может повлиять на ситуацию.
ВЫВОДЫ
Откровенно плохие результаты тестов изношенной шины стали неожиданностью даже для опытной команды тестировщиков шин редакции Moottori. В начале теста ожидалось, что фрикционная шина будет немного уступать летней на сухой дороге и еще немного больше на мокром покрытии, однако огромная разница в характеристиках стала неприятным сюрпризом.
По итогам испытаний можно с уверенностью сказать, что на изношенной зимней шине ездить летом небезопасно, а особенно со скоростью, превышающей 80 км/ч. Управляемость и устойчивость на мокрой дороге, а особенно торможение не выдерживают никакой критики. Поэтому, не стоит экономить на шинах и ради собственной безопасности и своих близких летом лучше использовать летние шины.
Автор: Moottori
Теги: летние шины, зимние шины, тесты шин, Moottori, Hankook Winter i*cept IZ2, Nokian Hakka Blue 3