+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Насколько способны увеличить дальность хода шины с низким сопротивлением качению? В своем новом тесте редакция немецкого автожурнала Auto Motor und Sport решила выяснить, на какие компромиссы заставят пойти экономичные шины и насколько сильно сократиться расход топлива у автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Для начала немного физики из школьного курса. Энергия двигателя любого автомобиля тратится на преодоление сопротивления качению, создаваемого транспортным средством, и, в том числе, сопротивление качению шин. Любой, кто когда-либо пытался толкать машину по ровной дороге, знает, что для этого требуется довольно много сил. Большая их часть необходима для преодоления сопротивления качению шин, которое вызвано тем фактом, что резина круглой шины должна деформироваться в плоскую поверхность, чтобы катиться по дороге. Величина силы необходимой для придания движения автомобилю зависит от двух факторов: массы автомобиля и индивидуального коэффициент динамического сопротивления шины. На этот коэффициент, известный как «f», влияют различные параметры, в том числе, например, давление воздуха в шине, а также ее конструкция и ее диаметр.
Как известно многим велосипедистам, чем больше диаметр колеса в дюймах, тем меньше энергии требуется, чтобы сплющить круглую шину в месте контакта с дорогой. Но не только профессиональные велосипедисты используют этот эффект, производители автомобилей также оснащают электромобили большими колесами для снижения энергопотребления и увеличения запаса хода. Поэтому в данном тесте принимают участие шины размерностью 255/45R20. Казалось бы, это совсем не маленькие и довольно экзотичные шины. Однако почти все современные электромобили оснащаются подобными колесами, скажем такие как Volkswagen ID.4 соизмеримый с VW Tiguan. Помимо снижения сопротивления качению, большие колеса также позволяют справляться с более высокой массой электромобилей, которые на 200-600 килограмм тяжелее своих топливных одноклассников.
Итак, в тесте журнала Auto Motor und Sport 2023 года для летних экономичных шин размерностью 255/45R20 приняли участие:
- Bridgestone Potenza Sport;
- Continental PremiumContact 6;
- Continental SportContact 7;
- Falken Azenis FK520;
- Falken eZiex;
- GT Radial SportActive 2 SUV;
- Maxxis Victra Sport 5 SUV;
- Michelin ePrimacy;
- Michelin Pilot Sport 4 SUV Acoustic;
- Pirelli Scorpion Elect.
МЕНЬШЕ - БОЛЬШЕ
Так как же свести к минимуму силы сопротивления качению, препятствующие движению? Либо уменьшая вес транспортного средства, что, вероятно, будет затруднительно для многих электромобилей, либо путем усовершенствования шин в направлении снижения сопротивления качению. Именно это и произошло в последние годы: Falken, Hankook, Michelin и Pirelli создали специальные модели шин, предназначенные для гибридных и полностью электрических автомобилей. Эти шины легко опознать по дополнительным индексам в названии, таким как «Е», «Elect» или «Ion».
Однако, как показывает опыт, ориентация шин на минимально возможное сопротивление качению влечет за собой ряд недостатков. В предыдущих тестах Auto Motor und Sport шины с оптимизированными под экономичность конструкцией и компаундом, сдавали позиции в испытаниях на торможение на мокром покрытии, аквапланирование, а также в дисциплинах, связанных с шумностью и ездовым комфортом.
Чтобы проверить насколько хороши современные экономичные шины, для теста были выбраны три специально разработанные для электромобилей модели энергосберегающих шин и шесть стандартных шин, предназначенных для эксплуатации на обычных автомобилях. Кроме того, чтобы тест получился всесторонним, в качестве тестовых автомобилей использовали полностью электрический Kia EV6 и Kia Sorento с дизельным двигателем.
УЧАСТНИЦЫ ТЕСТА
Специальные энергосберегающие шины сравнивались со стандартными покрышками с низким сопротивлением качению, в том числе с версией Continental PremiumContact 6, специально разработанной для Kia EV6. Как и у Michelin Pilot Sport 4 SUV Acoustic, у PremiumContact 6 на внутренней стороне протектора есть слой вспененного полиуретана, снижающий уровень генерируемого шиной шума без ущерба для ходовых качеств.
Три новые модели шин для электромобилей обладают еще меньшим сопротивлением качению, и поэтому наилучшим образом подходят для автомобилей, работающих от аккумуляторов. Главные эколидеры - это Falken eZiex c коэффициентом сопротивления качению равным 5,7; Michelin ePrimacy с коэффициентом 5,9 и Pirelli Scorpion Elect с коэффициентом 6,4. Конструкции данных шин оптимизированы, в том числе, под возросшую массу электромобилей, высокий крутящий момент электродвигателя и ориентированы на высокий акустический комфорт.
В дополнение к этим шинам эксперты Auto Motor und Sport хотели включить в тест новейшие разработки, такие как Hankook Ion, Michelin Pilot Sport EV или Pirelli P Zero Elect. Однако на момент проведения теста (осенью 2022 года) шины этих моделей с подходящей спецификацией еще не были доступны.
СОЧЕТАЕТСЯ ЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ С ЛУЧШИМ СЦЕПЛЕНИЕМ?
Такого сочетания сумела достичь модель Continental SportContact 7, представленная в 2022 году. Она сочетает в себе высокие сцепные свойства, динамику и экономичность с коэффициентом сопротивления качению 7,2. Этот показатель даже лучше, чем у PremiumContact 6? специально разработанной для электрического Kia EV6. Высокопроизводительная Azenis FK520 от Falken также показывает спортивные повадки в сочетании с экономичностью и коэффициентом 7,6. За нею следует бюджетная GT Radial SportActive 2 (7,7 кг/т). Далее идет тихая Michelin Pilot Sport 4 SUV Acoustic, предназначенная для больших внедорожников, расход топлива которых формирует в первую очередь аэродинамическое сопротивление, и поэтому сэкономить топливо за счет шин практически невозможно. Самые энергонеэффективные шины в тесте - это недорогие Maxxis Victra Sport 5 и спортивные, но дорогие, Bridgestone Potenza Sport с коэффициентами сопротивления качению 8,8 и 9,1 соответственно.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ЭКОНОМИИ
Короткий тормозной путь - главная характеристика шины, отвечающая за безопасность, вне зависимости от стиля вождения. Разница в длине тормозного пути на торможении со 100 км/ч на сухом асфальте между лучшей шиной Continental SportContact 7 и худшей Pirelli Scorpion Elect составляет всего около 2,5 метра. А при замедлении с 80 км/ч на мокрой дороге победила энергоэффективная Michelin ePrimacy, опередив бюджетную модель GT Radial на целых три метра. Шина с самым низким сопротивлением качению также хороша в торможении на мокрой дороге: Falken eZiex опережает и Falken Azenis, и Continental SportContact 7. Оказывается, короткий тормозной путь и высокая эффективность - не взаимоисключающие качества шины.
Но где же они тогда, компромиссы? На самом деле слабые стороны энергосберегающих шин кроются в динамических дисциплинах - управляемости на мокрой дороге, сцеплении в поворотах и устойчивости к аквапланированию. В частности, Falken eZiex и Michelin ePrimacy с невероятно высоким уровнем энергоэффективности, составляющей чуть более 13 кВтч/100 км, вчистую проигрывают конкурентам по боковой устойчивости и аквапланированию. Pirelli Elect в отличие от энергосберегающих Falken и Michelin не лучшим образом справляется с торможением на мокром покрытии, проигрывает в управляемости, но лучше показывает себя в устойчивости к аквапланированию.
В середину рейтинга энергоэффективности попали Continental SportContact 7, Falken Azenis, GT Radial SportActive 2 и Michelin Pilot Sport 4 SUV Acoustic с энергопотреблением до 15 кВтч/100 км. К этой же группе относится Continental PremiumContact 6, разработанная специально для электрического Kia EV6. Однако последняя показывает в лучшем случае средние результаты на мокрой дороге и проигрывает более современной SportContact 7, у которой лучшие характеристики сцепных свойств на мокрой дороге и, как это ни удивительно, абсолютно аналогичное значение энергоэффективности.
НЕДОРОГАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ?
Интересны результаты относительно бюджетных Falken Azenis FK520 и GT Radial SportActive 2. Они обладают очень сбалансированными характеристиками и лишь незначительными недостатками в управляемости на мокрой дороге. При этом Falken немногим отстает от более дорогих премиальных шин. GT Radial не так сбалансирована - при высокой энергоэффективности и относительно низком сопротивлении качению у неё длинный тормозной путь на сухом и мокром покрытии.
У самой дешевой шины теста - Maxxis Victra Sport 5 повышенное сопротивление качению и низкая экономичность, с другой стороны она достаточно безопасна на мокрой и сухой дороге. Очень похожие результаты у самой дорогой шины - Michelin Sport 5 SUV 2, что делает ее самым сомнительным выбором по соотношению цены и качества.
СПОРТ БЕЗ ЭКОНОМИИ
Последняя шина, о которой осталось рассказать - Bridgestone Potenza Sport. Это истинно спортивная модель со всеми ее достоинствами и недостатками. Выдающееся сцепление в поворотах на мокром покрытии, отличные характеристики на сухой дороге, но только в том случае если шина выйдет на необходимый температурный режим. Во время проведения испытаний было достаточно прохладно, и температура воздуха оставалась на уровне около 14 градусов тепла, чего было явно недостаточно для эффективного торможения. Но из других тестов известно, что Bridgestone хорошо тормозит только в прогретом состоянии. Эффективность и сопротивление качению явно не конек Potenza Sport, так что эта шина вряд ли подойдет электромобилям, несмотря на все ее плюсы и динамические характеристики.
ПОБЕДИТЕЛИ
Но, все-таки, какие шины могут стать лучшим выбором для динамичных электромобилей? Определенно это Michelin ePrimacy с её высокими динамическими характеристиками в сочетании с минимальным сопротивлением качению. Она опережает Falken eZiex и Continental SportContact 7 по совокупности характеристик и становится победителем в номинации «рекомендовано для электромобилей». Тем же, кто готов пренебречь запасом хода на одном заряде в угоду управляемости и динамическим качествам следует остановить свой выбор на Continental SportContact 7, абсолютном победителе теста.
Непростой выбор между победителями по экономичности и динамике поможет сделать очное сравнение двух шин на Kia EV6. Сухие цифры, Continental и Michelin - торможение на сухом покрытии со 100 км/ч - 34,1 и 34,9 метра соответственно, запас хода на одном заряде 467 и 521 км соответственно.
Значит ли это, что увеличенный на 54 км запас хода стоит 0,8 метра тормозного пути? Иными словами, что важнее - тормозной путь на 2,3 процента хуже, или возможность проехать на 12 процентов больше? Явно чаша весов перевешивает в сторону большего запаса хода, и судя по близким результатам теста совсем скоро экономичность и эффективность сойдутся в точке компромисса.
Автор: Auto Motor Und Sport
Теги: летние шины, тест летних шин, Auto Motor und Sport, Bridgestone Potenza Sport, Continental PremiumContact 6, Continental SportContact 7, Falken Azenis FK520, Falken eZiex, GT Radial SportActive 2 SUV, Maxxis Victra Sport 5 SUV, Michelin ePrimacy, Michelin Pilot Sport 4 SUV Acoustic, Pirelli Scorpion Elect