+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
В кризисное время падают продажи не только автомобилей, но и автомобильных комплектующих, в том числе шин. Автолюбители все чаще стали выбирать более доступные по цене автошины в самых массовых размерах 14, 15 и 16 дюймов. Эксперты журнала «Авторевю» протестировали доступные летние покрышки размера 185/65 R15 на популярном бюджетном автомобиле Hyundai Solaris.
Несмотря на отсутствие уверенности в том, что эти шины останутся в продаже в магазинах России, все участвующие в тестировании комплекты были отобраны осенью прошлого года. Но и при существенном снижении стоимости рубля все участники теста – покрышки, произведенные за границей, остались на российском рынке. Более того, поставки шин «второй линии» увеличились. Компания Nokian поставляет шины Nordman, Continental представлена шинами Matador, вместо Pirelli – автошины бренда Formula. В очередном тесте летних комплектов покрышек, проведенном «Авторевю», приняли участие шины «второй линии»: Nokian Nordman SX, Tigar Sigura, Formula Energy и Matador MP 44 Elite 3. С ними сразились российские Cordiant Road Runner и китайские Headway и GT Radial Champiro Eco. Интересно отметить, что шины GT Radial имеют маркировку, говорящую о высоких сцепных свойствах шины на мокрой дороге, комфорте и безопасности. Причем указанные на маркировке данные гораздо выше заявленных показателей шин компании Matador!
Тем не менее, эксперты «Авторевю» решили не ограничиваться только шинами «второй линии», дополнив их популярными моделями покрышек премиальных брендов: Bridgestone Ecopia EP150, Hankook Kinergy Eco К425, Nokian Hakka Green 2 и Goodyear Efficient Grip Performance. Несмотря на громкие имена, эти модели не сильно отличаются по цене от своих менее известных конкурентов. Тестирование шин проводилось на летнем полигоне компании Nokian Tyres недалеко от одноименного города Нокиа. Этот полигон не имеет кольцевой трассы для оценки высокоскоростной управляемости шин, без которого тест шин сегмента UHP (Ultra High Performance) был бы неполным. Но в случае с шинами для малых и средних автомобилей в такой трассе нет необходимости, зато есть все необходимое для оценки безопасности и комфорта.
Первые тесты проходили на мокрой трассе. В торможении со скорости 80 км/час для получения объективного результата пилоты делали до восьми заходов на каждом комплекте. К удивлению экспертов худший результат показали вовсе не шины «второй линии» и даже не китайские конкуренты, а модель Ecopia EP150 компании Bridgestone. Самый короткий тормозной путь показали шины Matador, Hankook и Nokian, на которых автомобилю удалось уложиться в 30- метровый отрезок.
Следующим испытанием была проверка шин на противостояние аквапланированию. На скорости 75 км/час автомобиль въезжает на трассу с 1,5-сантиметровым слоем воды и набирает скорость до потери сцепления передней оси с жесткой поверхностью дороги. У шин Cordiant, Hankook, Nokian и китайских Headway аквапланирование наступает на скорости более 80 км/час, а покрышки Bridgestone или Formula начинают «всплывать» уже при 73 км/час. Чтобы условия тестирования были равными, после каждого заезда пилоты выдерживали паузу, необходимую для восстановления слоя водной пленки на поверхности дороги.
Эксперты акцентируют внимание на том, как необходимо себя вести в данной ситуации. Ни в коем случае не стоит выворачивать руль до упора в противоположную заносу сторону. При возобновлении сцепления это может привести к моментальному выбросу автомобиля с дороги. Оптимальным действием будет торможение и подготовка к совершению маневра после того, как сцепление будет восстановлено. Но более логично – не допускать таких ситуаций, снижая скорость перед лужами, а на скоростных магистралях стараться не ехать по колее.
Чтобы обеспечить шинам надежное сцепление, технологи и инженеры шинных компаний не прекращают работ по увеличению коэффициента трения в пятне контакта шины с дорогой. Именно от этого зависит, как участники пройдут трассу управляемости. При выключенной системе стабилизации не все шины смогли показать достойные результаты. Специалистам из Nokian и Hankook удалось достичь в этой дисциплине определенных успехов. Тем не менее, субъективно, шины Nokian показали более затяжное скольжении и менее точные реакции автомобиля, за что и получили на 1 балл ниже, чем шины Hankook.
Особого внимания от водителя при движении по мокрой дороге требуют шины Headway и Bridgestone. Необходимо точное определение скорости прохождения мокрых участков трассы, при превышении которой, автомобиль уходит в затяжной занос. На шинах Cordiant тестовый Solaris мог резко потерять сцепление, уйдя в непрогнозируемое скольжение.
В тестировании управляемости и тормозных характеристик на сухом асфальте различия между участниками теста оказались не столь велики. Несмотря на то, что потеря сцепления на сухом асфальте может расцениваться как неблагоприятное стечение обстоятельств или осознанное хулиганство, среди участников есть и лидеры и аутсайдеры. Лучшие характеристики в «сухих тестах» показали шины Goodyear и Hankook, а худшими в очередной раз оказались Bridgestone.
Уровень комфорта оценивался субъективно. Дело в том, что практика многочисленных тестов показала расхождение между субъективными ощущениями и показаниями виброметров и шумомеров. Все участники теста показали достаточно неплохой результат в многочисленных заездах по дорогам разной шероховатости. Немногим хуже общей группы выступили шины Bridgestone, Formula и Matador. В тестировании на плавность хода все участники также показали кучные результаты, тем не менее, лучшими оказались шины Goodyear, а худшими – Bridgestone, Headway и Tigar. Высокий уровень комфорта шин Goodyear не стал открытием, так как шины этого производителя из года в год показывают в этой дисциплине хорошие результаты.
В финале теста все шины подверглись испытанию на прочность. Пилоты производили серию заездов на зафиксированный под углом 45 градусов бетонный брусок высотой 68 миллиметров, имитирующий бордюрный камень. В отличие от результатов покрышек с 45-м профилем, подвергшихся такому же испытанию в тесте летних шин 225/45 R17 в 2015 году, шины 185/65 R15 показали более высокий предел пробоя боковины. Так, шины Bridgestone, Hankook, Matador и Nokian не удалось пробить даже при скорости 90 км/час, в то время как Goodyear и Tigar сдулись на 60 и 70 км/час соответственно. Шины Nokian Hakka Green 2, кстати, не так давно стали выпускаться с усиленным каркасом, а до этого они испускали дух в тестах на пробой уже на 60 км/час.
Несмотря на высокое противостояние пробою, шины Nokian Hakka Green 2 смогли занять лишь второе место итогового рейтинга. С небольшим отрывом на первой ступени пьедестала оказались корейские шины Hankook Kinergy Eco K425. Эта модель отличается не только высокой прочностью, но и эффективным сцеплением и хорошей управляемостью.
На последних позициях – китайские шины и покрышки Bridgestone Ecopia EP150. И, несмотря на все недостатки японских шин, их явным преимуществом является противостояние удару. Все это заставляет задуматься о том, что шины для европейских рынков производятся из более качественных материалов, чем для суровой российской действительности.
Общая оценка: 9,6
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7,7 |
Твердость резины по Шору, ед. | 64 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,0—7,3 |
Страна-производитель | Венгрия |
* (доступны 25 типоразмеров от 155/65 R14 до 215/60 R16) |
«Eco» в названии модели предполагает низкое сопротивление качению, хотя у нас не сложилось впечатления, что это соответствует действительности. Впрочем, и по европейской классификации у шин Hankook Kinergy Eco лишь четвертый класс экономичности (E). А вот сцепные свойства на мокром асфальте — согласно той же маркировке — относятся к высшему классу А, и поводов усомниться в этом у нас не возникло. На мокрой дороге — прекрасное сцепление и при торможении, и в поворотах.
На сухом асфальте на счету шин Hankook минимальный тормозной путь и надежность в экстремальных ситуациях. А по плавности хода на небольших неровностях они уступают лишь покрышкам Goodyear.
Удар эти шины тоже держат достойно: даже на скорости 90 км/ч мы не смогли пробить их о тарированный бордюр.
В итоге смело рекомендуем покрышки Hankook Kinergy Eco для использования на любых дорогах, в том числе и разбитых.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 9,4
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 92 (630 кг) |
Масса, кг | 6,9 |
Твердость резины по Шору, ед. | 58 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,5—8,0* |
Страна-производитель | Финляндия |
* (доступны 24 типоразмера от 175/70 R13 до 215/60 R16) |
Новые шины Nokian Hakka Green 2 в пяти типоразмерах, включая тестовый 185/65 R15, соответствуют высшему классу АА, то есть сочетают надежное сцепление с мокрым покрытием и низкое сопротивление качению. И по результатам наших замеров покрышки Nokian обладают наименьшим сопротивлением качению, но главное, что на мокром асфальте они обеспечивают минимальный тормозной путь, а на трассе управляемости — максимальную скорость прохождения поворотов. Правда, в скольжениях автомобиль «зависает» чуть больше, чем на шинах Goodyear или Hankook, а потому субъективная оценка на балл ниже.
На сухом асфальте боковые скольжения и запаздывание реакций чуть больше, чем хотелось бы. Показатели комфорта на среднем уровне, а вот ударная прочность — одна из лучших. Финские шинники, ориентируясь на российский рынок, внедрили в конструкцию специальный подпротекторный слой из высокопрочного металлокорда. Любопытно, что «усиленные» покрышки ничуть не тяжелее обычных — и при этом легче шин-конкурентов!
Еще один прекрасный вариант, хотя и не самый дешевый.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,9
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7 |
Твердость резины по Шору, ед. | 64 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,7 |
Страна-производитель | Польша |
* (доступны 35 типоразмеров от 185/55 R15 до 235/40 R18) |
Многообещающее «элитное» название, да и в линейке размерностей преобладают большие посадочные диаметры.
На мокром асфальте шины Goodyear подтверждают свой высший «сцепной» класс А. И управляется автомобиль образцово: четкие реакции, мягкое начало скольжений. Но вот незадача: когда уровень воды на асфальте достигает 15 миллиметров, эти покрышки всплывают раньше основных конкурентов. Очень странно, особенно если вспомнить, что высокое сопротивление аквапланированию всегда было сильной стороной летних шин Goodyear. Однако в новой европейской маркировке (читай — системе шинных ценностей) стойкость к аквапланированию никак не отражается, и раз так, то конструкторы, видимо, рассудили, что и им напрягаться не стоит.
А вот то, что при ударных испытаниях шина испустила дух уже при 60 км/ч, нас не удивило: покрышки Goodyear и раньше неважно держали удар. Зато — наиболее мягкое комфортное качение, а в итоге — хорошие шины для хороших дорог.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,8
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7,2 |
Твердость резины по Шору, ед. | 64 |
Глубина рисунка протектора, мм | 8,0—8,3 |
Страна-производитель | Словакия |
*(доступны 35 типоразмеров от 185/65 R15 до 225/55 R16) |
Два года назад шины Matador MP 44 Elite 3 уже заслужили высокие оценки в нашем сравнительном тесте (АР №6, 2014) — и подтверждают это сейчас. Сцепные свойства на мокром асфальте на уровне лидеров теста, хотя в быстрых поворотах появилась склонность к скольжению передка.
И на сухом покрытии автомобиль вяло реагирует на руль и требует увеличенных углов его поворота. Зато на прямой Solaris на шинах Matador стабилен.
Шум от качения прослушивается во всем диапазоне скоростей, но его тональность не раздражает. При проезде неровностей уровень вибраций приемлем, но в напряженных поворотах уже сопровождается заметными толчками на руле. Похвалим эти шины и за прочность: нам не удалось их пробить даже на скорости 90 км/ч.
Покрышки крепкие и недорогие. И, судя по всему, их качество остается стабильным.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,6
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7,5 |
Твердость резины по Шору, ед. | 66 |
Глубина рисунка протектора, мм | 8 |
Страна-производитель | Россия |
*(доступны 27 типоразмеров от 155/70 R13 до 225/40 R18) |
Для шин «второй линии» компания Nokian использует протекторные рисунки прошлых поколений: просто меняет дизайн боковины и называет такие шины Nordman. Любопытно, что покрышки Nordman одной и той же модели могут быть с разными рисунками протектора. Так, Nordman SX малых размеров — это «скриншот» протектора вышедших в тираж шин Nokian i3. Часть 15- и 16-дюймовых моделей имеет рисунок покрышек Nokian H, а 17- и 18-дюймовые Nordman SX выпускаются с эффектным спортивным протектором шин Nokian Z.
Покрышки Nordman SX демонстрируют высокие сцепные свойства на мокром асфальте, и удовольствия от управления не меньше, чем на шинах Nokian Hakka Green 2. И на сухом покрытии все хорошо, хотя упрощенный каркас не способствует ни стойкости к ударам, ни снижению сопротивления качению.
Достойные покрышки «второй линии» — на таких не грех и сэкономить, отказавшись от покупки «оригинала». То есть от шин Nokian текущего поколения.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,2
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 66 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,5 |
Страна-производитель | Россия |
*(доступны 11 типоразмеров от 155/70 R13 до 205/60 R16) |
Шины российской разработки, выпущенные на Ярославском шинном заводе, не стушевались на фоне именитых конкурентов. На счету покрышек Cordiant лучшая стойкость к аквапланированию, хороши и «мокрые» сцепные свойства в продольном направлении. И тормозные показатели на мокром асфальте достойные. Но на треке управляемости нас ждал сюрприз: автомобиль вдруг обрел склонность к заносу, да такую, что только успевай ловить машину!
Эта склонность сохранилась на сухом покрытии, хоть и в меньшей степени. С комфортом и противоударными свойствами все в порядке, чего не скажешь о сопротивлении качению.
В чем-то удачные шины, но проблема в плохом балансе потребительских качеств.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,2
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 92 (630 кг) |
Масса, кг | 7,4 |
Твердость резины по Шору, ед. | 61 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,6 |
Страна-производитель | Россия |
*(доступны 11 типоразмеров от 155/70 R13 до 205/60 R16) |
Заводы обанкротившейся фирмы Amtel в Кирове и Воронеже были куплены концерном Pirelli — и после модернизации там начался выпуск шин под брендами Pirelli и Formula («вторая линия»).
О хорошей родословной покрышек Formula Energy говорят низкое сопротивление качению и аккуратный асимметричный рисунок протектора. Впрочем, он оказался малоэффективен на «большой воде»: автомобиль всплывает раньше всех! Но на мокром асфальте шины работают неплохо и в продольном, и в поперечном направлениях. А скольжения мягкие и прогнозируемые.
На сухом асфальте — свойственные покрышкам Pirelli быстрые и четкие реакции. Однако шума многовато, особенно на шершавом асфальте на скоростях более 100 км/ч. Зато стойкость к ударам на высоте.
Неплохой вариант по соотношению цены и качества.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 8,1
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7,4 |
Твердость резины по Шору, ед. | 61 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7 |
Страна-производитель | Сербия |
*(доступны 27 типоразмеров от 145/70 R13 до 215/55 R16) |
Шины Tigar выпускаются на заводе в Сербии, который с 2010 года принадлежит компании Michelin. Сейчас эти покрышки не шибко популярны, хотя в былые годы даже поставлялись в Тольятти и Нижний Новгород для первичной комплектации автомобилей.
На мокром асфальте сцепные свойства умеренные — и, вопреки ожиданиям, направленный рисунок протектора не порадовал дренажными возможностями: аквапланирование начинается рано. Не впечатляют шины и на мокрой трассе управляемости, хотя вести автомобиль по оптимальной траектории легко — благодаря отличному балансу сцепных свойств в продольном и поперечном направлениях.
Приятны реакции и на сухом асфальте: плавные, но точные.
Больше этим шинам похвастать нечем. На фоне конкурентов покрышки Tigar жестковаты, но при этом слабо держат удар: боковина была пробита на скорости 70 км/ч.
Если нужны недорогие шины для езды по хорошим дорогам, можно рассматривать и Tigar.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 7,6
Размерность | 185/65 R15* |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 65 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,4 |
Страна-производитель | Китай |
*(доступны 27 типоразмеров от 185/65 R14 до 235/65 R15) |
Китайские шины Headway больше известны водителям грузовиков, особенно в Америке. А завод по выпуску легковых покрышек был открыт в 2013 году.
Шины HH301 ничем не примечательны: это касается и старомодного рисунка протектора, и заурядных свойств. Слабое сцепление и с мокрым, и с сухим асфальтом, но аквапланированию сопротивляются неплохо. И не досаждают шумом при качении. Хотя плавность хода оставляет желать лучшего: на коротких волнах покрытия автомобиль подрагивает сильнее, чем на других шинах. Качение тоже дается тяжело, так что, помимо сопротивления аквапланированию, из достоинств остается лишь стойкость против ударов — но этого, пожалуй, мало, чтобы заслужить нашу рекомендацию. Даже цена — и та не подкупает.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 7,5
Размерность | 185/65 R15 |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 65 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,5 |
Страна-производитель | Индонезия |
(доступны 30 типоразмеров от 135/80 R13 до 205/60 R16) |
Компания Giti Tire — один из крупнейших производителей шин в мире! Шесть заводов в Китае, один в Индонезии, а в 2014 было запущено производство и в США.
Если верить сопроводительным бумажкам, то покрышки GT Radial Champiro Eco по сопротивлению качению соответствуют европейскому классу С, а по сцепным свойствам на мокром асфальте — классу B. Заявленные показатели выше, чем у шин Matador! Но наши наблюдения заставляют усомниться в искренности китайских шинников. Если на покрышках Matador тормозной путь с 80 км/ч на мокром асфальте не превышает 30 метров, то на GT Radial — 34 метра! Да и в остальных дисциплинах эти шины не блещут, хотя поведение неплохое: автомобиль легко контролировать в переходных режимах.
На сухом асфальте тормозной путь наибольший, на руль машина реагирует вяло, в ответ на сброс газа уходит в плохо контролируемый занос. Шумы, вибрации и стойкость к ударам — на среднем уровне.
Не видим ни малейшего смысла покупать эти шины, особенно когда рядом на прилавке стоят менее дорогие и более качественные покрышки Matador, Formula или Cordiant.
Плюсы:
Минусы:
Общая оценка: 6,9
Размерность | 185/65 R15 |
---|---|
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 88 (560 кг) |
Масса, кг | 7,5 |
Твердость резины по Шору, ед. | 64 |
Глубина рисунка протектора, мм | 7,0—7,2 |
Страна-производитель | Таиланд |
(доступны 8 типоразмеров от 165/70 R13 до 205/65 R15) |
Произведенные в Таиланде покрышки Bridgestone Ecopia EP150 — разочарование нашего теста. Тормозной путь автомобиля на мокром асфальте со скорости 80 км/ч увеличился аж на семь метров по сравнению с шинами-лидерами. А заезды по трассе мокрой управляемости заставили вспомнить приемы контраварийной езды на льду: скольжения начинаются на безобидной скорости. И в лужах шины Bridgestone всплывают рано.
На сухом асфальте показатели не намного лучше: автомобиль посредственно тормозит, вяло реагирует на управление, причем пострадала и информативность рулевого управления.
Шины Bridgestone и шумнее, и жестче большинства конкурентов. Одна отрада — ударная прочность (спасибо двухслойному каркасу, хотя у остальных покрышек каркас однослойный). И в данном случае это важно вдвойне, поскольку низкие сцепные свойства наверняка приведут к тому, что с препятствиями придется сталкиваться чаще.
А учитывая, что шины недешевы (звучный бренд все же позволяет задрать цены), такой выбор трудно назвать разумным.
Плюсы:
Минусы:
Источник: Автомобильный журнал «Авторевю»
Автор: Авторевю