+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
За последний год на шинном рынке России произошли значительные изменения, связанные с уходом ряда ведущих европейских брендов и укреплением позиций российских и китайских шинопроизводителей. Редакция популярного российского автомобильного журнала «За рулем» провела свой первый шинный тест в новой реальности, в котором подвергла испытаниям актуальные модели летних покрышек размера 195/65R15. И всё оказалось не так уж и плохо.
Когда летом прошлого года эксперты российского автоиздания затевали этот тест, ситуация на шинном рынке была на пике неопределенности. Заявили об уходе Michelin и Nokian Tyres, но остались их заводы. Другие производители, например, Continental и Pirelli, заметно снизили объемы производства. В общем, предугадать, что будет на рынке весной 2023 года, было невозможно. Поэтому в редакции «За рулем» решили сконцентрироваться на брендах, которые точно должны были остаться в РФ.
За одним исключением: вне зачета, как точку отсчета, взяли «иномарку» - победительницу прошлогоднего теста Nokian Tyres Hakka Blue 3. Эта модель выпускалась на российском заводе Nokian Tyres во Всеволожске Ленинградской области, но вернется ли она на конвейер после смены владельца, под каким брендом и в каком виде - неизвестно. Шины Hakka Blue 3 размерностью 195/65 R15 со скоростным индексом V (до 240 км/ч) и повышенным индексом нагрузки (95) можно найти в продаже по 5400 рублей за штуку.
Ни в скорости, ни в грузоподъемности финской Хакке не уступает новинка «Нижнекамскшины» - Viatti Strada 2. При этом ценник у неё более скромный - 3800 рублей. Российская Cordiant Comfort 2 и китайская Sailun Atrezzo Elite - такие же грузоподъемные, но менее скоростные (индекс скорости Н, до 210 км/ч). Их можно купить за 4000 и 4300 рублей соответственно. Шины Formula Energy со стандартным индексом нагрузки (91), но индексом скорости V (до 240 км/ч) идут по 4100 рублей за штуку. И, наконец, самая скромная по скорости и грузоподъемности (91 Н) участница этого теста - Nokian Tyres Nordman SX3, которую можно купить за 4000 рублей.
Но не только участницы теста, но и сами испытания тоже получились «импортозамещенными». После череды тестов на зарубежных полигонах журналисты «За рулем» вернулись на трассу Центра испытаний НАМИ в подмосковном поселке Автополигон. В качестве тестового автомобиля использовалась отечественная Лада Веста, отменно настроенное шасси которой позволяет распознать все нюансы поведения шин. А чтобы все было, как в жизни, испытатели не стали отключать электронные системы безопасности ABS и ESP. Все испытания проходили в сентябре при температуре воздуха от +8ºC до +13ºC, а их результаты фиксировались с помощью профессионального измерительного комплекса Vbox Racelogic, работающего со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
ТОРМОЖЕНИЕ
Самое важное требование к любым шинам - умение быстро и надежно остановить автомобиль при экстренном торможении. Наименьший тормозной путь как на сухом (со 100 км/ч до 5 км/ч), так и на влажном (с 80 км/ч до 5 км/ч) покрытии продемонстрировала внезачетная Hakka Blue 3. Среди зачетных участниц посуху лидирует Viatti, а на мокрой дороге Sailun. В отстающих, соответственно, Nordman и Formula. Однако разрыв внутри зачетной группы невелик: 4 процента на сухом асфальте и 7 процентов на влажном. Это меньше, чем выигрыш внезачетной Nokian Tyres относительно лучших из остальных испытуемых (2,3 и 1,7 метра соответственно).
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ
Но не торможением единым определяется безопасность. Несмотря на то, что экстренное торможение прописано в Правилах дорожного движения как основной «законный» способ действия в аварийной ситуации, некоторые водители пытаются увернуться от опасности. За способность шин помочь в такой момент отвечает поперечный зацеп в комплексе с уводными характеристиками, оценить которые можно, определив скорость успешного выполнения маневра «переставка» - смены ряда без возврата на свою полосу движения.
В этой тестовой дисциплине эксперты журнала «За рулем» используют самую жесткую конфигурацию с 12‑метровым расстоянием между коридорами. То есть, когда водитель начинает маневр, до воображаемого препятствия остается всего 12 метров - и на этой дистанции надо успеть увернуться от него.
Самую высокую скорость успешного выполнения маневра как на влажной, так и на сухой дороге (62,6 км/ч и 69,0 км/ч соответственно) показали шины Hakka Blue 3, обособленно стоящие в списке участников.
Из основного состава на мокром покрытии быстрее всех Nordman (60,9 км/ч), а посуху - Cordiant (68,5 км/ч), которые, впрочем, оказались самыми медленными (58,2 км/ч) на влажном асфальте. Сухое покрытие отправило на последнее место покрышки Formula (66,4 км/ч).
И снова разрыв между лучшими и худшими в зачетной группе оказался невелик - около 3 процентов. Учитывая специфику упражнения, это сопоставимо с погрешностью измерений.
ПРОВЕРКА ПОВЕДЕНИЯ
При движении по прямой и плавном маневрировании на высокой скорости больше всех испытателям понравились шины Formula. К ним не возникло никаких претензий. Худшая оценка за курсовую устойчивость - у покрышек Viatti. На них Веста с задержкой реагирует на действия рулем, который приходится поворачивать на повышенные углы. Впечатление также портит нехватка информативности.
Экстренно объехать внезапное препятствие на «городской» скорости проще всего на Весте, обутой в шины Hakka Blue 3, которые обеспечивают наиболее безопасное и предсказуемое поведение.
Среди зачетных участниц как на сухом, так и на мокром асфальте лидирует Nordman SX3. Но и она не без изъяна: слегка не хватает информативности на руле, в большей степени - на сухой дороге.
Сложнее всего совершать резкие маневры на покрышках Viatti. Напрягает низкая информативность и нестабильное поведение. На влажном покрытии в пределе преобладает ярко выраженный снос. Но если плавным рулением удается поймать грань эффективного зацепа за дорогу передком, начинает слегка заносить корму. Посуху зацеп на передней оси всегда лучше, потому срыв задней становится более выраженным, вызывая ощущение избыточной поворачиваемости.
КОМФОРТ ЕЗДЫ
Акустический комфорт и плавность хода эксперты российского автожурнала оценивали на дорогах, испещренных различными неровностями: кочками, выбоинами, поперечными швами… А еще с разным по шероховатости асфальтом.
Пара самых комфортных шин - Nokian Tyres Hakka Blue 3 и Sailun Atrezzo Elite. Обе катятся без лишнего шума. К плавности лишь незначительные претензии, поскольку на мелких неровностях они передают рельеф дороги чуть сильнее, чем ожидаешь от покрышек с относительно высоким профилем. Cordiant сумела дотянуться до «комфортабельного дуэта», но только в плавности хода.
Шумнее и жестче всех шины Viatti. Они громко озвучивают все несовершенства полотна, особенно стыки. На грубом асфальте нагрузка на уши ощутимо возрастает. Добавляет дискомфорта постоянное потряхивание на всех неровностях. Кажется, будто покрышки тяжелые и перекачанные.
ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Экономичность оценивалась в двух режимах - «загородном» на скорости 90 км/ч (ограничение на большинстве местных дорог) и на 60 км/ч (городской лимит).
Сравнить влияние шин на аппетит автомобиля помогают результаты «выбега» - прецизионно замеренная дистанция, которую проходит автомобиль, катящийся на нейтрали по горизонтальному участку дороги, соответственно, со 100 до 80 км/ч и с 70 до 50 км/ч. Полученные значения затем пересчитываются в «приведенный» расход топлива.
Самыми экономичными оказались шины Formula и Sailun. Лишь при скорости 90 км/ч к ним присоединились Hakka Blue 3 и Nordman SX3.
Наиболее прожорливой Весту делают шины Viatti, увеличивая аппетит по сравнению с лидерами этой дисциплины на 0,2 л/100 км при «шоссейной» скорости и на 0,3 л/100 км при «городской».
ИСПЫТАНИЯ НА ГРУНТЕ
Асфальт - это хорошо, но чуть в сторону от больших городов - и уже полно грейдеров и грунтовок. По ним ездят и легковушки. Готовы ли к этому их шины?
В этом испытании оценивалась способность шин тронуться на грунтовом подъеме с уклоном 12 процентов с отключенной системой контроля тяги. При этом попытки стартовать предпринимались по-всякому, внатяг и с пробуксовкой. В общий зачет эти результаты не пошли (шины все-таки асфальтовые, без маркировки M+S), но они любопытны.
Увереннее всех на грунтовке тянет Nordman. Надежно трогает машину внатяг и лишь слегка подвисает, трогаясь с буксом - достойная хватка для шоссейных шин.
Самыми слабыми за пределами асфальта показали себя покрышки Viatti. Они даже при плавном старте то и дело пытаются сорваться в пробуксовку. Момент срыва при этом плохо понятен, что требует от водителя особой чуткости. И это - на сухом грунте.
ИТОГИ
Все участницы «основного состава» уложились в диапазон от 850 до 899 итоговых баллов, что по устоявшейся методике «За рулем» дает им право называться «хорошими». А еще журналисты сравнили среднюю стоимость каждой шины со «справедливой», определенной по их собственной методике с использованием популярного в статистических и экономических расчетах метода наименьших квадратов, который позволяет установить линейную зависимость цены от количества в тесте баллов.
Точка отсчета - внезачетная Nokian Tyres Hakka Blue 3 и её 941 итоговый балл - поднимают планку на значительный уровень. Такой результат, по стандартам «За рулем», позволяет назвать шины «отличными». Hakka Blue 3 лидирует в безопасности и поведении, вместе с Sailun первая в комфорте, средняя в экономичности. Это шина для всех и вся, без ограничений. Очень хочется надеяться, что с новыми владельцами завода она сохранится в производстве с прежним уровнем потребительских свойств.
Из тех, кого точно можно будет купить в ближайшем будущем, предпочтительна единственная «китаянка» - Sailun Atrezzo Elite (880 баллов). Эти покрышки хороши по безопасности, хотя и сложны в управляемости во время экстремального маневрирования. Всё хорошо с комфортом и экономичностью. А главное - Sailun можно приобрести по справедливой цене, тогда как у Nokian по методике журнала «За рулем» обнаруживается переплата в 1 процент.
Вторую и третью строчки делят «россиянки» Nordman SX3 и Cordiant Comfort 2 - обе набрали по 875 баллов. Они продаются с выгодой 3-4 процента, близки по уровню комфорта и несильно различаются в экономичности, но характеры у них разные. Cordiant лучше по продольному зацепу, но хуже по скорости выполнения резкой смены полосы на мокрой дороге. В целом лучше сбалансирован, потому более универсален. Nordman сильнее по поведению во время резких перестроений и чуток экономичнее, но слабее в тормозных свойствах. Подойдет тем, кто часто пользуется грунтовкой, а по асфальту ездит аккуратно.
На четвертой позиции - Formula Energy, набравшая 863 балла. Лидирует в экономичности на пару с Sailun, четко держит курс, средняя в комфорте. По тормозным свойствам слабовата, в первую очередь на мокрой дороге. Понравится в дальних поездках - курсовой устойчивостью и экономичностью. Но переплата наибольшая в тесте - 4 процента.
На пятое (последнее) место вписалась шина Viatti Strada 2, заработав 851 балл. По тормозным свойствам на сухом покрытии уступает лишь флагману. На мокром - тормоза средние. Остальные характеристики весьма скромные. Курсовая устойчивость - почти проблемная. Экстремальные маневры на дух не переносит, пугая нестабильными реакциями. В комфорте и экономичности похвастать нечем, да и цена на 2 процента выше справедливой. Это шины для неспешной езды по дорогам с хорошим твердым покрытием. Много ли таких в России?
Автор: За рулем
Теги: тесты летних шин, тесты «За рулем», Nokian Tyres Hakka Blue 3, Viatti Strada 2, Cordiant Comfort 2, Sailun Atrezzo Elite, Formula Energy, Nokian Tyres Nordman SX3