+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Для тех, кто много времени проводит за рулем своего автомобиля, хорошие шины являются относительно недорогим способом обезопасить себя на дороге. Тем не менее, для многих автовладельцев одним из самых важных критериев при выборе шин является их цена. Кроме того, в последние годы все больше автомобилистов обращают внимание и на такую характеристику, как экологичность. Эксперты популярного финского автожурнала Moottori решили выяснить насколько безопасны экологичные и/или экономичные шины. Для этого они протестировали шесть моделей летних шин размера 205/55R16 разных ценовых категорий (от 40 до 105 евро за одну шину), обладающих качествами, которые помогают снизить вредное воздействие на окружающую среду и/или сэкономить средства.
В группе из шести испытуемых китайская Haida HD667 и сербская Tigar High Performance представляют собой, так называемые, бюджетные модели, которые позволяют экономить деньги непосредственно при покупке шин. В тестах также приняли участие две шины с восстановленным протектором: испанская lnsa Turbo Eco Evolution Plus и финская Ässä HP. Восстановленные шины изготавливают на корпусах старых покрышек, продлевая таким образом их жизненный цикл, и в этом смысле они является экологически чистым выбором.
Премиум-класс в тестах Moottori представляла дебютировавшая минувшей весной Nokian Hakka Green 3. Финская экошина не может конкурировать по цене с представительницами бюджетного сегмента, но зато обладает удивительно низким сопротивлением качению и высокой износостойкостью, которая, как утверждают в Nokian Tyres, улучшилась более чем на 30 процентов по сравнению с предшествующими моделями. Напомним, что низкое сопротивление качению позволяет экономить топливо и, как следствие, снижает количество выбросов, а долговечность естественным способом экономит деньги, позволяя снизить частоту обновления авторезины.
И, наконец, шестой в группе испытуемых стала модель Dynaxer HP4 от дочернего мишленовского бренда Kleber. По цене она находится между квартетом бюджетных моделей и премиальной Nokian, при этом из всей тестовой шестерки только Kleber Dynaxer HP4 может похвастаться высшей оценкой «А» по топливной экономичности в системе маркировки шин, принятой в ЕС.
А теперь перейдем непосредственно к результатам тестов.
ИСПЫТАНИЯ НА СУХОЙ ДОРОГЕ
В ходе испытаний на сухой поверхности комфортность езды субъективно оценивалась на дорогах общего пользования, а фактические характеристики шин измерялись на испытательном треке. Довольно большие различия между шинами в управляемости проявились уже на дороге, а испытания в экстремальных режимах позволили четко отделить зерна от плевел.
На дорогах общего пользования эксперты Moottori оценивали курсовую устойчивость, отзывчивость шин на повороты руля и комфорт управления на разных скоростях. Nokian Hakka Green 3 проявила себя эталоном устойчивости, не смещаясь к обочинам в поворотах, и твердо придерживалась заданной траектории, не взирая на колею.
Напротив, Tigar High Performance сразу начинала скользить в направлении обочин, как только водитель чуть ослаблял хватку на рулевом колесе. Кроме того, в условиях колейности дороги управление автомобилем на сербских шинах представлялось крайне затруднительным. Тоже самое можно сказать в отношении шин Haida и Insa Turbo, при этом они более устойчивы к заносу, чем Tigar. Поведение шин Kleber и Ässä в условиях колейности аналогично поведению Nokian, но первая имеет большую склонность к заносам.
Хуже всех с неровностями дороги справляются Haida и Tigar, передающие в салон автомобиля малейшие неровности дорожного полотна. Заметно «похудевшая» по сравнению с предшественницей Nokian Hakka Green 3 показалась экспертам журнала Moottori чересчур жесткой, в результате чего наезды на крышки люков и другие более крупные неровности довольно резко отзывались и передавались на руль и в салон тестовой Skoda Octavia.
Восстановленные шины, судя по их массе, содержат довольно много резины, которая смягчает неровности дорожной поверхности. При этом Ässä успокаивает вибрации гораздо эффективнее Insa Turbo.
Конструкция каркаса Kleber такая же жесткая, как у Nokian. Однако более мягкая поверхность протектора помогает шине отлично справляется с мелкими неровностями и лишь на больших кочках возникают некоторые проблемы, но и в этом случае Kleber нельзя назвать слишком некомфортным.
На испытательном треке Kleber показала лучшую маневренность. Эта шина отслеживает малейшие повороты рулевого колеса, точно и быстро на них реагирует, благодаря чему стала абсолютно лучшей в тесте на маневрирование в экстремальных ситуациях.
Nokian находится очень близко к Kleber в этой дисциплине, уступая совсем чуть-чуть в скорости реакции на повороты руля. Тем не менее, её чувство руля также впечатляет, особенно с учетом того, что Green 3 относится к категории «экошин».
Haida продемонстрировала худшую отзывчивость на рулевое управление. К тому же наряду с Tigar у неё наихудшая точность выполнения маневров. При быстрых движениях рулевого колеса передняя ось тестового автомобиля реагирует довольно быстро, а задняя заметно отстает. Отзывчивость на рулевое управление у Tiger удовлетворительная, но реакция при больших углах поворота руля не улучшается, как у Kleber, и Tigar медленно следует за быстрым движением руля, отчего шина кажется мягкой.
Восстановленные шины очень похожи друг на друга. Однако у Ässä лучше, чем у Insa, чувство руля, хотя у обеих чувствуется небольшое отставание от команд рулевого управления.
Существенных различий в точности прохождения поворотов между тестируемыми шинами нет. В ходе испытаний, проходивших на круговой трассе с «заблокированным» рулевым колесом, только Haida и Insa Turbo начинали суживать радиус поворота в конце кривой. При этом Haida делала это более заметно, чем Insa Turbo, остальная же четверка шин уверенно держала траекторию.
Тесты на скоростное маневрирование проводились на скоростях 80 и 100 км/ч в виражах как с большими, так и малыми радиусами поворота.
Kleber Dynaxer HP4 были единственными шинами, остававшимися абсолютно нейтральными и не изменявшими радиус кривизны поворотов на различных скоростях Шины Nokian, Ässä и Insa Turbo в этом испытании походили друг на друга: каждая немного сужала линию движения. Haida начинала жестко спрямлять траекторию уже на середине «змейки» на скорости 80 км/ч, при этом повороты руля на это никак не влияли. На скорости 100 км/ч это начиналось чуть позже.
Tigar была более избирательна. На пологих радиусах поворота она оставалась практически нейтральной на обеих скоростях, на более крутых углах поворота на скорости 80 км/ч линия движения начинала сужаться довольно рано, а на скорости 100 км/ч это явление было более интенсивным, как при смене полосы движения на скоростной автомагистрали.
Поведение шин при смене полосы движения тестировалось на скоростях 100, 110 и 120 км/ч. При спокойных движениях рулем ни одна из шин не уходила в скольжение. Однако наиболее уверенно вели себя Kleber и Nokian, у которых вообще не было никаких побочных эффектов.
С другой стороны, на скоростях 110 и 120 км/ч отличия между шинами проявлялись отчетливее, в основном в степени заноса задней оси, причем у Tigar на скорости 120 км/ч кормовое скольжение было уже довольно значительным. Haida при резких поворотах руля на скорости 100 км/ч на мгновение теряет сцепление, но быстро успокаивается после инстинктивного подруливания. При увеличении же скорости на 10 км/ч задняя ось начинает отчетливо уходить в занос и до возвращения на нужную полосу автомобилю понадобится еще 2-3 дополнительных небольших скольжения задней оси из стороны в сторону. На еще более высокой скорости Haida срывается в занос при первом движении руля и без хорошо обученного водителя избежать серьезных неприятностей вряд ли удастся.
Kleber при резких поворотах руля на скорости 120 км/ч совершает всего одно лишнее колебание перед тем как занять соседнюю полосу. Nokian ей почти не уступает: на 110 км/ч у нее есть одно очень маленькое лишнее скольжение, а на скорости 120 км/ч небольшой снос чуть больше, чем у Kleber, но стабилизация происходит столь же быстро одиночным движением руля.
Insa Turbo и Tigar неплохо справляются со сменой полосы движения на 100 км/ч, но увеличение скорости на 10 километров в час вызывает у Insa одно дополнительное раскачивание, а у Tigar скольжение настолько велико, что требует от водителя экстренных действий. На скорости 120 км/ч Insa дважды скользит, как на коньках, из стороны в сторону, прежде чем успокоится на нужной полосе. Tigar делает то же самое, но его скольжение значительно больше.
При резких поворотах руля поведение Ässä неудовлетворительное: на 100 и 110 км/ч - два лишних колебания задней оси, а на 120 км/ч - их уже три. И если водитель не осведомлен об этом, существует явная опасность разворота автомобиля.
ИСПЫТАНИЯ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ
На мокрой поверхности помимо измерения тормозного пути, шины тестировались на управляемость на гоночной трассе и на боковую устойчивость на круговой трассе. Эксперты Moottori отмечают, что эффективность шин на мокром асфальте в большой степени зависит от состава протекторной резиносмеси, поэтому влажную поверхность дороги для шин с восстановленным протектором принято считать сложной задачей.
Лучшей в торможении на мокрой поверхности стала Kleber, имеющая высшую оценку A по этой характеристике в системе маркировки шин EC. Очень близка к ней по этим характеристикам финская Nokian. Этот дуэт также находится в собственной лиге в испытаниях на управляемость во влажных условиях. Обе шины легко поддерживают заданную траекторию движения на мокром круге и проходят повороты без недостаточной поворачиваемости, что позволяет водителю легко поддерживать максимальную скорость.
На гоночной трассе в тесте на управляемость обе шины на «ура» справляются с быстрыми поворотами, демонстрируя отличное сцепление с дорогой. При этом Kleber предупреждает о приближении к пределу сцепления с помощью вибрации и не допускает избыточной поворачиваемости в повороте даже при повышении скорости. Использование шин Kleber на мокром асфальте было признано экспертами Moottori абсолютно безопасным.
При езде на шинах Nokian сцепление с дорогой на передней оси настолько хорошее, что в поворотах наблюдается небольшая избыточная поворачиваемость. Повышение скорости на повороте влечет едва заметный срыв задней оси. Тем не менее, здесь нет неконтролируемых скольжений, которые приводят к потере времени при прохождения круговой и кольцевой гоночной трассы. Характеристики на мокром покрытии традиционно считались ахиллесовой пятой экошин, поэтому результат Nokian можно признать отличным.
Поведение восстановленных шин во влажных условиях оказалось довольно плохим. На мокром круге Insa Turbo сначала чувствует себя неуправляемой, но увеличение скорости приводит к хорошему плавному скольжению. Но на гоночной трассе необходимо ехать спокойно, чтобы не разбить машину. При резком повороте, если скорость слишком велика, задняя ось автомобиля неожиданно срывается и начинает вилять настолько сильно, что водителю приходится прибегать к экстренному противодействию рулевым колесом.
Ässä проигрывает Insa Turbo по времени прохождения круга, но ее поведение на трассе гораздо безопаснее. На плавных виражах шины Ässä позволяют легко контролировать траекторию, а в крутых поворотах больший уровень сцепления на передней оси приводит к изрядной избыточной поворачиваемости. Таким образом, у шин Ässä двоякая природа, но не столько драматичная, как у Insa.
Производительность Haida на мокром покрытии в целом недооценивается. Шины позволяют удерживаться на трассе, но за счет снижения скорости. В скоростных поворотах китаянка проявляет немного избыточной поворачиваемости. При этом подъем скорости не должен ослабевать, чтобы машина не съезжала с трассы.
Tigar намного лучше, чем Haida, держит траекторию на мокром круге. Кроме того, на шинах Tigar легче поддерживать предельную скорость, правда, для этого потребуется немного больше работы рулем. На гоночной трассе также можно поддерживать оптимальную линию движения. Однако на высоких скоростях в слишком крутых углах поворота задняя ось теряет сцепление. По скорости Tigar уступает уровню шин Kleber и Nokian, но её поведение можно назвать на удивление сбалансированным, по крайней мере, с учетом её невысокой цены.
ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Измерение сопротивления качению также показало существенные различия между участницами теста. Больше, чем когда-либо прежде. А так как сопротивление качению во многом зависит от массы шины, тяжелая резина в этой дисциплине всегда оказывается в проигрыше.
Результаты испытаний на сопротивление качению могут быть напрямую переведены в расход топлива. Например, если автомобиль с шинами Hakka Green 3 потребляет 6,0 литров бензина на 100 км пути, то на шинах Insa Turbo расход топлива увеличится до 6,9 литра на 100 км. Такую разницу уже можно считать значительной.
Сопротивление качению тестовых шин измерялось на новом барабанном стенде в испытательной лаборатории Nokian Tyres. Разница в сопротивлении качению в 5-6 процентов означает увеличение расхода топлива на 1 процент.
ШУМНОСТЬ
Уровень генерируемого шинами шума измерялся сертифицированным и точно откалиброванным шумомером на трех скоростях (50, 80 и 100 км/ч). Шумность шины рассчитывалась на основе средних значений всех результатов измерений. Во время измерений микрофон устанавливался между передними сиденьями по средней линии автомобиля.
В ходе замеров шума Kleber, Nokian и Ässä были практически равны друг другу. При этом на скорости 100 км/ч тише всех работала Hakka Green 3, на 80 км/ч - Kleber, а на 50 м/ч - Ässä. Очень близки по этим характеристикам оказались Tigar и Haida. Испанка lnsa Turbo оказалась явно шумнее всех конкуренток.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Поделившие первое место Kleber и Nokian заметно выделяются на фоне других конкуренток. У них нет серьезных недостатков. Управляемость на мокрой дороге, поведение в экстремальных ситуациях и производительность в целом являются сильными сторонами обеих шин. Вдобавок у Nokian очень низкое сопротивление качению, а Kleber обладает чрезвычайно мощным торможением. При этом победительницы являются самыми дорогими шинами в тесте, и с точки зрения цены вы вправе ожидать от них хороших характеристик.
Поднявшаяся на третье место Tigar стала приятным сюрпризом, хотя и явно отстает от двух сильнейших. Зато в отличие от трех аутсайдеров, уровень производительности Tigar не проседает ни в одной области. Обладая достаточной производительностью, Tigar является второй по дешевизне шиной в тесте.
Четвертое место досталось китайской Haida. Она примерно столько же уступает Tigar, как та, в свою очередь, уступает дуэту лучших. Ахиллесова пята Haida - поведение при экстремальном маневрировании и торможение на мокрой дороге. С другой стороны, Haida отлично показала себя в тесте на сопротивление качению.
Перед началом теста самой большой загадкой была производительность восстановленных шин. Соперничество Insa Turbo и Ässä завершилось вничью - они разделили последнее место с одинаковой оценкой. При этом по ряду характеристик восстановленные шины заметно разнятся. В частности, Insa Turbo хорошо справляется с экстремальным маневрированием, а Ässä неплохо показывает себя на быстром круге в сухую погоду и с точки зрения комфорта езды. Худшие характеристики - высокий расход топлива у Insa Turbo и экстремальное маневрирование у Ässä. А общим знаменателем для восстановленных шин является неудачное выступление во всех дисциплинах в сырую погоду.
По мнению экспертов Moottori, проведенный тест показал, что покупная цена в качестве первоочередного критерия при выборе шин может оказаться весьма опасной.
Автор: Moottori