+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Все более и более жесткие экологические требования сжимают горло автопроизводителей. И в этих условиях внезапно ангелами-спасителями становятся поставщики шин. Они могут сделать то, что производители автомобилей хотят больше всего: сократить выбросы CO2 на несколько важных граммов или предложить несколько дополнительных километров пробега практически без каких-либо дополнительных затрат.
В последние годы доминирующей тенденцией в шинах было снижение сопротивления качению. Некоторые производители шин выпустили особые экошины с очень низким сопротивлением качению, которые зачастую изначально устанавливаются на новые автомобили при сходе со сборочного конвейера.
Но шины - это всегда компромисс. И если вы отдаете предпочтение характеристике A, то проигрываете в характеристике B. Например, в экологических шинах предыдущих поколений было трудно сочетать низкий расход топлива с коротким тормозным путем. Особенно плохим было сцепление с мокрой дорогой.
Чтобы выяснить, насколько быстро прогрессирует разработка технологий экологических шин для легковых автомобилей, эксперты шведского автожурнала Vi Bilägare свели в одном сравнительном тесте три модели экошин с низким сопротивлению качению: Continental EcoContact6, Michelin e.Primacy и Nokian Hakka Green 3, которые испытали параллельно со своими традиционными собратьями - Continental PremiumContact6, Michelin Primacy4 и Nokian Hakka Blue 3. Также в тест летних шин 2022 года они включили флагманские модели высокопроизводительных шин Bridgestone Turanza T005 и Goodyear EfficientGrip Performance 2, их бюджетную альтернативу от турецкого бренда Petlas - Imperial PT515 и последнюю новинку японской компании Toyo - Proxes Comfort.
Чтобы найти как можно более точное соответствие между эко- и обычными шинами, эксперты Vi Bilägare в этом году выбрали шины размера 205/55 R16, который по-прежнему остается самым продаваемым типоразмером летних покрышек. Он подходит для многих моделей обычных легковых автомобилей и популярных электромобилей, таких как Nissan Leaf, VW e-Golf и Hyundai Ioniq.
Итак, первая тестовая дисциплина. Прохождение искусственно увлажняемой зеркально-яркой шоссейно-кольцевой трассы. Глубина воды около одного миллиметра. Белый тестовый VW Golf обут в новые шины Michelin e.Primacy. Водитель ускоряется на небольшом левом повороте и… внезапно без предупреждения теряет контроль над машиной, которая летит прямо к песчаной ловушке. Пульс учащается. Спустя несколько десятых секунды сцепление восстанавливается на приподнятом бордюре.
На тестовой трассе есть несколько критических точек, где водители-испытатели были готовы к подобному поведению автомобиля, но в течение четырех предыдущих лет тестирования шин на этом испытательном полигоне недалеко от французского города Монпелье тестировщики Vi Bilägare никогда не теряли контроль управления в этом в совсем недраматичном повороте, где скорость была относительно невысокой (около 100 км/ч).
Примерно через час, во время проверки бокового сцепления на мокром асфальте, тестовый автомобиль на экошинах Continental EcoContact6 не сумел справиться с проездом по мокрому кругу, как на большой кольцевой развязке во время дождя. Обычно это довольно простое тестовое задание, но в этот раз оно завершилось вращением на 360°, которое водитель не успел предупредить. Задние шины потеряли сцепление с дорогой в том месте, где образовался небольшой желобок с чуть более глубоким уровнем воды.
Увы, следует признать, что проблемы безопасности экологических шин на дождевых дорогах до сих пор так и не решены. Тормозной путь лучшей экошины на мокром асфальте уступает более длины автомобиля показателю лидера в этой дисциплине. Худшая же экошина останавливается почти на две длины автомобиля позже лидера! И это со скромных 80 км/ч.
Шведские автожурналисты подчеркивают, что сравнивали экошины только с более комфортным сегментом High Performance. В сравнении же с более спортивным Ultra High Performance разница в сцеплении была бы еще больше. Таким образом, остается только констатировать факт: шины с низким сопротивлением качению везут вас дольше, даже тогда, когда уже пора остановиться.
Перед просмотром диаграмм с результатами тестирования в отдельных дисциплинах, сообщим, что испытания шин проводились в течение недели в середине октября 2021 года на полигоне Миреваль на юге Франции. Погода была солнечной, температура в основном ниже 20 градусов, такой типичный скандинавский летний день.
Все тесты начинались и заканчивались ездой на эталонной шине. Эталонная шина также использовалась между запусками тестируемых шин в случае изменений погоды и температуры. Затем все шины сравнивали с эталонной шиной. Таким образом, измеренные значения можно было скорректировать в зависимости от того, как на дорожное покрытие повлияли внешние обстоятельства, например, погода. Перед началом теста все шины притирались по стандартной процедуре, чтобы они не были совсем свежими.
В тестовых заездах использовались два автомобиля VW Golf IV 1.4 TSI с механической коробкой передач. При этом, для лучшего чувства баланса шин во время езды, испытания проводились с включенной антиблокировочной системой ABS, но с отключенной системой противоскольжения ESP.
Все новые шины в Европе получают рейтинг энергоэффективности на основе их сопротивления качению по шкале от A до E, где А - самый высокий уровень сбережения энергии. Процедура измерения по стандартам ЕС проводится в лабораторных условиях на специальном барабанном стенде. Единица измерения коэффициента сопротивления качению - килограмм на тонну. Как и ожидалось, экошины показали лучшие результаты в лабораторных испытаниях. Обычно они имеют и меньшую глубину рисунка протектора.
Из любопытства эксперты Vi Bilägare решили протестировать шину Goodyear (которая была самой экономичной из «обычных» шин в тесте) с уменьшенной до 6,1 мм глубиной протектора, чтобы соответствовать модели Michelin e.Primacy. И это дало явный эффект. Внезапно шина Goodyear стала катиться почти так же легко, как и другие экошины. Таким образом, стремление к лучшим экологическим сертификационным значениям приводит производителей шин к снижению глубины протектора.
Что это значит на практике? Лабораторное значение трудно перевести в точное энергопотребление в реальности. На дороге шины автомобиля имеют разное давление, колеса имеют разные углы развала-схождения. Угол поворота руля и неровности дороги также в различной степени влияют на шины. Сами производители автомобилей придерживаются эмпирического правила, согласно которому разница между каждым следующим уровнем топливной экономичности составляет примерно 3 грамма бензина на 1 километр пробега (0,12 литра/100 км). Для электромобилей это эмпирическое правило составляет около 15 км дополнительного пробега без подзарядки. Эта градация в потреблении топлива и электроэнергии вполне соответствуют собственным оценкам шинной промышленности, хотя различия увеличиваются при сравнении худших продуктов с рейтингом D и E.
Поскольку существуют различия в лабораторных данных и фактическом потреблении энергии в дорожных условиях, тестировщики Vi Bilägare решили проверить фактическое потребление топлива на шинах, установленных на автомобиле. Именно эти результаты и были взяты основу при составлении рейтинга энергосбережения. Потому что производительность на дороге важнее всего.
По традиции, эксперты Vi Bilägare оценивают производительность тестируемых шин в баллах, при этом ключевым характеристикам, таким как тормозной путь и безопасность вождения на мокрой дороге отдается больший приоритет. Границы оценок рассчитываются в процентах по отношению к среднему измеренному значению для шин премиум-класса. Изначально каждая шина получает оценку от 1 до 5 в каждом испытании, а затем эта оценка умножается на 1, 2 или 3, в зависимости от значимости тестовой дисциплины. Некоторые характеристики - ходовые качества и шумность - в качестве дополнения к измеренному значению включают субъективную оценку. А насколько хорошо шина катится по неровностям, оценивается строго субъективно.
Максимально возможная сумма баллов по всем тестовым дисциплинам - 100. Таким образом, шина со средними результатами (3 балла во всех испытаниях) сможет набрать в сумме 60 баллов.
Максимальное количество баллов в каждой тестовой дисциплине:
- Торможение на мокрой поверхности - 15;
- Боковая устойчивость на мокром асфальте - 10;
- Управляемость на мокрой трассе - 15;
- Продольное аквапланирование - 10;
- Поперечное аквапланирование - 10;
- Торможение на сухой поверхности - 10;
- Управляемость на сухой трассе - 10;
- Расход топлива - 10;
- Шумность - 5;
- Комфорт езды - 5;
Всего - 100 (максимум).
Сводная таблица результатов тестирования и итоговое распределение мест:
Автомобилестроители могут высоко оценивать легко катящиеся топливосберегающие шины, но эксперты журнала Vi Bilägare после недели тестов советуют водителям весьма критично подходить к выбору шин этого типа в качестве обуви для своего автомобиля. Уж слишком велик компромисс в отношении безопасности. Для тех, кто заботится об окружающей среде, есть несколько моделей экономичных шин с чуть более высоким сопротивлением качению, но большим уровнем надежности.
Автор: Vi Bilagare
Теги: летние шины, тесты летних шин, Vi Bilägare, Bridgestone Turanza T005, Continental EcoContact6, Continental PremiumContact6, Goodyear EfficientGrip Performance 2, Michelin e.Primacy de, Michelin Primacy 4, Nokian Hakka Blue 3, Nokian Hakka Green 3, Petlas Imperial PT515, Toyo Proxes Comfort